12

В продолжение темы поднятой в посте Вячеслав Шпаковский. Сочленённая бронетехника , конкретно представленный там в начале французский проект попадался мне на глаза в 90-х в журнале «Техника-молодежи» , в статье с запомнившимся мне оригинальным названием «Тандем для мотопехоты», представляю её вашему вниманию.

Еще в 50 е годы некоторые военные специалисты пришли к выводу, что с появлением межконтинентальных ракет с ядерными зарядами и оружия массового поражения бронетанковая техника потеряет былое значение. Прошло четыре десятилетия, прогнозы не оправдались. Она по-прежнему продолжает доминировать на поле боя, а в странах — членах НАТО (и не только там) продолжают совершенствовать и создавать новые образцы бронированных машин. В том числе колесные, о которых и пойдёт речь.

К ним относятся бронетранспортеры, боевые разведывательные, связные, ремонтно-эвакуационные машины, самоходные шасси для противотанковых, зенитных комплексов. Что же касается подобной отечественной техники то ее создателям следовало бы придерживаться правила “тактика —техника — экономика“, однако зачастую им пренебрегали. Отсюда нарушение в 60 —80-е годы взаимосвязи между производством бронетанковой техники, ее накоплением в войсках и возможностями народного хозяйства, и последовавший кризис. Впрочем, это касалось не только бронетанковой техники…

Анализ применения боевых колесных машин в конфликтах тех лет показывает, что тактико-технические задания, выданные их разработчикам, далеко не всегда соответствовали требованиям современного боя. Так, в 1969 году, во время Советско-Китайского вооруженного конфликта в районе острова Даманский, было необходимо вынудить противника к отступлению на свою территорию. Было решено атаковать его на лучших тогда бронетранспортерах БТР 60ПБ. обладавших противопульной защитой. Но как выяснилось, их корпуса не выдерживали ударов 7,62-мм китайских бронебойных пуль Б-32; пожароопасным оказалась и силовая установка. Китайцы подпустили их на минимальное расстояние и расстреляли.

БТР-60ПБ


БТР-60ПБ

В декабре 1979 года в Афганистан, в составе “ограниченного контингента», ввели и мотострелковые части, оснащенные и боевыми машинами пехоты БМП-1. И вновь для высшего командования явилось откровением. Что их корма, борта и крыша не всегда выдерживают попадания бронебойных пуль. И снова потери среди экипажей и мотострелков десантников.

Добавим, что вооружение наших броне транспортеров, даже новейших БТР-80, позволяло вести огонь из бортового оружия только с места, поскольку недостаточная прочность крыши корпуса, на которой размещался погон башни, не обеспечивала пулемету надлежащей жесткости, а значит, и кучности стрельбы. А вот 25мм подкалиберный снаряд, выпущенный из пушки американской боевой машины пехоты М2, на дистанции 1600 м пробивает 25,4-мм броню под углом встречи 60 градусов; новый же, с сердечником из обедненного урана,- и 33-мм листы прочнейшей стали. Следовательно, нужно усилить защиту боевых колесных машин и оснастить их пушками калибра не менее 25 —30 мм, а также установками для пуска управляемых противотанковых ракет. Тогда они смогут идти вместе с танками, столь же эффективно поражая живую силу, бронированные цели, разрушая полевые фортификационные сооружения. Правда, техника неизбежно потяжелеет, что отрицательно скажется на ее подвижности и проходимости Кроме того, ставшее менее просторным отделение десанта вместит меньше солдат, да и экипаж окажется в весьма стесненные условиях.

Этих недостатков лишена небольшая, рассчитанная на отделение мотострелков, машина с комбинированным движителем. По пересеченной местности она идет на гусеницах, «поджав» колеса, а по дорогам на них. приподняв гусеничный ход. Машиной управляют командир и механик-водитель, значит, спешиваются и выходят на поле боя шестеро, причем гранатометчик будет ожидать появления бронированных целей. Пятерых стрелков, для ведения боевых действий, недостаточно.

Современная боевая машина оснащённая пушкой калибра 90 мм


Современная боевая машина оснащённая пушкой калибра 90 мм

Кстати, подобная техника отнюдь не новость. Опытные образцы таких бронетранспортеров в конце 60-х годов разрабатывал преподаватель Академии бронетанковых войск полковник Д.А. Антонов. В зависимости от обстановки их гусеницы могли опускаться на грунт, а колеса — подниматься между ними. Вероятно, со временем Антонов добился бы оптимального сочетания оружия, бронезащиты, подвижности и численности десанта, да только руководство тогда не решило, чем быть такой машине —“боевым такси“, только подвозящим солдат к полю боя, или техникой, способной идти вместе с танками и вести эффективный огонь. Впрочем, не первый год существуют хорошо вооруженные и защищенные гусеничные боевые машины пехоты (см. “ТМ” №8 за 1994 г.), зачем же, что называется, порох выдумывать? Дело в том, что колесные бронетранспортеры дешевле в производстве и эксплуатации, легче управляются, водителей для них удается быстрее готовить. Нелишне отметить, что они менее шумны, а по проходимости почти не уступают гусеничным.

Но еще лучше машина, обладающая свойствами бронетранспортера, оснащенная средствами огневой поддержки пехоты, умеющая плавать — своего рода универсал. Однако попробуйте поставить себя на место ее разработчиков. Вам предстоит “состыковать” мощное вооружение, усиленную защиту, приспособления для движения на плаву, средства защиты от оружия массового поражения с достаточно просторными помещениями для экипажа и десанта. Скажем прямо, такое пока не удалось никому. А что, если выполнить подобную машину из двух элементов, обладающих специфическими свойствами. Первый. ударный, будет обладать сильным пушечным вооружением, годным и для борьбы с танками, его броня должна выдерживать попадания вражеских снарядов. Поскольку обычно на защиту приходится до 50% массы такой техники, механическое наращивание брони приведет лишь к отрицательным последствиям. Целесообразнее воспользоваться высокопрочными алюминиевыми сплавами, армированным стеклопластиком, выполнив бронирование дифференцированным, с особо упроченными лобовыми листами корпуса и днища, а наиболее важные части прикрыв еще и стальной или керамической броней с полиуретановым наполнителем.

Моторное отделение следует отделить от обитаемого герметичной перегородкой, топливо разместить в протектированных баках, оснащенных автоматической противопожарной аппаратурой. Для разрушения инженерных сооружении. подавления огневых точек будет достаточно орудия калибром 57 — 76 мм с начальной скоростью снаряда 1100 — 1400 м/с, спаренного с 7.62-мм пулеметом, а для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами —- 12,7-мм пулемета с дистанционным управлением. Все они должны находиться и на башне, так же, как и пусковые установки для противотанковых ракет. Боевая масса такой машины, оснащенной двигателем в 520 — 560 л.с., с полным боекомплектом и запасом топлива составит 20 т.

Второй, транспортный элемент боевого тандема, будет защищен от пуль и осколков броней толщиной 8 — 15 мм. Для ускорения выхода мотострелков понадобятся боковые и задние двери. для самообороны — 7.62-мм пулемет на крыше и переносной зенитный комплекс. Через 2-3 амбразуры в бортах и по одной в корме и носу экипаж и десант смогут вести огонь из личного оружия. В качестве силовой установки предпочтительнее дизель в 200 — 220 л. с. и вспомогательный водомет.

Корпуса обеих машин должны быть герметичными. обеспечивающими передвижение на плаву; само собой разумеется, по требуются приборы ночного видения и средства связи разного назначения. Соединить ведущего и ведомого можно седельным устройством вроде того, что применяется в автопоездах, когда передние колеса прицепа несколько приподнимаются, или шкворнем.

А теперь смоделируем действия такого тандема. На марше он сцеплен и передвигается за счет лидера. При развертывании подразделений в боевые порядки или в зависимости от обстановки, машины идут вместе или же транспортер следует на некотором расстоянии за ведущим, поддерживая с ним радиосвязь После спешивания десанта «боевое такси» перемещается рывками, от укрытия к укрытию, готовое в любую минуту принять десантников или поддержать их пулеметным огнем.

Командир отделения мотострелков постоянно пребывает в ударной машине и управляет боем, непрерывно сохраняя радиоконтакт с начальником, транспортером и солдатами. Но вот противник начал отход — ведомая машина тотчас принимает мотострелков, прицепляется к ведущей, и обе движутся следом за отступающим врагом.

Но зададимся вопросом — насколько реален боевой тандем? Прежде, чем создавать его, необходимы какие-то предпосылки. Так вот, уже сейчас на легких боевых колесных машинах устанавливают пушки калибром 30 — 76, а тои 120 — 150 мм. В их боекомплект входят подкалиберные и кумулятивные снаряды, размещенные на механизированных боеукладках. Что касается защиты, то разрабатываются виды брони из легких, но прочных сплавов, пластмасс, с керамическими вставками и прокладками; давно не редкость и навесные противокумулятивные экраны.

Высокие тяговые характеристики 200—600-сильных дизелей обеспечивают машинам высокие скорость и маневренность; отработаны и применяются механические и гидромеханические передачи, достаточно простые и компактные, планетарные трансмиссии с высоким КПД. Не новость шины с дифференцированной толщиной и эластичными наполнителями; о системах пожаротушения мгновенного действия и защиты от оружия массового поражения и говорить не приходится.

Конечно, конструкцию боевого тандема придется еще создавать, а потом совершенствовать, но воплощение ее «в металле” вполне реально и в наши дни.

Тандем для мотопехоты

Источник: http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1994-09—num24

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account