Интересная статья с блога Андрея Фирсова в жж.
Закупка Испанией танков «Леопард» 2A4 стала качественным усилением ее сухопутных войск, что привело к выводу из эксплуатации танков предыдущего поколения – французских AMX-30 и американских M48/60.
1. Х., не могли бы вы вкратце рассказать о своей армейской карьере?
Я прослужил 13 лет, начав службу в мотопехоте в одной из трех наших танковых бригад. Сначала я служил в разведке на бронетранспортерах М113. Потом пересел на Лео-2А4, а далее перешел на службу в техническое подразделение – в основном на обслуживание гаубиц М109А5.
2. Какие по вашему мнению сильные и слабые стороны Лео-2А4?
Лео-2А4 был отличным боевым танком, превосходно сочетающим в себе три определяющих характеристики: огневую мощь, мобильность и защиту. 120-миллиметровая гладкоствольная пушка с почти непревзойденной бронепробиваемостью, двигатель мощностью 1500 л. с. для перемещения «всего» 55 тонн и броня типа «Чобхэм», которая обеспечивала вполне приемлемую выживаемость на полях сражений в 80-х и 90-х годов.
Если бы мне нужно было указать на какие-либо слабые места, я бы, назвал отсутствие многих электронных устройств, которые сейчас используются на современной боевой техники, в первую очередь, таких как боевая информационная система или встроенная спутниковая система навигации.
3. Когда вы тренировались, на какое максимальное расстояние вы стреляли? Как стреляли в движении? Какова были условия стрельбы?
Большая часть нашей подготовки на танк проходила на тренажерах. В них использовалась учебная программа для наводчиков, которая начиналась с упражнений против простых неподвижных и движущихся целей на разных дистанциях и в любых условиях видимости и погоды. По мере успешного выполнения этих упражнений, их сложность возрастала. Моделировались условия боя на уровне взвода и роты с другими наводчиками и командирами танков, выполнявшими одно и то же упражнение против различных целей и в разных условиях, которые выбирались случайным образом, а также с различными вводными, такие как потери личного состава, поломки и т. д.
Эти тренажеры позволяли нам очень эффективно обучать экипажи, сводя к минимуму расход моторесурса и обслуживание техники, которые были довольно дорогостоящими.
Упражнения с боевой стрельбой в основном проводились на полигоне «Сан-Григорио» в Сарагосе, где дальность стрельбы составляла от 800 до 1200 м по неподвижным и движущимся целям. Обычно с использованием учебных версий боеприпасов DM33 и DM12. Эти упражнения служили для того, чтобы можно было стрелять как по неподвижным, так и по движущимся целям наводчикам и командирам танков, а также поддерживать их боевые навыки, хотя, как я уже сказал, основную тяжесть огневой подготовки несли тренажеры.
Примечательно, что стрельба на пересеченной местности в движении со стабилизацией пушки или с места никак ни как не влияли на точность стрельбы. При стрельбе снарядом DM33 требуется ввод больше параметров и проводить больше расчетов, чем при пуске ракеты с истребителя, поскольку мы должны были быть в состоянии поражать цель ночью, в дождь, в движении по неподвижной и подвижной цели.
Что касается скорострельности из орудия, то она в основном зависела от подготовки экипажей. У каждого батальона были свои особые требования к внутренней слаженности экипажа для определения цели и открытия огня, но в рамках общих правил боевой подготовки, — хороший заряжающий мог бы обеспечить 5 или 6 выстрелов в минуту практически при любых обстоятельствах.
4. А как насчет ночью?
С электроннооптическим прицелом, котором был оснащен А4, вести огонь днем или ночью — не имело никакого значения, более того, в моем подразделении наблюдение и поиск целей велся в основном по ночному каналу и днем. Способности обнаружения цели, которые давала нам тепловизионная камера как в широком поле поиска, так и в узком поле прицеливания, превосходила любой тип оптического прицела.
5. Какова была типичная боевая загрузка снарядов?
Это зависело от поставленной задачи и типа цели, с которая нам намечалось бороться, но обычно боезапас состоял из 70% бронебойных подкалиберных снарядов ДМ33 и 30% кумулятивных ДМ12.
6. Была ли большая разница в точности стрельбы различными типами боеприпасов (кумулятивный/подкалиберный)?
Очевидно, бронебойный снаряд DM33, а затем и сменивший его DM43, обеспечивали высочайшую точность стрельбы. Мы говорим о бронебойных боеприпасах с оперением и двумя вольфрамовыми сердечниками с начальной скоростью 1990 м/с — это были высокоточные боеприпасы. Следует иметь ввиду, что сочетание электроннооптической системы наведения, баллистических вычислителей, которые рассчитывали огневое решение, и самой пушки позволяло целиться и попадать в цель – в погон башни другого танка на расстоянии 2 км! Это было уязвимое место, в которое всегда стремились целиться. А DM12, который, по сути, был фугасным, имел значительно меньшую начальную скорость, траектория стрельбы была значительно более крутая, и такая точность стрельбы от него не требовалась.
7. Какое максимальное расстояние вы преодолели за день? Были ли какие-то проблемы с обслуживанием танка?
Во время тренировок на «Сан-Грегорио», где у нас было достаточно места для маневров на уровне батальона, на Лео-2А4 легко преодолевали около 50 км в день. Проводились марши на уровне отделений, с ночными переходами, иногда без помощи наводчика (наводчик со своей широкоугольной тепловизионной камерой был неоценим при наблюдении местности впереди ночью). В то время как в других случаях, даже на уровне батальона или бригады, расстояния проходили меньше из-за особенностей упражнений.
8. Как бы вы охарактеризовали техническое состояние и надежность Leo? Хорошо ли было обслуживание?
Следует иметь ввиду, что в механизированной/бронетанковой бригаде боевой танк является ее основой, и при покупки Лео-2А4 был заключен договор на поставку большого количестве запчастей и комплектующих. Танк за каждый час моторесурса и за каждый пройденный километр расплачивается серьезной нагрузкой на свои компоненты и узлы. Кроме того, у нас были одни из лучших подразделений технического обслуживания Лео-2А4 на высоком европейском уровне, пользующиеся признанным авторитетом на различных международных учениях.
Все это обеспечило нам довольно высокий уровень технической готовности и обслуживания, несмотря на то, что в то время, когда я на них служил, средний возраст танка составлял уже около 20 лет. Немцы спроектировали танк так, чтобы можно было сражаться в любых условиях, выносить нагрузки и держаться как можно дольше без обслуживающих подразделений. Это было заметно по любой механической, гидравлической или электронной системе, имевшейся в танке.
9. Дизельные двигатели могут вызывать проблемы при запуске при низких температурах Были ли у вас какие-либо проблемы такого рода?
В Испании практически нет экстремальных погодных условий, хотя несколько раз мы проводили учения во время снегопада и морозов. Leo2A4 запускались с первой попытки в дыму от несгоревшего холодного масла!
10. Некоторые страны привозили свои «Леопарды-2» в Испанию, чтобы проверить их поведение при высоких температурах. Каков был ваш опыт?
У Лео-2А4, в отличие от их более поздних моделей, не было кондиционера для боевого отделения. Единственное, что можно было сделать, это открыть люки и так проветривать. Иногда, в противопожарном комбинезоне по шею, это не помогало в достаточной мере, но это было единственное, что можно было сделать…
Еще больше проблем у нас было на жаре техникой: гидравлические силовые агрегаты, приводящие во вращение башню, были очень чувствительны к повышенной температуре и могли давать отказы и течь. Иногда нам приходилось отключать оборудование в башне и открывать люки, чтобы по возможности охладить танк. Я бы сказал, что это было больше связано с возрастом систем, чем с комплектацией танка.
11. На что похоже типичное учение в составе бригады? Помните, были ли проблемы у других транспортных средств при взаимодействии с Лео-2А4?
Такого рода учения, в которых было задействовано огромное количество средств и личного состава, проводились для отработки координации действий различных сил и средств боевых частей и тыла, а также приобретался опыт в области радиосвязи. Учения обычно не основывались, вопреки сложившемуся мнению, на достижении максимальной скорости передвижения войск. Очевидно, Лео-2А4 было основной ударной силой бригады, а за ними следовала поддержка на БТР М113 с пехотой и различными подразделениями обеспечения. Но в случае развертывания в боевой порядок мы учитываем, что в хорошем состоянии Лео-2А4 мог развивать скорость около 70-80 км/ч, в то время как, например, M113 не могли развивать скорости более 50 км/ч.
12. Была ли у вас возможность осмотреть/протестировать другие танки НАТО/Восточной Европы? Были ли какие-нибудь машины соседей/соперников, которые привлекли ваше внимание?
К сожалению, я не смог ознакомиться с другими образцами зарубежной техники, хотя у меня были в подразделении экипажи, служившие в различных миротворческих миссиях за рубежом. Я был бы рад сесть в, и, не говоря уже о том, чтобы сесть за руль, T-72 или T-80UM. Я также всегда восхищался израильскими «Меркавами», как Mk3, так и Mk 4, я считаю их одними из лучших основных боевых танков, которые существуют на сегодняшний день.
13. В 80-е годы стало появляться все больше вертолетов, оснащенных противотанковыми ракетами. Существовали ли какие-либо приемы для борьбы с ними?
Мы с своим спаренным и турельным пулеметами MG3 мало что могли сделать против специализированного противотанкового вертолета, кроме как показать им, что, если они подойдут достаточно близко, мы их немного укусим. Была надежда на собственный «зонтик армейской ПВО», который сопровождал нас («Roland» и тому подобное), и на то, что наши коллеги из НАТО достигнут превосходства в воздухе над театром военных действий. Если запуск ракеты ПТУР можно было обнаружить, инструкция советовала нам двигаться быстро и произвольно менять направления, чтобы сбить с толку системы наведения ракет или, если они управляются по проводу, чтобы он зацепился за какое-либо препятствие на местности, оставляя саму ракету неуправляемой.
14. За время службы вам удалось познакомиться с Лео-2А5. Каковы были ваши впечатления?
Это очень хорошая машина с некоторыми электронными и цифровыми системами, которых не хватало в Лео-2А4. ВСУ, которую они поставили на танк, была отличным решением для обеспечения работы его систем без использования основного двигателя. Имейте ввиду, А5 были почти на 9 тонн тяжелее A4 при той же мощности двигателя. При определенных обстоятельствах была заметна более высокая динамика А4, как при разгоне, так и на максимальной скорости, по сравнению с A5.
15. Как вы относитесь к автоматам заряжания, используемым в танках на Востоке и в Азии? А турбины?
Тема необходимости автомата заряжания является почти философской в танковых войсках почти любой страны. Некоторые скажут вам, что они упрощают боевую работу, с меньше частотой стрельбы, по крайней мере, начальный момент боя, но с большей скорострельностью с течением времени. Любой, кто управляет и обслуживает танк со всем, с чем это связано, скажет, что 4 члена экипажа справляются с этой задачей лучше, чем 3, как при выполнении задач по техническому обслуживанию самой машины в бою, так и при выходе из строя члена экипажа танка. Если автомат заряжания выходит из строя, этот танк автоматически становится мишенью. Если, с другой стороны, ваш заряжающий выйдет из строя, вы всегда можете заменить его наводчиком. И еще я повторяю, что на сегодняшний день заряжающий в бою более эффективен, чем автомат. И это преимущество неоценимо на поле боя. Это мое мнение.
16. Что вы думаете об использовании Турцией своих «Леопардов» в Сирии?
Очевидно, Турции придется полностью пересмотреть вопрос об использовании бронетанковых сил в подобной боевой обстановке, когда нет превосходства собственной пехоты, которая могли бы прикрыть свои танки. Мы всегда усердно работали над взаимодействием между танками и спешенной пехотой, так что в городской или аналогичной среде всегда у нас существует взаимная поддержка. Одиночные танки в населенных пунктах становятся жертвой мин и ПТРК, летящими практически с любого направления, — это самый абсурдный способ потерять и танки и личный состав.
17. В 2015 году Россия представила «Армату», которая имеет 3 члена экипажа в корпусе и вооружение в выносном модуле. Что вы думаете об этой компоновке?
Это очень интересная компоновка, и я думаю, что она станет будущей тенденцией для различных видов бронетанковой техники, пока мы не перейдем к бронированным беспилотникам. Это оптимальный способ максимально обеспечить выживание экипажа в бою. Хотя как любитель «классических» танков, мне, очевидно, больше нравилась линия развития, которая могла бы привести к чему-то типа Т-95 («Черный орел»)…