Из архива. Статья 2010 года.
Очень интересный танк, который, по моему мнению, предвосхитил современную концепцию танков, появился в такой нетанковой стране, как Аргентина. Во многих источниках классификация этой машины расходится, некоторые её считают средней, некоторые лёгкой. Я не берусь судить, но как по мне, это всё же лёгкий танк.
Содержание:
Танк ТАМ
История этой машины началась в далёких 70-х годах, точнее в самом их начале. Эту машину для Аргентины разрабатывала знаменитая германская танкостроительная компания Thyssen-Henschel. В задании было указано, что масса машины не должна превышать 30 тонн и она должна быть вооружена 105-мм нарезной пушкой, устанавливаемой в то время на западных ОБТ. К середине 70-х разработка была закончена, и в 1976 году началось её серийное производство. Первоначально планировалось изготовить для армии Аргентины всего 350 машин.
В конструкции этой машины легко заметны немецкие черты, правда не танков, а черты немецкого БМП Мардер 1. Хочу отметить очень передовую конструкцию машины: двигатель у неё расположен впереди, что усиливает защиту экипажа. Кроме того, лобовая броня машины уверенно защищает её от огня мелкокалиберных пушек калибром до 40 мм. С других сторон танк имеет только противопульную броню.
Как я уже писал выше, на танке установлена 105-мм немецкая нарезная пушка L7A2 с боекомплектом в 50 выстрелов, 20 из них располагаются в башне, а остальные внутри корпуса. Дополнительное вооружение состоит из двух 7,62-мм пулемётов. Один из них спарен с пушкой, а другой находится сверху башни и может выполнять функцию зенитного вооружения.
Двигатель у этого танка также немецкий – дизель МТУ MB-883 Ka500 мощностью 720 л.с. С этим мотором танк может развить максимальную скорость в 75 км/час. Экипаж у танка 4 человека.
Когда я писал, что машина предвосхитила современную концепцию танков, то я имел в виду то, что по современным взглядам на базе каждого танка должно быть сделано целое семейство боевых машин различного назначения. Эти требования были полностью реализованы на танке ТАМ, и на его базе было создано несколько разных машин.
БМП на базе танка ТАМ
Итак, пожалуй, самой массовой и важной из них является БМП. Она получила название VCTP.
Отличия от танка у неё довольно серьёзные. У неё сделано десантное отделение, в котором свободно помещается до 10 солдат десанта. Вход и выход в него осуществляется через опускаемую рампу в корме машины. Кроме того, есть ещё и люки, через которые при необходимости десант может почти мгновенно покинуть машину. Немаловажным фактом является то, что по периметру всего десантного отделения находятся бойницы для стрельбы пехотинцев из личного оружия.
Естественно, и вооружение у этой машины полностью поменялось. Вместо 105-мм пушки на ней установлена 20-мм скорострелка фирмы «Эрликон». Она находится в специально разработанной под неё башне. Сверху башни, как и на танке, располагается 7,62-мм зенитный пулемёт. Экипаж у БМП, естественно, уменьшился по сравнению с танком, и составляет всего два человека. В остальном машина аналогична своему донору.
Кстати, уже на базе БМП была создана машина, вооружённая 120-мм миномётом. Он устанавливался в десантном отделении, Естественно, эта машина никакого десанта не перевозит, и экипаж её составляет 5 человек.
155-мм САУ VCA на базе танка ТАМ
На базе танка ТАМ была также разработана и 155-мм САУ – VCA (Vehiculo-де-де Combate Artilleria). Она производится с начала 90-х годов. Здесь потребовались более серьезные переделки. Во-первых, базу пришлось увеличить, и у машины появился дополнительный каток. На это шасси установлена башня вместе с пушкой итальянской фирмы ОТО-Мелара, точно такая же, которая устанавливается на самоходку Палмария.
Поподробней остановлюсь на вооружении самоходки. 155-мм гаубица L39 оснащена автоматом заряжания и использует огромный арсенал НАТОвских боеприпасов, созданных в Европе для этой артсистемы. Эта пушка имеет максимальную дальность стрельбы до 30 км и боезапас в 30 выстрелов.
Среднее вооружение системы состоит из одного зенитного пулемёта, но кроме хорошо известного 7,62-мм на этой машине может быть установлен и более тяжёлый пулемёт калибром 12,7 мм.
Так как масса машины возросла, а двигатель остался прежним, то её максимальная скорость естественно немного уменьшилась – до 70 км/час. Экипаж машины составляет 5 человек.
РСЗО на базе танка ТАМ
Ну и последней, наиболее передовой и сложной системой, созданной на базе этой машины, является система залпового огня – VCLC (Vehiculo de Combate Lanza Cohetes). Эта система была разработана в Аргентине при содействии Израиля. К сожалению, их было произведено лишь небольшое количество из-за финансовых проблем в Аргентине
VCLC имеет модульную конструкцию и была разработана в двух вариантах, чтобы вести огонь 160-мм и 350-мм ракетами.
VCLC оснащена израильской модульной системой запуска ракет LAR-160. Она прошла испытания в 1986 году. Система для стрельбы 160-мм ракетами использует два 18-ракетных контейнера. Эти контейнеры сразу делаются полностью снаряжёнными на заводе-изготовителе. После запуска всех ракет контейнеры снимаются с помощью крана и заменяются новыми. На полную перезарядку уходит до 10 минут. Система для стрельбы 350-мм ракетами оснащается двухствольными контейнерами. Принцип их работы такой же, как и у предыдущей системы. Ракеты калибром 350 мм имеют вес в одну тонну и стреляют на дальность до 95 км. В качестве оружия для самозащиты и ПВО на машине есть 7,62-мм пулемёт.
В остальном, машина аналогична танку и имеет экипаж три человека.