Танк Гроте. СССР
Давно хотел выложить эту машину в раздел «Нереализованные проекты танков и другой бронетанковой техники СССР». И вот попался подходящий текст, и я решил восполнить этот пробел. Текст основной статьи взят из журнала «Фронтовая Иллюстрация — Многобашенные танки РККА Т-35, СМК, Т-100», который находится у меня на сайте и все желающие могут его скачать. В нём кроме Танка Гротте рассказывается ещё о многих предвоенных тяжёлых машинах непринятых на вооружение.
Машина по настоящему загадочная и малоизвестная, что и говорить, если о её существовании я сам узнал всего несколько лет назад из книги Свирина «Броня крепка. История советского танка (1919-1937)». В машине применены технические решения, которые ни до не после в СССР не применялись. Так же она примечательна тем что в первый и в последний (тут — по-моему, не могу утверждать на все 100%) раз в проектировании участвовали иностранные инженеры, даже инженеры из страны -вероятного противника.
Кстати, не смотря на свой экзотический вид танк оказался довольно удачным, и единственным его недостатком была высокая цена – он стоил как 25 БТ-2.
В марте 1930 года из Германии в Советский Союз прибыла группа инженеров во главе с Эдвардом Гроте (Edward Grote). Этой группе поручили разработку перспективных моделей танков для вооружения РККА. Контроль за деятельностью немецких инженеров осуществлял Технический отдел ЭКУ О ГПУ, начальник которого тов. Уже в апреле 1930 года выдал Э.Гроте техническое задание на проектирование танка массой 18—20 т, скоростью 35—40 км/ч и толщиной брони 20 мм. Вооружение должно было СОСТОЯТЬ из двух орудий калибра 76 и 37 мм и Пяти пулеметов. Остальные параметры (размещение и установка вооружения, боекомплект, запас хода и т.д.) оставили на усмотрение конструктора. Для проектирования и постройки опытной машины на заводе «Большевик» в Ленинграде создали конструкторское бюро АВО-5. В его состав, помимо немецких специалистов, вошли также молодые советские инженеры (Барыков, Воробьев и др.), ставшие впоследствии известными разработчиками отечественной бронетанковой техники.
Изготовление нового танка, получившего индекс ТГ, велось в обстановке глубокой секретности. За проведением работы непосредственно наблюдали представители РВС и правительства СССР. Так, 17-18 ноября 1930 года К.Н. Ворошилов лично посещал завод «Большевик», о чем он докладывал И.Сталину: «Готовность танка на сегодня составляет 85%. Осталась незавершенной достройка моторной группы, коробки скоростей и ряда дополнительных агрегатов. Образец изготавливается в специальной мастерской, где сегодня заняты около 130 рабочих и техников. В настоящее время постройка танка задерживается из-за тяжелой болезни самого Э. Гротте, но наши инженеры предполагают, что 15—20 декабря опытный образец все-таки будет закончен…» Однако в течение последующих месяцев танк так и не был достроен. Пивной причиной этот являлась ненадежная работа специального танкового двигателя воздушного охлаждения конструкции самого ;Э. Гроте. Поэтому в апреле 1931 года было принято решение для проведения первого цикла испытаний временно установить на танке ТГ авиационный двигатель М-6. Это потребовало некоторых переделок агрегатов танка, поскольку габариты .М-6 оказались несколько большими, чем у двигателя Гроте. Только к началу июля танк был готов к испытаниям.
ТГ отличался от других отечественных и зарубежных машин того времени не только общим видом, но и технологией изготовления и компоновкой. Прежде всего танк имел полностью сварной корпус, что являлось несомненным новшеством. Вооружение размещалось в три яруса. В верхней вращающейся башне была установлена 37-мм пушка конструкции Сячентова, с возможностью зенитной стрельбы. В нижней неподвижной боевой рубке размещалось 7б-мм танковое орудие конструкции Гроте—Сячентова и три пулемета «максим* в шаровых установках (по первоначальному проекту рубка должна была иметь круговое вращение. НО затем от :-я ого отказались).
В бортах корпуса размещались два пулемета ДТ, имевшие ограниченные утлы наведения (они вели огонь через овальные отверстая в фальшбортах).
Ходовая часть ТТ применительно к одному борту состояла из пяти катков большого диаметра, четырех поддерживающих катков среднего и двух — малого диаметра. И зависимая подвеска опорных катков на спиральных пружинах вместе с полупневматическими шинами типа «Эластик» обеспечивали танку чрезвычайно мягкий ход. Гусеница оригинальной конструкции, изготовленная из штампованных деталей, имела большое сопротивление на разрыв. Любопытно отметить, что все опорные катки снабжались тормозами, предназначенными доя экстренной остановки танка при обрыве гусеницы.
В задней части корпуса был открыто установлен авиационный двигатель М-6 (впоследствии предполагалось заменить его танковым двигателем Э. Гроте и закрыть броневым капотом), а непосредственно вблизи него — шестиступенчатая коробка перемены передач. Управление танком осуществлялось при помощи сервоприводов, а благодаря наличию специального механизма реверса ТТ мог двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью.
Наблюдение за полем боя экипаж танка, состоявший из пяти человек, мог вести через смотровые щели и стробоскоп, установленный на крыше малой башни.
Испытания танка начались 27 ИЮНЯ 1931 года и продолжались С перерывами до 1 октября. На них была достигнута максимальная скорость движения 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, а использование пневматических приводов делало процесс управления машиной необычайно легким.
Вместе с тем было отмечено множество конструктивных недоработок теснота боевого отделения, неудобство доступа к узлам и агрегатам трансмиссии, недостаточное сцепление гусеницы с грунтом и ряд других.
По распоряжению советского правительства 4 октября 1931 года была создана специальная комиссия для тщательного изучения танка Гроте. Ознакомившись с машиной и заслушав доклад конструктора, комиссия решила: « Считать, что танк ТГ в данном виде является чисто экспериментальным типом танка, на котором должны быть опробованы в работе все механизмы, представляющие практический интерес». Из-за чрезвычайно высокой стоимости, составлявшей 1,5 млн. рублей (для сравнения: БТ-2 обходился всего в 60 тыс. рублей), ТГ даже при устранении всех отмеченных недостатков не мог быть принят для серийного производства. К этому времени от дальнейших услуг Гроте и других немецких инженеров отказались, и они вернулись в Германию. КБ ЛВС)-5 было реорганизовано, в его состав вошли конструкторы М.П.Зигель, БААндрыхевич, А.Б.Гаккель, Я.Н.Обухов и другие. Возглавил конструкторское бюро молодой энергичный инженер Н.В.Барыков, ранее работавший заместителем Гроте.