Танк предельных параметров 2040 года. Объект-500 “Киборг”. Россия
Дополнены иллюстрации.
Содержание:
Концепция и история
Идея танка предельных параметров стара как мир. При этом, ни одного вменяемого образца, дошедшего до серии, до середины 2020-х ни одно из КБ СССР не представило. Новая же машина представляла собой переработку Объекта-477 с доведением его до стандартов времени. Машина получила индекс “Объект-495”.
В основном, изменения коснулись АЗ и боевого модуля. Тем временем, Ленинградское КБ получило задание на разработку принципиально нового корпуса под условия пост-сетецентрической войны.
Объединение модуля, корпуса и разработанной ЦНИИ Точмаш “Нервной системы” воплотились в Объект-500 с говорящим названием “Киборг”.
Философия проекта была следующей: создать группу боевых машин на едином шасси танка, позволяющих обеспечить контроль поля боя. Танковые войска предполагалось снабдить новейшими образцами, когда как массовым Т-86М обеспечить приданные пехоте соединения. Машины должны были длительное время поддерживать наступающие танки “поменьше” с дистанции более 2 км, , оказывая непрерывное огневое поражение и оставаясь в недосягаемости для ответного огня.
Подвижность
Ходовая
В начале 2000-х одним из новомодных решений стала ГПП. В данном случае изменение клиренса одной из гусениц позволяло бы смещать центр тяжести на нужный борт, а кроме того, продольный наклон корпуса давал возможность эффективнее наводить орудие на сложной, пересечённой местности.
Подвеска хоть имеет некоторые общие детали с Т-80, но представляет собой совершенно новую разработку. Клиренс от 100 до 500 мм позволяет быстро адаптироваться под различные условия: от дорог до заболоченной местности.
Траки могут комплектоваться как грунтозацепами, так и асфальтоходными “башмаками”. Ширина траков 600 мм.
МТО
Моторное отделение разделяется на два отсека: “Моторно-генераторный” и “Ходовой”. Трансмиссия электрическая, позволяющая машине плавно менять скорость и направление движения и исключающая необходимость в коробке переключения передач. Мотор и генератор расположены за основной бронёй, когда как моторы с системой охлаждения и аккумуляторы — в корме, в специальных противопожарных капсулах.
Вопреки изначальным планам по установке ГТД-1800, на танк был установлен передовой на тот момент Х-образный А-85-7 мощностью всего 1500 л.с. Несмотря на не самые высокие показатели подвижности, благодаря аккумуляторам в корме корпуса машина может кратковременно повышать мощность электромоторов до 1900 л.с.
Как правило, на марше двигатель работает на низких оборотах, выдавая около трети заявленной мощности, а аккумуляторы поддерживаются в заряженном состоянии. Делается это с целью экономии ресурса узлов, а также ГСМ. В период активного боя же аккумуляторы позволяют достигать 33 лс/т.
Все силовые кабели продублированы, и каждый отдельный узел имеет свою автоматическую систему диагностики и пожаротушения.
Защита
Защита борта
Низ борта, не прикрытый надгусеничными полками, имеет коробчатую структуру с керамическим наполнителем, а также кевларовый подбой.
Все три слоя брони имеют равную толщину по 20 мм.
Борт за надгусеничными полками прикрыт точно так же, при этом всё пространство до бортового экрана заполнено сегментированными топливными баками, чередующимися с модулями противокумулятивной защиты. Также там располагается часть системы охлаждения двигателя, наборы ЗИП и некоторые второстепенные системы.
Верхний пояс борта машины без ДЗ эквивалентен 500 мм от кумулятивных средство поражения в нормаль, и порядка 160 мм от кинетических.
Погон башни со всех сторон прикрыт динамической защитой при собственной толщине в 40 мм.
В районе размещения экипажа эквивалентная толщина борта превышает 700 мм от КС в нормаль.
Защита лба
По принятой концепции лафетная башня не нуждается в мощной защите, поэтому со лба маска пушки выдерживает только телескопический 40-мм выстрел.
Верхний пояс лба корпуса оснащён ДЗ типа “Рефлекс-4”, за ним расположен основной пакет. Сталь высокой твёрдости в нём чередуется с титаном, пластиком и керамикой, что при габарите 800 мм обеспечиает защиту от ПТРК с пробитием до 1300 мм и ОБПС с пробитием до 800 мм.
В нижней части корпуса ДЗ не установлена, зато имеется дополнительный 200-мм пакет брони.
Защита кормы, крыши и днища
Задняя часть танка защищена от снарядов в калибре до 23 мм и осколков 155-мм мин и снарядов с дистанции 15 м. Отделение экипажа прикрыто решёткой.
Крыша танка прикрыта 60-мм алюминиевым листом. В сочетании с подбоем этого хватает для противодействия кассетным боеприпасам и 82-мм минам.
Нижняя часть имеет V-образную форму, и состоит из нескольких слоёв алюминия, стали и противоосколочных подкладок, выдерживающих 11 кг тротила под днищем и 14 кг под гусеницей.
Динамическая защита
Танк снабжён тремя типами ДЗ, прикрывающим, соответственно, лоб, борта и погон.
-Контакт-7 расположена вокруг погона башни и служит для противодействия лёгким барражирующим боеприпасам и РПГ. При эквиваленте 400 мм гомогенной стали, она имеет всего 1 ЭДЗ, вместо 2 на “Контакт-1”, что не вредит погону башни и внутренним системам при срабатывании.
-Рефлекс-4 является, пожалуй, наиболее прогрессивным в мире противоснарядным комплексом. Расположенные под углом около 72 градусов, при длине сегментированных пластин почти в метр, модули состоят из стали, вольфрама и керамики, снижая пробивную способность танкового ОБПС на значения от 35% для 152-мм до 70% для 120-мм боеприпасов. В сочетании с мощным лобовым бронированием это позволяет уверенно выдерживать попадания 130-мм и 140-мм орудий НАТО.
Также, модуль снимает до 50% бронепробития тандемного выстрела.
При использовании магнитных датчиков и доплеровских радаров для раннего обнаружения ОБПС и предварительного срабатывания появляется возможность защиты и от 152-мм выстрелов. Связка ДЗ с вышеупомянутыми системами является частью бортового комплекса “Инстинкт”
-Кольцо-2 является дальнейшим развитием модуля “Кольцо”. Расположенные в 2 слоя блоки, за счёт свойства всенаправленности, поглощают от 50 до 75% энергии боеприпаса. Также между слоями расположен демпфер, позволяющий хотя бы частично противодействовать тандемным выстрелам.
Пару слов нужно сказать и о наполнителях. В 2010-х было решено отказаться от “классических” отражающих листов (22+6+2) в пользу более тонких, но эффективных с точки зрения массы — (2+6+2), где 6 — специальный пластик, а крайние значения — сталь или иной металл (В поздних версиях- сплавы алюминия и титана). Также активно применяются вспененные и ячеистые материалы, а также — углепластик и кевлар (в основном во внутренних подбоях).
Вооружение
В данном разделе не упоминается система барражирующих боеприпасов “Стая”
Машина изначально предполагалась как средство борьбы с бронетехникой противника и как средство контроля поля боя. Состоит оно и 152-мм пушки длиной 48 калибров, вспомогательного орудия калибром 30 мм и 7.62-мм пулемёта.
Боекомплект расположен под башней в вертикальном положении, состоит из 32 боеприпасов различного типа. В боекомплекте присутствует ОБПС, ОФС, ПТРК 3-го поколения, снаряд управляемого подрыва, термобарический и зажигательный выстрелы. Время перезарядки составляет от 5 до 6.5 с.
Для повышения плотности огня и прикрытия машины при перезарядке слева от орудия расположена 30-мм 2А42 со всей номенклатурой боеприпасов и БК в 350 снарядов.
Комплекс “Инстинкт”
Изначально, сама философия описанной бронемашины предполагала высокую автономность и ранжирование подсистем с целью минимального участия экипажа в “побочных” процессах.
Данный набор включает:
Собственно, сам комплекс включает в себя:
-Систему кругового наблюдения и распознавания угроз — “СКНиР”
-Систему классификации угроз (система радаров, датчиков облучения ИК-камер и электромагнитных датчиков) — СКУ
-Систему КАЗ 2 типов, с системой автоматизированной перезарядки башенных мортирок
-Систему технического зрения
-Систему самодиагностики
-Вычислительный модуль с высокоуровневым ИскИном — помощником экипажа и анализатором данных, связанным с системой “Орион”
-Систему КОЭП, лазерного излучателя и системы постановки аэрозольных завес
Все вышеперечисленные системы управляются единым модулем (ЭВМ “Эго-1”), но в случае выведения последнего из строя могут сохранять частичную работоспособность.
По расчётам КВТУ танка с установкой всех систем, выживаемость машины вырастает почти в 5 раз.
Система “Стая”
Комплекс дронов разведки, сопровождения и перехвата, основанный на применении БПЛА. Важным является гибридность системы- командир отдаёт команды беспилотнику и периодически может брать его под контроль, при этом, в остальных случаях “птичка” действует с помощью простого собственного ИскИна. Также возможно передавать управление тыловым инстанциям.
Данный комплекс БПЛА включает 3 типа дронов на едином шасси.
-Разведчик. На него устанавливаются дополнительные аккумуляторы и съёмочная аппаратура.
-Перехватчик. Как правило, такой дрон подолгу зависает над танком, выслеживая вражеских “птичек” и поражая их при помощи метаемой сети.
-Сопроводитель. Данный тип нужен для инженерной разведки местности, но в отличии от разведчика, не отлетает далеко от танка. На такие БПЛА ставится лидар.
Всего в танке имеется 4 дрона автоматического запуска, ещё два хранятся внутри машины. Все они интегрированы в БИУС, а так же связаны со спутниками.
Система “Орион”
Наиболее прогрессивной и одновременно спорной является СНВ (Система нейронного взаимодействия) “Орион”. Она представляет комплекс мио- и энефалографов, КМС(Костюм моторного считывания) и систему VR-погружения “Матрица”. Такой подход принципиально меняет взаимодействие танка с экипажем. Бронемашина может использоваться и неподготовленным танкистом, но это почти вдвое снижает большинство параметров боевой единицы. Подготовка слаженного экипажа по сложности приближается к подготовке лётчика- истребителя.
Одним из минусов комплекса является полная пространственная дезориентация после отключения от СНВ, что требует 15-20 секунд для “акклиматизации”. На 2042 год ведутся работы по внедрению инвазивных имплантов в головной и спинной мозг.