В НОВЫЙ ВЕК С НОВЫМ ТАНКОМ
Владимир Батенин, Владимир Ковалев, Михаил СтаростинПродолжаем публикацию материалов о танках будущего (см. "Военный парад" 3 и 4 за 1997 год, 2 за 1998 год).
В этой статье представители Академии бронетанковых войск на основе ряда исследований и полученных патентов на изобретения предлагают нетрадиционный подход к созданию танка XXI века.
Одной из задач военно-технической политики России является разработка, создание и обеспечение вооруженных сил высокоэффективными танками, способными действовать в любых условиях боевой обстановки, в различных климатогеографических регионах, принимать участие во всех видах боевых действий, включая и локальные конфликты.
Как у нас в стране, так и за рубежом существующие образцы создавались по принципу "экипаж и все системы танка — в одном корпусе". При этом танк конструировался как единое целое и сочетал одновременно все боевые (огневую мощь, подвижность и защищенность) и все эксплуатационные свойства. В конструкции новых танков внедрялись все более сложные системы, повышался калибр орудия, увеличивались броневая защита, мощность двигателя и трансмиссии при сохранении габаритов образца. Все это приводило к сокращению свободного заброневого пространства и, соответственно, к уменьшению уровня комфортности экипажа, вызывало снижение качества его деятельности и не позволило серьезно повысить боевую эффективность.Исследования показали, что коэффициент реализации экипажем основных боевых свойств современного танка не превышает семидесяти процентов его потенциальных возможностей, а дальнейшее техническое совершенствование практически не повышает реальной боевой эффективности, то есть традиционные компоновочные решения принципиально не позволяют резко повысить тактико-технические характеристики.
Выход на новый, более высокий уровень боевой эффективности возможен при выполнении нескольких требований: во-первых, разработку новых образцов необходимо вести, исходя из того, что танки, как правило, применяются в бою в составе подразделений, перед которыми ставятся несколько иные задачи, нежели перед одним танком. В общем виде задачами подразделений сухопутных войск являются: поражение (уничтожение) живой силы, вооружения и военной техники (ВВТ) противника, а также захват (занятие) определенной территории;
во-вторых, при создании новых систем ВВТ следует использовать системоцентристский подход, ориентированный на получение максимального результата при применении систем, а не только на повышение уровня технических возможностей образцов или создание комфортных условий экипажу;
в-третьих, при разработке перспективных бронированных гусеничных машин следует учитывать необходимость ведения боевых действий подразделениями автономно, в отрыве от основных сил, а также требование унификации и стандартизации объектов различного назначения. Это обусловливает потребность в параллельном (с боевой гусеничной машиной) создании машин для обеспечения боевых действий, а также вспомогательных. Другой вариант — создание на базе основного объекта семейства машин.
Эти условия могут быть выполнены путем разработки новых образцов — боевых гусеничных бронированных сочлененных машин (БГБСМ).
Предлагается компоновочная схема бронированной гусеничной машины, имеющей центральную и две соединенные с ней транспортно-эвакуационные секции. При этом секции могут отцепляться друг от друга и применяться раздельно.
Основными преимуществами такого компоновочного решения являются:
— возможность разделения основных боевых свойств танка (маневренности и огневой мощи) на поле боя путем использования центральной и транспортно-эвакуационных секций независимо друг от друга. Это может привести к повышению качества за счет направленного конструирования каждой секции в отдельности. Кроме того, при таком применении боевой и транспортно-эвакуационных секций возможно изменение тактики действий подразделений с соответствующим повышением их эффективности. Это позволит адаптировать тактику подразделений к виду и условиям боевых действий. Примером такого изменения тактики служат боевые действия в Боснии, где все танки, как правило, применялись как самоходные орудия, артсистемы же использовались в основном стационарно;
— сочетание стандартных транспортно-эвакуационных секций с центральными секциями, имеющими различное оборудование (боевое, обеспечивающее и вспомогательное), позволит получить семейство сочлененных машин: БМП, БРЭМ, разведки, подвоза, эвакуации раненых и т.п. Необходимость этого обоснована, в частности, тем, что боевое применение танковых подразделений обуславливается большим количеством транспортной колесной техники, используемой для подвоза различного вида имущества, топлива и боеприпасов, а также ремонта и транспортирования поврежденных танков. Однако проходимость этой техники значительно ниже, чем танков;
— увеличение, по сравнению с танками традиционной компоновки, свободного заброневого пространства центральной секции сочлененной машины за счет гусеничного движителя, что позволяет разместить там оборудование для жизнедеятельности экипажа в течение длительного времени, в том числе и спальные места. Это даст возможность реализовать в конструкции машин нормативные требования по эргономике.
БГБСМ состоит из трех секций: боевой и двух транспортно-эвакуационных. Боевая секция подвешена на шарнирах между транспортно-эвакуационными секциями (ТЭС). Шарниры обеспечивают поворот ТЭС относительно боевой секции в вертикальной и горизонтальной плоскостях и их автоматическую сцепку и разъединение. Размещенные в боевой секции гидравлические домкраты поднимают или опускают ее при сочленении или разъединении с ТЭС.
В башне боевой секции размещены вооружение и экипаж. В ТЭС — тяговые двигатели и трансмиссии, а также рабочие места механиков-водителей для автономного использования ТЭС.
Предложенное компоновочное решение имеет ряд преимуществ перед танками с традиционной компоновкой и позволяет повысить уровень некоторых боевых и эксплуатационных свойств объекта. Увеличение огневой мощи может быть достигнуто за счет:
— изменения высоты расположения приборов наблюдения и прицеливания при помощи гидравлических домкратов боевой секции при ее автономном применении;
— установки вооружения на ТЭС при их автономном использовании;
— стабилизации боевой секции в целом.
Повышается подвижность образца за счет того, что:
— прямолинейное движение БГБСМ происходит по принципу "тяни-толкай";
— БГБСМ может двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью без разворачивания;
— повышается проходимость БГБСМ из-за возможности увеличения дорожного просвета (за счет увеличения высоты ТЭС, так как она не лимитирует общую высоту БГБСМ);
— изменение направления движения БГБСМ может осуществляться двумя способами — "по-танковому" (за счет разности скоростей забегающих и отстающих гусениц ТЭС) и "по-автомобильному" (за счет поворота отдельно каждой или обеих одновременно ТЭС относительно боевой).
Увеличение защищенности БГБСМ обусловлено:
— наличием двух бронированных ТЭС, расположенных сзади и спереди боевой секции;
— возможностью радикального перераспределения броневой защиты между секциями БГБСМ (рационального увеличения толщины брони боевой секции за счет рационального же уменьшения толщины брони обеих ТЭС);
— возможностью увеличения клиренса БГБСМ.
Кроме того, применение БГБСМ увеличивает боеспособность танковых подразделений за счет высокого уровня ее объектовой ремонтопригодности (например, из двух поврежденных машин, у которых подбито по одной ТЭС, можно путем их пересцепки получить боеготовую машину), а также повышает авиатранспортабельность за счет раздельной перевозки и десантирования каждой секции.
Таким образом, предлагаемая конструкция боевой гусеничной машины позволит повысить практически все основные боевые свойства образца, увеличить коэффициент использования экипажем этих свойств, а также создать на ее основе семейство боевых, обеспечивающих и вспомогательных машин, что даст возможность разработки принципиально новых способов применения танковых подразделений сухопутных войск.
Все это позволяет сделать вывод, что предлагаемая гусеничная бронированная сочлененная машина может явиться основой для разработки образцов бронетанкового вооружения нового поколения.