«Танки» Древнего Израиля и их «двигатели»
Статья Дмитрия Мазарчука с сайта WARSPOT.
Содержание:
Самым устрашающим видом войск древнего мира являлись колесницы. Грозные экипажи Тутмоса III и Рамсеса II гарантировали египетскую гегемонию над ханаанскими и арамейскими царствами. Несколько веков спустя колесницы правителей Новоассирийской державы обеспечили могущество этой империи. Есть основания полагать, что древние израильтяне не только знали о колесницах, но и активно пользовались ими. Возможно, именно колесничное войско обеспечило недолгий взлёт Израильского царства в правление династий Омри и Йеху.
Колесницы в источниках
«По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния». (Наум 2:4)
Это лишь одно из многих упоминаний «танков древности» в Ветхом Завете. Известны упоминания колесниц Соломона, Омри, Ахава — всего шестнадцати библейских царей. Описывающие царский период библейские книги делают акцент на конях как ключевом элементе «системы безопасности» древних евреев. В качестве примеров отметим обозначенную численность сил Соломона (1400 колесниц и 12 000 лошадей), а также «бессчётное» количество колесниц то ли Иудеи, то ли Израиля (Ис 2:7).
Заслуживают доверия небиблейские источники, прежде всего надпись на Курхских монолитах и Стела из Тель-Дана. В первом случае Ахаву приписывалось войско в 2000 колесниц. Во втором случае речь шла о 2000 колесниц коалиции во главе с Израилем.
Наконец, третьей группой источников является раскопанный в Мегиддо комплекс сооружений, предназначенных для содержания и, как предполагается, боевой выучки коней.
Сопоставив информацию трёх комплексов источников, многие современные историки пришли к выводу, что, по словам Деборы Кантрелл,
«в IX веке до н.э. Израильское царство содержало большое и грозное колесничное войско».
Ключевым элементом этого войска были подготовленные боевые лошади.
Колесничные лошади
Автор уже рассказывал о содержании и подготовке коней. Сейчас же уделим больше внимания начальному и конечному звеньям логистической цепочки: как кони появлялись в Израиле, а также куда и как они исчезали?
Одним из источников появления коней был их захват на поле боя. Более того, участвовавшие в сражении и выжившие в нём лошади должны были цениться больше. Однако большинство исследователей склоняется к мысли, что тренировочный центр в Мегиддо служил местом подготовки необученных лошадей, которых специально покупали, чтобы затем перепродать.
В древности одним из основных мировых поставщиков лошадей был Египет. Именно египетские (точнее, кушитские) лошади — рослые, крепкие и выносливые — как нельзя лучше подходили для колесниц. Кушитские лошади не раз упоминаются в ассирийских источниках. Например, на одной ассирийской табличке говорится о том, как при взятии Мемфиса было захвачено 50 000 лошадей, «подготовленных к ярму».
В качестве военных лошадей предпочитают отбирать жеребцов — из-за их силы и выносливости. Данные раскопок демонстрируют, что в древности не пренебрегали меринами и кобылами. Тексты из Нузи и Песни Песней также свидетельствуют о том, что кобылы использовались в колесничном деле:
«Кобылице моей в колеснице фараона уподобил тебя я, подруга моя!». (Песнь 1:8)
Безусловно, использование кобыл имело свою специфику, а использование меринов — свои преимущества: эти лошади спокойнее жеребцов, что более удобно как в их подготовке, так и в содержании.
Покупка лошадей в Египте нашла отражение и в Ветхом Завете:
«Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги» (3 Цар 10:28)
Другим источником лошадей была Кува — Киликия.
К настоящему времени собрано довольно много информации о стоимости лошадей на древнем Ближнем Востоке. Цена менялась в зависимости от региона, эпохи, а также типа и состояния товара. Вот данные из относящихся к бронзовому веку Хеттских законов (около 1650–1500 годов до н. э.):
Вид лошади | Стоимость в серебряных шекелях |
Отлучённый от вымени жеребёнок или кобылка | 4 |
Годовалый жеребёнок | 10 |
Годовалая кобылка | 15 |
Пастбищный конь | 14 |
Упряжная лошадь | 20 |
Мул | 40 |
В железном веке стоимость лучших экземпляров могла достигать 150 и даже 230 серебряных шекелей. Вероятно, это была цена молодого жеребца с большим репродуктивных потенциалом. Стоимость кобылы по данным из Нузи и Угарита (поздний бронзовый век) была ниже — 30–50 шекелей. Возможно, что цены железного века отличались незначительно. Очевидно, что обученный боевой конь стоил дороже рабочей лошадки.
Если Мегиддо действительно служил местом подготовки колесничных лошадей, которые предназначались прежде всего для продажи, то основным покупателем такого специфичного товара были ассирийцы. Они содержали в городе своего торгового агента (тамкара).
По подсчётам Кантрелл, 100 закупленных кобыл и десяток жеребцов за 12 лет активного использования могли произвести почти полторы тысячи потомков. Их следовало подрастить в плодородной местности (приблизительно до 3–5 лет), обучить в тренировочном центре (полгода) и продать. Обладая таким «конезаводом», царь Ахав за своё 22-летнее правление мог обеспечить необходимым количеством лошадей почти половину своего 2-тысячного колесничного войска (из расчёта три лошади на колесницу).
При содержании лошадей двумя основными ресурсами являются вода и зерно. Если первую находили в источниках, реже в колодцах, то для второго была нужна система земледелия. В идеале 450-килограммовая лошадь съедает в сутки 5,4–6,8 кг зерна и 4,5 кг сена. Таким образом, выращивание и содержание большого количества лошадей могло осуществляться только в областях с развитым земледелием, притом довольно плодородных. В Палестине такие условия предоставляла Изреельская долина, расположенная возле плато, на котором находился Мегиддо. Долина могла служить местом выпаса и свободного (не в стойлах) содержания сотен жеребцов и кобыл до того времени, пока они не станут пригодными для обучения или иных целей.
Итак, множество условий благоприятствовало тому, чтобы небольшое Израильское царство стало одним из важнейших элементов международной торговли лошадьми. На этом этапе лошадей могли выращивать, а также готовить к службе в колесницах. По замечанию И. Финкельштейна,
«пока Ассирия не установила в конце VIII века до н.э. прямого контроля над Египтом, Израиль являлся источником лошадей, которые закупались в Египте, выращивались и тренировались в Мегиддо, а затем продавались в Ассирию и другие северные царства».
Торговля колесничными лошадьми составляла важную статью экономики Израиля, а в период вассальной зависимости от Ассирии помогала обеспечивать выплату требуемой дани.
Устройство боевой колесницы
Помимо экономического, лошади имели и военное значение. Приведённые выше данные говорят в пользу того, что израильские цари обладали значительным по составу и мощи колесничным войском.
По определению Александра Нефёдкина, колесница представляет собой запряжённый лошадьми аппарат, имеющий два колеса со спицами и кузов. Судя по ассирийским барельефам, колесницу влекли две лошади, и ещё одна была запасной, но у других культур могли существовать другие нормативы. Экипаж колесницы обычно состоял из возницы и вооружённого луком и стрелами воина.
Стоимость военной повозки точно неизвестна. В текстах II–I тысячелетий до н.э. встречаются лишь три упоминания об этом. Одно из них содержится в Ветхом Завете: Соломон заплатил за доставленную из Египта колесницу 600 шекелей (3 Цар 10:29). Возможно, в этом случае речь шла об особой, церемониальной повозке. Относительная простота изготовления и ремонта, упоминания в источниках о тысячах боевых колесниц — всё это говорит в пользу невысокой их стоимости.
Тем не менее колесницы представляли собой элитные войска, которые формировались, как правило, из представителей верхушки общества. Они являлись опорой и приближёнными главнокомандующего — царя. Не случайно библейский пророк Самуил предостерегал евреев от введения царской власти такими словами:
«Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмёт, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его». (1 Цар 8:11)
Колесницы были особым родом войск, который имел преимущество на открытых и просторных участках с плотным грунтом. Именно такая местность была, например, на севере Израильского царства. С учётом скорости колесницы, доходившей до 50–60 км/ч, Мегиддо благодаря своему месторасположению служил своего рода хабом для основных населённых пунктов древней Палестины. Вероятно, там располагался военный штаб Израильского царства.
Колесницы в сражении
По словам Нефёдкина, боевая колесница представляла собой не более чем движущуюся площадку для стрельбы из лука. Комбинация лёгкой и быстрой колесницы со сложносоставным луком произвела в позднем бронзовом веке, вероятно, первую революцию в военном деле. По подсчётам историка Джона Кигана, подразделение из десяти колесниц в течение десяти минут могло убить 500 человек и посеять хаос в рядах их товарищей. Именно паника, сцены которой часто изображались в ассирийском и египетском искусстве, являлась главной проблемой в сражении.
Стандартная тактика ассирийцев, мастеров колесничных сражений, включала прорыв вражеского центра. В других случаях это был прорыв крыльев противника при обороне своего центра пехотой или же одновременная атака на центр и фланги противника. Во всех случаях колесницы играли роль тарана, уничтожавшего и рассеивавшего пехоту.
По замечанию Кантрелл, «боевые лошади тренировались убивать». Самый известный пример смерти под копытами лошадей содержится в Ветхом Завете — это рассказ о гибели царицы Иезавели:
«И брызнула кровь её на стену и на коней, и растоптали её». (4 Цар 9:33)
С другой стороны, лошадь сама может быть покалечена или вовсе погибнуть в бою. Главную угрозу для неё несёт не оружие, а переутомление: лошади устроены таким образом, что будут трудиться до тех пор, пока не падут от усталости. Отсюда необходимость регулярной смены лошадей, вывода их из сражения для отдыха. Опираясь на опыт спортивных соревнований, Кантрелл говорит о необходимости регулярной смены колесничных лошадей. Для этой цели в боевом лагере войска должны были существовать специальные места. Например, рельеф из Абу-Симбела изображает лошадей в разной степени готовности: они отдыхают и питаются, готовятся к запряганию или уже запряжены и готовы вступить в сражение.
В Израиле с его небольшими размерами отдых лошадям могли обеспечивать стационарные пункты. Признаком такой функции археологи считают многокамерные ворота ряда городов Древней Палестины. Конструкция таких ворот, найденных также в Ассирии, предназначена специально для перепрягания и отдыха лошадей — не случайно их строительство сошло на нет в VII веке до н.э. с упадком колесничного войска и приходом ему на смену кавалерии.
Значительное число многокамерных ворот составляет отличительную черту военного дела Древнего Израиля. Возможно, это объясняется его преимущественно оборонительным характером — в отличие от Египта и Ассирии. Хотя, по словам Стивена Вейнгартнера,
«колесницы являлись ключом к строительству империй»,
созданная в Израильском царстве уникальная инфраструктура имела оборонное назначение.
Безусловно, лошадь была первым ключевым элементом колесничного сражения, и о её состоянии следовало заботиться. Возможное поведение лошадей в сражении отражено в библейской книге Иова (сам текст составлен в VI веке до н.э.):
«Храпение ноздрей его — ужас; роет ногою землю и восхищается силою; идёт навстречу оружию; он смеётся над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча; колчан звучит над ним, сверкает копьё и дротик; в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; при трубном звуке он издаёт голос: «гу! гу!» и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик». (Иов 39:20-25)
В сражении лошадям приходится иметь дело с целым рядом пугающих их факторов визуального, аудиального и ольфакторного (обонятельного) характера. Их воздействие можно минимизировать рядом изобретений и ухищрений — например, шорами или заглушками для ушей. Кроме того, избавление от страха перед пугающими факторами входило в программу тренировки лошадей. У нас нет данных из ближневосточного региона, но можно привести одно свидетельство грека Ксенофонта:
«Следует также выводить молодую лошадь в людные, необычные места, приучая ко всяким неожиданностям и шуму».
Как подметил ещё Курций Руф, на колеснице легко ехать, но её трудно развернуть или остановить. Для этого могли использоваться специальные механизмы или помощь бегунов.
С другой стороны, в эпоху до широкого применения огнестрела лошади были мало уязвимы. Наиболее эффективным оружием против лошади был топор, удар которого мог в одночасье уложить её оземь. Чтобы этого избежать, использовалось защитное вооружение. В частности, находки погребений лошадей железного века на Кипре содержат лошадиные нагрудники. Известны также бронзовые шлемы для лошадей (Иран, IX век до н.э.), специально предназначенные для смягчения ударов топором.
Сама задача поразить движущуюся лошадь в бою была достаточно трудной. Даже если удавалось задеть колесничного коня копьём или мечом, у него оставалось достаточно сил, чтобы продолжить движение или поразить атакующего копытами — и это не считая действий воина экипажа. По этой причине главной целью атакующего были лошадиные ноги. Именно для противодействия такого рода атакам были изобретены серпоносные колесницы — прикреплённые к осям косы мешали атакующим подобраться ближе к лошади. Впрочем, данных об использовании таких колесниц в Палестине железного века нет.
Колесничие Израиля в изгнании
По предположению Кантрелл, после вторжения Тиглатпаласара III в 732 году до н.э. израильские колесницы могли быть эвакуированы в Иудею. C другой стороны, сохранились данные об использовании израильских по происхождению колесничих в армии ассирийского царя Саргона II (722–705 годы до н.э.). Сами по себе они являются важнейшим свидетельством значительной роли колесниц в войске Израиля, оценённой его врагами-ассирийцами.
В относящихся к правлению Саргона списках лошадей упомянуто несколько подразделений колесниц, второе по численности из которых включало командиров родом из Самарии. Кроме того, в надписи Саргона говорится о депортированных из Самарии израильтянах:
«Я сформировал подразделение из 50 колесниц из них».
На Призме Нимруда сказано уже о 200 израильских колесницах, вошедших в ассирийскую армию. По словам Стефани Дэлли,
«служившие в армии Саргона в качестве этнического подразделения самаритяне должны были быть столь же профессиональны, сколь и крайне надёжны».
По иронии судьбы, именно в это время в ассирийской армии кавалерия выделяется в отдельную тактическую единицу. Получается, что падение Израильского царства и начало упадка боевых колесниц на Ближнем Востоке хронологически практически совпали.
Литература и источники
- Cantrell, D.O. Horsemen of Israel. Horses and Chariotry in Monarchic Israel (Ninth–Eighth Centuries BCE). — Winona Lake, IN, 2011.
- Cantrell D.O., Finkelstein I. Kingdom for a Horse: The Megiddo Stables and Eighth Century Israel // Megiddo IV: The 1998–2002 Seasons / Ed. by I. Finkelstein, D. Ussishkin, B. Halpern. — Tel Aviv, 2006.
- Dalley, S. Foreign Chariotry and Cavalry in the Armies of Tiglath-Pileser III and Sargon II // Iraq. — 1985. — Vol. 47.
- Finkelstein, I. Forgotten Kingdom: The Archaeology and History of Northern Israel. — Atlanta, 2013.
- Franklin, N. Entering the Arena: The Megiddo Stables Reconsidered // Rethinking Israel Studies in the History and Archaeology of Ancient Israel in Honor of Israel Finkelstein / Ed. by O. Lipschits, Y. Gadot, M. J. Adams. — Winona Lake, IN, 2017.
- Scurlock, J. Neo-Assyrian Battle Tactics // Crossing Boundaries and Linking Horizons. Studies in Honor of Michael C. Astour on His 80th Birthday / Ed. by G.D. Young, M.W. Chavalas, R.E. Averbeck. — Bethesda, MD, 1997.
- Библия. Книги Ветхого и Нового Завета (синодальный перевод).
- Ксенофонт. О верховой езде / Пер. В.В. Понарядова. — Сыктывкар, 2005.
- Нефёдкин, А.К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI–I вв. до н.э.). — СПб., 2001.
источник: https://warspot.ru/21671-tanki-drevnego-izrailya-i-ih-dvigateli