Торпедные канонерские лодки HMS тип «Dryad» 1892 год
Из архива. Статья 2013 года.
25 октября 1893 произошли два довольно примечательных события. На казенной Чатемской судоверфи была спущена на воду торпедная канонерская лодка 1 класса «Dryad». На Чисвикской судоверфи мистер Джон Торникрофт спустил дистройер «Daring». Произошло ли это случайно или Торникрофт специально подгадал, непонятно. Важно что эта серия TGB торпедо ганбот британского флота оказалась последней. Далее англичане развивали линейку миноносцев истребителей.Нам эти корабли широко не известны и по сути являются тем, что в русском флоте называли минным крейсером.
Заказаны лодки были по Морскому Оборонному Акту от 1889 г ( Naval Defence Act of 1889) , Закон, принят британским парламентом 31 мая 1889 года и предусматривал постройку в течение 1889—1894 годов 70 боевых кораблей для Королевского флота, на сумму 21,5 миллионов фунтов стерлингов. Впервые утвердил «двухдержавный» стандарт (англ. Two Power Standart), согласно которому британский флот должен был быть сильнее, чем два любых других флота в мире вместе взятые.
[1]Корабли ( было построено 5 кораблей строго на казенных верфях) продолжали линейку TGB Британского флота таких как «Шарпшутер» и «Спиди».
Характеристики
Имя | Dryad | Hazard | Harrier | Halcyon | Hussar |
Фирма | Chatham Dockyard | Pembroke Dockyard | Devonport Dockyard | ||
Дата закладки | 1892? | 1.12.1892 | 21.01.1893 | 2.01.1893 | 3.04.1893 |
дата спуска | 25.10.1893 | 14.02.1894 | 20.02.1894 | 06.04.1894 | 3.04.1894 |
Дата опробования | 22.11.1893 | 17.02.1894 | |||
Дата вступления в строй | 21.07.1894 | 24.07.1895 | 8.07.1896 | 16.05.1895 | 3.12.1896 |
Дата отправления на слом | 1920 | 28.01.1918 затонул | 23.02.1920 | 06.10.1919 | 13.07.1921 |
Водоизмещение ( лонг т) | 1070 | ||||
Длинна | 76,3 | ||||
ширина | 9,3 | ||||
осадка | 2,8 | ||||
Силовая установка | 2 ПМ ( 3 цил 3 расшир) , 2 ПК | ||||
Мощность СУ (л.с.)[3] | 3500 | ||||
Тип котлов | Огнетрубные локомотивного типа | ||||
запас угля , лонг т | 100-160т макс | ||||
Скорость (уз) на испытаниях | 17,5 ( на испытаниях 19,1…19,7) | ||||
Дальность (миль)при 10 уз | 3000 | ||||
полным ходом | |||||
Вооружение[2] | 2-120 мм | 1-120 мм | |||
2-76 мм | |||||
4 -57 мм, | 1-57 мм | ||||
1-25 мм (5 ств Норденфельда ) | |||||
5- 450 мм ТА( после 1914- 3 ТА) | |||||
экипаж | 120 |
Данным по кораблям мало На мой взгляд, потому что окрабли оказались на такой роли нелюбимого ребенка. Формально на испытаниях новые дистройеры делали их по скорости — и корабли в глазах флота оказались неудачными. По своему основному профилю как торпедные не применялись. использовались как обычные канонерки в «политике канонерок». (Довольно таки неплохо использовались, если отбросить моральные и общечеловеческие «ценности») или как учебно-представительские( полуют ( его не было на «Шарпшутерах» и «Алармах») позволил улучшить комфорт и численность экипажа/курсантов/всяческих начальников). Прожили на море более долгую жизнь, чем выжившие их из занимаемой ниши первые дистройеры. Вообще на мой взгляд корабли получились неплохие — достаточно крепкие, надежные, удобные.
Места строительства.
Дриада была построена на Чатемской верфи ( около Лондона)
Азарт на Пембрукской судоверфи в Pembrokeshire, Уэльс ( субподрядчик машин в Глазго)
Халикон, Харриер и Гуссар — на Плимутской судоверфи.( юго-запапдная оконечность Англии).Субподряд на машины- г.Hebbern на севере Англии почти с на границе с шотландией
«Dryad»
В 1906 г. она была выбрана в качестве учебного судна Навигационной Школе в Портсмуте — проведение навигации и подготовка офицеров на море. В свое время ее имя стало нарицательным для учебных судов самой школы и Southwick House в Хэмпшире.
К 1914 году Дриада был преобразована в тральщик и действовала в Северном Море из порта Лоустофт.
Комендор Эрнест Мартин Жеан (Ernest Martin Jehan)и три других были назначены на Q-корабль ( корабль ловушка ) «Inverlyon». С Жеханом в команде 15 августа 1915 г. они потопили немецкую подводную лодку UB-4 . Жехан был награжден за выдающуюся службу Крестом (Distinguished Service Cross) за его участие в акции. Вот как это описано у Больных -»Кое-кому может показаться, что мелкие пушечки, которыми англичане вооружали свои ловушки, были бесполезны. Чаще всего именно так и выходило, но все-таки вооруженный смэк (Одномачтовый рыбацкий парусник) «Инверлион» под командованием бывшего комендора Королевского Флота Эрнеста Джехана сумел уничтожить вражескую лодку, затратив всего 9 снарядов калибра 47 мм. Правда, это была совсем маленькая лодка, но все-таки…
В августе 1915 года «Инверлион» занимался «ловом рыбы» недалеко от Ярмута, но поймал он совершенно неожиданную «рыбку». Подводная лодка UB-4 лейтенанта Карла Гросса уже успела отличиться, потопив 10 апреля 1915 года британский пароход «Хэрпэлис». 16 августа примерно в 20.20 Гросс заметил рыбацкое судно и пошел ему навстречу. Тратить торпеду на такую мелочь он не собирался, рассчитывая затопить судно подрывным зарядом.
Джехан с некоторым удивлением увидел, что немцы даже не сочли нужным установить пулемет на треноге перед рубкой. Подойдя на 30 метров к смэку, Гросс крикнул, приказывая ему остановиться. Вместо этого Джехан выхватил свой револьвер и крикнул: «Открыть огонь!» Первый же снаряд «Инверлиона» взорвался внутри рубки UB-4. Второй снаряд снес ограждение рубки, срубил флагшток и сбросил Гросса в воду. Третий снаряд снова взорвался внутри рубки. Послышались крики испуганных немцев, но англичане продолжали вести жаркий огонь. Вошедший в азарт Джехан четырежды перезаряжал свой револьвер. Несколько снарядов пробили прочный корпус и взорвались внутри лодки. UB-4 окуталась дымом и начала тонуть носом вперед. Джехан приказал прекратить огонь. Корма лодки на мгновение поднялась в воздух, и UB-4 в последний раз ушла под воду. Хотя англичане попытались вытащить из воды раненного командира лодки, он утонул. За этот бой Джехан был награжден Орденом за выдающиеся заслуга.»
Была переименована в «Hamadryad» в 1918 году и продана «H Auten & Co» 24 сентября 1920 года за слом.
TGB «Harrier»
Проведя несколько лет в Средиземном море, была передана рыбоохране . Затем она была использована в Навигационной школе в Портсмуте. Во время первой Мировой Войны, она была преобразована в тральщик.
В 1921 году она была продана Welsh company для коммерческого использования.
TGB «Hazard«
В 1897 и 1898 году в “Hazard,” , которой командовал лейтенант Price Vaughan Lewes, занимался умиротворение Крита. Отчаянная атака на небольшую группу матросов и солдат фанатичной, хорошо вооруженной толпы, произошла 6 сентября 1898 г.
В то же время британский госпиталь и лагерь на другом конце города подверглись нападению. Там были только 130 британских войск в городе, и турецкие войска не помогли, что как они должны были сделать.
“Hazard”открыл огонь по городу из 120 мм. В каждом случае обороны был героически поддерживал, и тогда разгневанная толпа повернулась к родной христиан, из которых считается, около тысячи были убиты. “Hazard» потерял четырех моряков, погибших и нескольких раненых; но королева была удовлетворена поведением “Hazard”по продвижению лейтенанта Льюиса , и награждение его Крестом Виктории и Distinguished Service Order ( орден «За выдающиеся заслуги») хирургу Дж Майяра и лейтенанту E.H. Nicholson соответственно. Памятник убитым матросам был помещен в Upper Barracca на Мальте. “Hazard” в конце концов стал морских депо судно для подводных лодок.
2 февраля 1912 г “Hazard”, а командовал лейтенант Чарльз J.C. Мало, столкнулся с погруженной подводной лодкой A3, который, к сожалению, затонула с убытком в 14 жизней.
28 января 1918 года лодка столкнулась с госпитальным судном SS «Западная Австралия» в Ла-Манше и затонуло в Портланд-Билл.
TGB «Hussar«
В 1897 году “Hussar» был занят в «умиротворение Острова Крит,» который привел к назначению князя Георгия в Греции в качестве Верховного комиссара, под сюзеренитетом турецкого султана. Последние турецкие войска будут удалены с острова, были доведены до Salonica “Hussar”ом.
Эта канонерка было преобразовано в специальном корабль для обслуживания Commander-in-Chief в Средиземном море, служила в Средиземном море с 1896 по 1905 год. Затем она была использована в качестве RNR (Ройял Нави резерв). Позже она была перенесена в рыбоохраны обязанностей. В 1907 году, ее орудия были сняты, и она вернулась к Средиземному как адмиральская яхта. В 1914 году она была преобразована в тральщик, в роли которой она работала в Дарданеллах. Она была продана в 1920 году и разобрана на Мальте в следующем году.
TGB «Halcyon«
26 июня 1897 года Halcyon присутствовал на Флота Обзор в Спитхеде в честь королевы Vicoria шестидесятилетнего Юбилея.
HMS Halcyon было поручено служить на средиземноморской Станции, где она работала до Мая 1901 году, когда ей был выплачен в размере девонпорта и помещен в Флота резерв для переоборудования. Хотя, предлагаемых для продажи на слом ,она была введен в эксплуатацию в Sheerness ( г Ширнесс) 5 июля 1913 года. В августе 1914 г. она стала кораблем Старший Морской Офицер Северного Морского Рыбного хозяйства. Она была продана J H Lee из Dover на слом 6 ноября 1919 года.
***
по материалам интернета типа
http://en.wikipedia.org/wiki/Dryad_class_torpedo_gunboat
http://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Dryad_(1893)
http://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Halcyon_(1894)
и журналов «инженер» и «марине инженер» за 1893 год.Есть книга по TGB RN но я ее в сети не нашел
***
[1] рисунок-(126 mm x 284 mm )«HMS Dryad Floated at Chatham, 25th November 1893», автор Miss Cecil Heneage, дочка вице-адмирала на тот момент of Sir Algernon C F Heneage, KCB
http://www.dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/Algernon_Charles_Fieschi_Heneage
© National Maritime Museum, Greenwich, London
[2] при спуске в газетах ( двух разных, те не опечатка) указывалось основное вооружение 4- 120 мм орудия + 4 шестифунтовых орудий . Как стояли поворотные ТА непонятно- вроде бы ( на фото «Гуссара») как ближе к корме в вырезе.
[3] с машиной не совсем все понятно.данным мало.Судя по фото( мое мнение) было так ( схематично.Трубы еще ближе к оконечностям должны быть)
также в интеренете муссируется, что якобы на Халиконе стояла машина в 6000 л.с Абсурд. По данным из журналов- машины идентичны 3500 л.с. Заказывались субподрядчикам( походу кроме головного.
Выводы.
1.Корабли были скажем нормальными. Просто комуто в голову ( допустим Ярроу.Он в то время строил две подобные канонерки для южной америки.С точно такой-же машиной 3500 и.л.с) пришла мысль.Воткнуть машину в предельно малое водоизмещение.
Рестайллинг идеи на новых котлах и машинах годике так в 1900 в той-же России вполне мог получиться.
2.Пришла в голову идея глядя на Азарт в роли депо-плавбазы. Плавбаза в обычном понимании это такой списанный гроб, где экипажи ПЛ помыться могут и поспать нормально. Но в реалиях 1900-1920 можно же сделать чтото типа депо-дойной коровы.ТЕ ушла лодка к к чужому берегу.К ней через неделю подходит такой корабль- заправляет топливом и меняет экипаж если надо.
ЗЫ загадку никто не отгадал.Да и не пытался.
Харриер — такой вид собачки
Халико Зимородок- «птичка рыбачок»
Гуссар и Азарт- тут все понятно.