В продолжение статьи коллеги Greg1917 “Если бы Тухачевский стоял во главе красной армии с 1930?”. Для начала приведем несколько цитат.
«Совершенно иначе обстоит дело, если строить танк на основе трактора и автомобиля, производящихся в массах промышленностью. В этом случае численность танков вырастает колоссально…»
«В общем, вопрос применения трактора и автомобиля для танка надо считать решенным и в наших условиях, – подводил итог Тухачевский, – на самом же деле ИЗ КАЖДОГО ТРАКТОРА И АВТОМОБИЛЯ МОЖНО ПОСТРОИТЬ ОДИН ТАНК [Выделено в тексте документа. Подчеркнуто Стали¬ным при прочтении. – А.К.]».
Справедливости ради необходимо отметить, что подобные идеи явно «витали в воздухе». Так, еще в ноябре 1929 г. начальник Управления механизации и моторизации РККА И.А. Халепский в письме председателю ВСНХ В.В. Куйбышеву предлагал «сочетать проектируемые типы тракторов с программой производства танкостроения и самоходных установок».
Какова же должна быть “колоссальная численность” танков?
Если придать каждой стрелковой дивизии батальон танков поддержки пехоты, допустим 50 танков, то на 100 дивизий мирного времени потребуется 5000 танков. Это количество потребуется не сразу, а за несколько лет, и значительная часть танков пойдет на консервацию, но построить их так или иначе придется.
В угрожаемый период (в нашей истории осень 39 – лето 41 гг) будет развернуто еще 100 дивизий, для которых потребуется еще 5000 танков.
В первый год войны потребуется построить еще 10 000 танков для восполнения потерь и комплектации новых дивизий.
Как видим, танков второй линии действительно требуется много. А в период мобилизации их выпуск должен быть резко увеличен. Понятно, что для советской (да и для любой) промышленности гораздо легче выпустить большое количество танков, изготовленных на базе серийных тракторов. Советское руководство тоже это понимало.
Тухачевский и так стоял во главе армии. В том смысле, что, находясь на должностях начальника штаба и замнаркома по вооружению, мог организовать программу производства танков второй линии. При полной поддержке и понимании руководства.
Почему же этого не было сделано?
Во-первых, ТТХ суррогатного танка окажутся заведомо хуже, чем у танка специальной постройки. И если не учитывать цену, то военные всегда предпочтут нормальный танк.
Но если поставить вопрос так – или даем в СД танки второй линии или не даем им танков вообще?
Еще называют причину отказа от танков-тракторов в том, что Тухачевского расстреляли. Но это не может быть причиной, так как отказались сперва, а расстреляли потом. На самом деле, главнейшая причина отказа от в целом здравой идеи – техническая безграмотность и авантюризм Тухачевского.
Будучи командующим ЛенВО, Тухачевский санкционировал строительство танка “Фордзон”.
Шасси – колесное 2х4, двигатель 20 лс, скорость 11 км/ч, броня 7 мм, вооружение – один пулемет в неподвижной рубке. Машина получилась слишком слабая. Идея строительства танка на основе трактора была доведена до абсурда.
Развилка.
Но, предположим, что к моменту, когда Сталин получил известное “письмо”, Тухачевский уже умер естественным путем. Вариантов много – болезнь, несчастный случай, покушение.
А письмо осталось. И программа строительства танков второй линии, получившая название “Танк Тухачевского”, была поручена другим людям, более грамотным.
Как бы мог выглядеть этот танк?
Прежде всего, за основу должно быть взято шасси гусеничного трактора. Пусть это будет не самый мощный трактор, а самый массовый, средненький 5-ти тонный с двигателем 50 лс, но обязательно гусеничный.
При переоборудовании трактора в танк выбор компоновки невелик.
Первый вариант — водитель и вооружение размещаются в просторной бронерубке, как на ХТЗ-16
Вполне достойная машина, особенно, если учесть, что ее выпуск был организован практически экспромтом. Как вариант данной компоновки — водитель и вооружение в рубке, но зад и перед поменяны местами. Двигатель сзади, а боевое отделение — спереди. Такой вариант оправдан если танк имеет несущий бронекорпус. Но такая схема требует радикальной перестройки шасси, что неприемлемо для мобилизационного танка.
Второй вариант компоновки — водитель и пулеметчик размещаются по бокам от двигателя, а позади двигателя устанавливается основное вооружение в башне. Так компоновали бронетрактора во многих странах — США, Австралия, Афганистан и некоторые модели бронетракторов в СССР.
Весьма вероятно, что для танка Тухачевского будет выбрана вторая компоновка. Но, в отличии от вышеприведенных моделей, шасси для танка будет готовиться заранее, на этапе проектирования трактора-донора.
Для чего:
• ходовая часть должна быть рассчитана на примерно 2-х кратное увеличение массы. Соответственно – усилена. Это не слишком удорожит трактор, но пойдет ему на пользу и в гражданском применении. Будет запас прочности.
• Предусмотреть возможность замены пружин подвески на более жесткие.
• Предусмотреть возможность переноса элементов управления.
• Предусмотреть возможность крепления бронекорпуса.
• Предусмотреть возможность увеличения передаточного числа бортовых редукторов, соответственно увеличению массы.
Последний пункт рассмотрим подробнее.
Если при массе 5 тон транспортная скорость трактора составляет 20 км/ч, то при массе, допустим в 8 тон скорость танка должна быть ПОНИЖЕНА до 12 км/ч.
При этом пожелания высокопоставленных заказчиков будут строго обратные – скорость танка с их точки зрения должна быть выше, чем у трактора. Но нет – в силу вступает золотое правило механики: выигрываем в силе – проигрываем в скорости. Физика требует скорость СНИЖАТЬ. Масса возросли при той же мощности двигателя? Скорость должна понизиться.
Нагрузка на ходовую часть увеличилась? Значит, динамическая нагрузка должна быть уменьшена, значит, надо ехать медленнее. А не то колеса отвалятся. Тише едешь – дальше будешь. И, потом, это суррогатный танк второй линии. Из трех качеств – дешевизна, надежность, скорость, придется выбрать первые два. Тогда у бронетракторов будет шанс сохранить моторесурс и дожить до войны.
Почему можно поступиться скоростными характеристиками? Потому, что танк изначально предназначается для танковых батальонов СД. И у него будет два основных варианта использования — движение в походной колонне вместе с пехотой и гужевыми повозками и поддержка пехоты, для чего танки движутся строем фронта позади цепей атакующей пехоты.
В обоих случаях большая скорость не является обязательным требованием.
Предполагаемый внешний вид и расположение экипажа танка приведены на рисунках.
Предполагаемые ТТХ танка:
Масса — 8 тон
Скорость — 12 км/ч
Броня — 10 мм
Экипаж — 4 чел.
Запас хода — 200…300 км
Вооружение —
2 пулемета (танковая модификация пулемета Максим или ДТ-29)
1 автоматическое универсальное безоткатное орудие.
Орудие предположительно системы Кондакова, калибром 45 мм.
Применение ДРП объясняется тем, что безоткатные пушки в то время были «в тренде», их легко установить на легкую бронетехнику, возможна установка пушек калибра как 37, так и 76 мм.
Понятно, что ведение зенитного огня возможно только в передней полусфере. Тем не менее, это очень ценная опция, для чего в боекомплект включены гранаты с дистанционной трубкой. Они же — танковая шрапнель. А также ОФ и бронебойные снаряды.
Модернизация танка.
1. Броня
К концу 30-х годов требования по бронированию возрастут. Возникнет настоятельная потребность в экранировании уже выпущенных и выпускаемых машин. Минимально-возможное усиление брони — это установка 20-мм бронеэкрана на ВЛД и лобовой лист башни. Таким образом, с лобовых проекций суммарная толщина бронирования составит 30 мм при наклоне в 50°.
Такое бронирование обеспечит защиту спереди от огня ПТР и в какой то степени от ПТП.
Масса бронеэкранов составит 1 тонну, причем вся дополнительная нагрузка придется на переднюю тележку. Но, к счастью, конструктора позаботились об усилении ходовой части заранее.
2. Вооружение.
В целом соответствует, но требуется убрать выхлоп из ДРП. Это требование справедливо, так как выхлоп сильно демаскирует танк и представляет опасность для своих собственных войск.
Здесь есть варианты.
* Можно заменить орудие на 45-мм танковую пушку 20-К. Это потребует незначительной доработки конструкции башни. Возможность ведения зенитного огня сохранится.
* Прекрасным (но и дорогим) вариантом замены является 25-мм зенитный автомат 72-К.
Этот автомат позволяет вести эффективный огонь по авиации, по бронетехнике, по ПТП и по пулеметным точкам противника. Но он будет разработан только к началу 40-х годов.
* Крупнокалиберный пулемет.
* Автоматический 40-мм гранатомет.
* Автоматический 82-мм миномет.
3. Скорость
Выше объяснялось, почему бронетрактор должен быть тихоходным. Но можно не сомневаться в том, что танкисты будут требовать увеличения скорости. Даже в ущерб моторесурсу. Особенно актуально это требование станет с началом войны.
Скорость придется увеличивать. Но для этого как минимум потребуется более мощный двигатель. Напрашивается следующий вариант — использовать авиационные двигатели М11, отработавшие свой ресурс на самолетах. Таких двигателей на начало 40-х должно накопиться много. В ходе капитального ремонта старые двигатели будут дефорсироваться, степень сжатия уменьшаться для работы на бензине 2-го сорта. Ожидаемая мощность — 80…90 лс, что позволит разгонять бронетрактор до 20…25 км/ч.
Моторесурс у такой машины будет порядка 100 часов, что в условиях войны вполне приемлемо.
Оценка проекта.
«Танк Тухачевского» как по назначению (ТСП и мобилизационный), так и объему выпуска (20 тыс и 24 тыс штук) соответствует РИ танкам Т-26, Т-60 и Т-70. Но при этом бронетрактор имеет существенное технологической преимущество, так как выпускается на шасси серийного трактора, с сохранением выпускаемой модели как в предвоенный период, так и при мобилизации. Это преимущество проявляется при производстве танка, ТО и освоением личным составом в частях.
Броня все этих легких танков — противопульная с некоторым усилением в лобовой части.
Проходимость — сопоставима, достаточно высокая.
Обзор однозначно лучше у «Танка Тухачевского», так как за обстановкой наблюдают 4 члена экипажа, и потому что башня имеет открытый верх. Последнее обстоятельство сильно облегчает эвакуацию башнеров из подбитого танка.
Вооружение в целом лучше у «Танка Тухачевского», так как имеется 2 пулемета и различные варианты основного вооружения в башне. Особенно ценным является возможность ведения зенитного огня.
Скорость «Танка Тухачевского» значительно ниже, чем у его РИ современников. Но это обстоятельство сыграло положительную роль в использовании этих танков. Потому что именно из-за низкой скорости их не забрали в мехкорпуса, а оставили в танковых батальонах СД. Поэтому им не пришлось в начальный период войны совершать длительные марши, отрываясь от пехоты и артиллерии, теряя связь с командованием и теряя матчасть по дороге.
Поэтому суррогатные танки вступали в бой в составе дивизий, чем, главным образом, и объясняется их достаточно высокая эффективность.
Тем не менее, к 42-му году «Танк Тухачевского» окончательно устарел и был снят с производства. Оставшиеся исправными машины следовало бы забрать из танковых батальонов и применять в качестве ариллерийских тягачей и транспортеров боеприпасов.
Но потребность в танках была так высока, что такое решение так и не было принято — «Танки Тухачевского» продолжали использоваться в качестве танков сопровождения пехоты и несли большие потери. Дольше всего в войсках прослужили танки, вооруженные зенитными автоматами и ККП — их старались использовать в качестве ЗСУ.