Танк Т-34М – несостоявшаяся модернизация знаменитой «тридцатьчетвёрки».
Работы над танком Т-34 капитальной модернизации, а фактически—к разработке принципиально новой машины, получившей индекс А-43. были начаты в январе 1941 г.
Правда, в «истории вопроса», наложенного в материалах заседания макетной комиссии, значится, что работы по А-43 начаты уже в октябре-ноябре 1940 I. Возможно, что началом работ по А-43 здесь считали проработку танка Т-34Т с торсионной подвеской, задание на который было дано в октябре. Но в указанное время речи о создании ноной боевой машины еще не шло, оговаривался лишь перевод серийных танков Т-34 со свечей на торсионы.
В январе 1941 г. впервые прозвучал индекс А-43 у проекта тапка с торсионной подвеской, дополненного увеличенной башней.
Машина, создаваемая по данному проекту, внешне представляла собой своеобразным гибрид танка Т-34 и немецкого РzКрfw III. При реализации проекта конструкторы надеялись одним ударом убить все притязания военных к Т-34.
А-43 должен был стать длиннее (с учетом более длинного ствола орудия Ф-34), уже и выше, чем Т-34. Его клиренс был увеличен на 50 мм. Специально для А-43 был спроектирован вариант дизельного двигателя В-5 мощностью 600 л.е. Для быстрого решения вопроса с КИП ее создавать не стати, а на новом танке, для улучшения его динамических характеристик, предусматривалось применение вкупе с имевшейся 4-скоростнон КПП демультипликатора, это решение казалось наиболее удачным. Таким образом, новый танк получал возможность движения С 8 скоростями «вперед» и .шумя «назад». Свечная подвеска Кристи уступила место индивидуальной торсионной. На 140 л увеличился объем топливных баков.
Для улучшения обитаемости танк перекомпоновывался. Так механик-водитель перекочевал с левой стороны отделения управления на правую, соответственно стрелок-радист занял место слева от него. Далее, танк получат как раз ту трехместную башню с погоном 1700 мм. которую требовали военные, оборудованную к тому же наблюдательной башенкой с раскрываемыми смотровыми щелями. Поскольку конструкция башни была продумана на танке А-41. в А-43 с ней не возникло никаких вопросов. Боекомплект орудия Ф-34 был увеличен с 77 до 100 выстрелов, боекомплект пулеметов также возрос с 46 то 72 дисков, был введен дополнительно пистолет-пулемет ППД. а вместо курсового пулемета предусматривалась возможность установки при необходимости пневматического огнемета.
Несмотря на все эти «добавки» при сохранении прежней толщины брони, танк оказаться на 987 кг легче Т-34. и потому (при применении нового двигателя и двух КПП) его скорость возрастала до 52-55 км/ч. но немного (в пределах нормы! увеличиваюсь также удельное давление, так как гусеницы были заужены на 100 мм.
Эскизный проект казался столь хорошим, что в январе 194! г.. сразу после Заключения макетной комиссии, был одобрен руководством ИКТП и КО при СИ К.
Единственной доработкой, которую рекомендовали «высокие инстанции», было увеличение толщины лобовой брони танка до 60 мм, поскольку резерв массы в 900 кг легко позволял это сделать.
В феврале 1941 г. начальник АБТУ Я. Фелоренко утвердил уточненные тактико-технические требования на танк А-43 (бывший Т-34Т). в которых в обязательном порядке выдвигаюсь требование установки планетарной трансмиссий в габаритах танка Т-34 без изменения установки двигателя и бортовых редукторов.
После повторного заседания макетной комиссии в марте 1941 г. в конструкцию танка были внесены еще некоторые изменения. Во-первых, исключены гнутые надкрылки бортов. Во-вторых, вместо сварной башни была предложена сварная башня из штампованных деталей и. как вариант, — литая башня В. Буслова с толщиной стенок 50-52 мм и с люком в командирской башенке.
В марте началось изготовление двух эталонных образцов танка, который именоваться Т-34М (некоторые исследователи именуют его Т-60. но автор не готов подтвердить или опровергнуть эту версию). Одновременно смежники начинали осваивать серийное производство узлов танка.
29 марта состоялось испытание торсионной подвески танка А-43 на переделанном Т-34. Для этого с него удалили три средних опорных катка, на нижнюю часть бортов наварили листы конструкционной стати толщиной 20 мм. которые полностью закрыли средние отверстия для пропуска рычагов. В дополнительных листах на равном расстоянии были проделаны отверстия для установки торсионов. которые в комплекте с опорными, поддерживающими катками траками были поданы с ХТ’З. Первый и последний опорный катки, а также ленивцы и ведущие колеса танк позаимствовал от своего предка. Судя по описанию, с танка были демонтированы крылья, весь шанцевый инструмент, а также пушка. Поступивший на испытания танк вновь проходил вогнете КБ под индексом Т-34Т (торсионный). Он испытывался как со штатными, «лысыми» траками Т-34 (шириной 550 мм), так и с «облегченными скелетными» траками СТЗ (шириной 450 мм), специально разработанными для А-43. и показать неплохие результаты по плавности хода.
Эти испытания позволили отработать конструкцию подвески ганка и продемонстрировать преимущества развитой опорной поверхности трака перед гладкой. Окончательно доработанные по результатам испытаний Т-34Тторсионы. катки и другие элементы ходовой части для шесш комплектов А-43 (эталонной серии) были поданы к 21 апреля.
Пол руководством главного металлурга Мариупольского завода им. Ильича — В. Нииенко для А-43 была разработана «штампованно-сварная башня», в мае 1941 г. завод изготовил заготовки для первых 5 башен. 17 апреля было изготовлено в деталях также три танковых корпуса.
Казалось, ещё немного, и танк наконец увидит свет, но камнем преткновения для него стати двигатель В-5. а также планетарная КПП. которые так и не были отгружены ни к I мая. ни к 15 июня, ни к 25 июля 1941 I.
При эвакуации завода № 183 в Нижний Тагил отправились пять ком иле к го в (по вое I ю м и и а н и я м ветеранов, лаже с вооружением) башен, два корпуса с подвеской, но бет катков, двигателей и трансмиссии. Но работы по танку продолжены не были. А-43 умер, так и не сумев родиться.
Текст – М. Свирин.
Источник – Танковая мощь СССР.