Как бы выглядела Армата в 70-е. Танк Т-74 . СССР

14

Танк с таким названием никогда не увидел свет, но если бы СССР не развалился то он, на ряду «Объектом 292», стал бы важным звеном на пути к танку четвёртого поколения – небезызвестному Т-95.

Материал по этой машине я нашёл в ЖЖ andrei_bt, рисунки по ней взял здесь. Далее текст автора.

Танк Т-74 . СССР

31.07.72 вышел приказ МОП №331 по изд. «450». «О разработке эскизного проекта нового среднего танка».

 

Доклад Главного конструктора ХКБМ А.А. Морозова по танку Т-74:

Представляемый материал является инициативной работой Харьковского КБ при «Заводе имени Малышева». ТТЗ на работы по «Теме 101» нам не выдавалось. Представляемый материал является техническим предложением, отображающим наше видение перспективного танка. Он не претендует на отработку конструкции в объеме эскизного или технического проектов. Главной целью и направлением нашей работы является резкое повышение всех показателей танка, характеризующих не только его боевые, но и эксплуатационные и производственные качества по сравнению с танком Т-64А, а также перспективными зарубежными образцами «ХМ-803», «Кайлер».

Танк Т-74 . СССР

В соответствии с общей идеологией «Темы 101», в основу решения были положены «Главные направления», которые нашли свое отражение в представляемых материалах и заключаются в:

сохранении габаритов и веса танка в пределах Т-64А2М (вес не более 40 тонн);

более плотной компоновки;

улучшении условий работы экипажа (обитаемость);

простоте конструкции, эксплуатации и производства;

снижении затрат на изготовление и эксплуатацию;

обеспечении высоких защитных свойств;

повышении боеготовности в любых условиях (запуск, хранение боекомплекта, аккумуляторы);

дублировании работы экипажа;

обеспечении автономности при длительных маршах в любых боевых и климатических условиях.

Весь наш положительный опыт и знания были применены в этом проекте. Проведенный нами анализ последних работ ведущих КБ отрасли, а также доступные материалы зарубежных проработок показывают, что при сохранении существующей «классической схемы» танка всякое дальнейшее повышение его тактико-технических качеств невозможно без значительного, резкого увеличения его габаритов, веса, стоимости изготовления и эксплуатации, далеко не пропорционально полученным улучшениям его ТТХ. Примером этому может служить МВТ-70, «Чифтен» и «Кайлер», вес которые превысил 50 тонн, при весьма умеренном повышении ТТХ. Явно ухудшились при этом вопросы массовости, стоимости, возросла сложность производства и эксплуатации, ухудшились условия обитаемости экипажа и многие другие показатели. В какой-то степени, не без этого греха и проекты моих «собратьев по оружию» из ЛКЗ и ЧТЗ, которые незначительное повышение ТТХ перспективных образцов покупают, на мой взгляд, непомерно высокой ценой конструкции, изготовления и эксплуатации.

Танк Т-74 . СССР

Все эти обстоятельства заставили нас решительно отказаться от «классической схемы» танка и искать другие, более совершенные компоновки, позволяющие в пределах существующего веса и габаритов танка Т-64А2М получить возможность резкого повышения не отдельных, а всех показателей ТТХ нового среднего танка. Одновременно с этим, выдвигаются новые требования, которые до этого никогда не находили применения на танках и даже не рассматривались в ТТЗ на перспективный танк.

Как бы выглядела Армата в 70-е. Танк Т-74 . СССР

Одним из главных, на наш взгляд, недостатков существующей «классической схемы» танка, в основном создающий все препятствия к дальнейшему повышению его тактико-технических свойств, является несовершенство компоновки его боевого отделения. Оно напоминает очень тесную однокомнатную квартиру или солдатский вещевой мешок, в котором экипаж зажат оружием, баками, боекомплектом, различными механизмами, тягами, проводами и другими многочисленными устройствами и деталями, некоторые из которых транзитом проходят в МТО. Кроме того, все это двигается, вращается, дымит, является источником шума и травм, представляет взрыво и пожароопасность, создает разобщенность экипажа, затрудняет эвакуацию его из танка, не обеспечивает элементарные условия для работы, обитаемости и многое другое.

В представляемой компоновке, так называемое, боевое отделение танка подвергнуто в первую очередь коренному изменению, путем разделения его на отдельные изолированные друг от друга, самостоятельные отсеки: топлива, боекомплекта, вооружения, отделения экипажа и МТО.

Таким образом, если компоновка современного танка «классической схемы» по сути дела танк на два отдельных отсека: МТО и боевое отделение, то представляемая компоновочная схема предусматривает уже 5 герметичных отсеков: МТО, отсек боекомплекта, отделение экипажа, топливное отделение, вооружение.

Такое изолированное размещение внутри танка: экипажа, боекомплекта, топлива и вооружения позволило коренным образом улучшить и по-новому решить условия обитаемости экипажа. Одновременно с этим увеличился возимые боекомплект, запас топлива, повысилось вооружение, за счет установки дополнительной автоматической пушки калибра 30 мм и второго спаренного пулемета калибра 7,62 мм. Все это, практически, удалось решить без увеличения внутренних объемов и габаритов танка. Наоборот, лобовой силуэт и внутренний объем нового танка даже несколько уменьшился по сравнению с Т-64А (Т-64А – 5,55 м2, — 10,3 м3, Т-74 – 5,26 м2 на 5%, — 9,5 м3 на 7,5%).

Танк Т-74 . СССР

В основе предлагаемой новой компоновки главным и решающим узлом танка, конечно, является – вынесенное вооружение. Оно само по себе не ново, в какой-то степени является разновидностью авиационных и ракетных установок, работающих без непосредственного контакта с оператором. Для танковых условий вынесенное вооружение применяется впервые и, естественно, потребует большой работы и совместного решения многих технических вопросов с разработчиками пушек, оптиками, стабилизаторщиками, броневиками, электриками и другими специалистами.

Решим эту задачу – будет хороший танк, не решим – никакого танка не будет.

«Т-74» — экспериментальный ОБТ. Концепция ОБТ «Т-74» была разработана А.А. Морозовым и являлась наиболее передовой концепцией ОБТ на момент разработки. Проект ОБТ «Т-74» сочетал в себе наиболее передовые идеи в танкостроении. Однако именно из-за применения «футуристичных» технических решений обеспечивающих превосходящие характеристики не позволило принять данный ОБТ на вооружение.

Машина оказалась чересчур сложной и дорогой в производстве, при этом многие элементы БРЭО и СУО не могли быть реализованы с достаточны уровнем надежности. Это и определило судьбу данного ОБТ. Однако полученные при работе над ОБТ «Т-74» заделы в последствии были использованы в разработке других ОБТ.

Танк Т-74 . СССР

ТТХ основного боевого танка «Т-74».

  • Боевая масса: — 46 тонн.
  • Длина: — 9.600 мм (9,6 м).
  • Ширина: — 3.600 мм (3,6 м).
  • Высота: — 2.200 мм (2,2 м).
  • Экипаж: — 3 человека, механик-водитель + наводчик-оператор + командир танка.
  • Скорость: — до 70 км/ч по шоссе.
  • Запас хода: — 550 км по шоссе.
  • Давление на грунт: — 0,85 кг/см^2

БРЭО:

  • Системы связи: — КВ/УКВ радиостанция.
  • Навигационная система: — комплекс инерционного счисления координат.

Сенсорные массивы:

  • ВТВС ИК/видимого спектра.
  • лазерные дальномеры.
  • датчики системы предупреждения о лазерном-локационном облучении.
  • БИУС: — специализированная БЦЫМ разработки НПО «Аргон».

Вооружение:

  • Пушка: — 125 мм гладкоствольная пушка 2А46.
  • Боекомплект: — 45 выстрелов в АЗ.

Бронирование: 

  • лоб 700 мм RHA эквивалента, борта/корма/крыша 70 мм RHA эквивалента.
  • Пассивная броня: — многослойная композитная.
  • ДЗ: — экспериментальная прикрывает башню и борта корпуса.
  • ППО: — быстродействующее высокоэффективное автоматическое.
  • Топливо: — дизельное.
  • Топливные баки: — протектированные композитные многосекционные с вытеснением топлива наддувом азотом.

Техническая начинка:

  • Энергетическая установка: — газовая турбина ГТД-1250
  • Мощност — 1250 л.с.
  • Трансмиссия: — гидрообъёмные передачи.
  • Подвеска: — торсионная.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account