На платформе Конт попалась интересная статья, посвящённая истории нашей легендарной БМП-1. Её я и представляю вашему вниманию.
Содержание:
Создание машины
Практически все страны, разработавшие после Хиросимы и Нагасаки ядерное оружие, активно занимались его испытаниями в различных средах. Сейчас об этом нечасто вспоминают, но, например, один из подобных американских полигонов находится в 105 километрах от знаменитых казино Лас-Вегаса. За 40 лет там было подорвано более 900 зарядов, причём успел развиться даже такой специфический вид туризма, когда люди приезжали поглазеть на огромные «грибы» пыли, «выраставшие» после взрывов.
Другие участники «ядерного клуба» старались проводить опасные эксперименты в безлюдной местности и подальше от чужих глаз. Ядерные устройства и боеприпасы, созданные на их основе, подрывали на поверхности земли, в глубоких шахтах, в воздухе, на море. Перед взрывом полигоны оборудовались разнообразными мишенями, в качестве которых выступала реальная боевая техника: от автомобилей и танков до самолётов и кораблей различного типа. Учёные и военные пытались обосновать технические задания конструкторам боевой техники. Машины нового поколения должны были выдержать сам взрыв и сохранить жизни людей, находящихся внутри.
Первым наглядным результатом выводов, сделанных после испытаний в СССР, стало появление полностью закрытых корпусов у колёсных БТР-152, гусеничных БТР-50 и бронеавтомобилей БРДМ. Менее заметным было оснащение этих машин системами коллективной (противоатомной) защиты с фильтровентиляционными установками (ФВУ). Однако это было всего лишь полумерой, в неспокойные годы «холодной войны» угроза применения ядерного оружия считалась вполне реальной — требовались новые машины, способные действовать в условиях заражения местности.
К середине 1950-х годов Главное бронетанковое управление Советской Армии оформило требования к разработчикам боевой техники. Согласно новой концепции ведения боевых действий пехота должна была не просто доставляться к полю боя на грузовиках и БТР, как происходило раньше, а действовать совместно с танковыми подразделениями, находясь внутри специализированных боевых машин.
Спешивание мотострелков происходило лишь в случае столкновения с подготовленной противотанковой обороной противника. При этом боевые машины должны были оставаться за укрытиями и поддерживать пехоту огнём при взятии линии обороны.
Траки или баллоны?
В конкурсе на создание боевой машины пехоты приняли участие КБ Волгоградского и Челябинского тракторных заводов, а также группы конструкторов заводов из Брянска, Кургана и Рубцовска. Разработкой комплекса вооружения занималось тульское КБ приборостроения (знаменитое теперь КБП). В начале 1960-х годов прошли заводские и сравнительные испытания нескольких образцов, демонстрировавших совершенно разные подходы конструкторов.
Опытный «Объект 1200» из Брянска был колёсной бронемашиной с формулой 8х8, гусеничный волгоградский «Объект 914» создавался на основе плавающего танка ПТ-76 с увеличенным объёмом боевого отделения и новой башней, их же «Объект 911» был колёсно-гусеничным, колёса можно было выпустить из-под днища при движении с большой скоростью — до 100 км/ч — по дорогам. «Объект 19», построенный на Алтайском тракторном заводе в Рубцовске, также был колёсно-гусеничным, но его гусеничный движитель небольшой длины располагался внутри колёсной базы и опускался для увеличения проходимости на грунте. КБ ЧТЗ первоначально предложило проект «Объекта 764», созданного на основе гусеничного вездехода для освоения Севера. Двигатель машины находился в носовой части, за ним располагались отделения управления и десантное. Люки и двери для выхода десанта находились на корме машины. По результатам испытаний решено было остановиться на челябинском проекте, созданном под руководством главного конструктора ЧТЗ Павла Павловича Исакова, но внести в него ряд изменений, позаимствованных из других разработок. Доработанный «Объект 765» успешно прошёл испытания, однако решение о принятии на вооружение вызвало споры среди советского высшего военного руководства. К середине 1960-х годов наметилось снижение угрозы применения ядерного оружия, поскольку вероятные противники, накопив изрядный опыт на испытаниях мощнейшего оружия, понимали, что победителей в таком конфликте может и не остаться.
Производство совершенно новой машины в больших количествах требовало огромных финансовых затрат. Кроме того, гусеничная техника всегда дороже в эксплуатации, чем колёсная, часть военных считала, что можно было бы обойтись расширением производства более дешёвых БТР-60 в различных вариантах, включая установку аналогичного вооружения.
В пользу машины говорило изменение тактики мотострелков на поле боя. Даже в условиях обычного боя без применения оружия массового поражения пехота в новых машинах могла следовать за огневым валом своей артиллерии. Разрывы снарядов создавали своеобразный «зонтик», под прикрытием которого пехота врывалась на позиции противника и спешивалась там только для подавления очагов сопротивления. В рамках этой же концепции десант боевых машин мог вести огонь, находясь в машинах. На бортах были оборудованы амбразуры с шаровыми опорами. Две передние предназначались для пулемётов ПК, а остальные — для автоматов Калашникова. Для снижения загазованности при стрельбе на автоматы и пулемёты устанавливались устройства отсоса пороховых газов и улавливания гильз. Точно попасть в цель, находясь внутри движущейся машины, было практически невозможно, но постоянный огонь не давал поднять головы противнику.
Войсковые испытания предсерийной партии машин проходили в 1-м мотострелковом батальоне 339-го гвардейского мотострелкового полка 120-й гвардейской Рогачевской танковой дивизии Белорусского военного округа. Испытания, длившиеся несколько месяцев, выявили массу «детских болезней», конструкторы и специалисты заводов-изготовителей практически жили в войсковой части. Тем не менее, большинство проблем удалось устранить. «Объект 765 спецификации 1» был принят на вооружение Советской Армии 2 июня 1966 года под обозначением БМП-1.
Творцы нового тренда
Необходимо отметить, что до появления БМП-1, машин подобного класса не существовало, мотострелки (мотопехота) различных армий мира передвигались на колёсных и гусеничных транспортёрах, служивших лишь средством их доставки. Примером такого транспортера служит «одногодок» нашей машины американский M113 ACAV, сходный с БМП-1 по габаритам, вместимости и защищенности, но без мощного артвооружения.
Броня БМП-1 прикрывала экипаж и десант от огня крупнокалиберных пулемётов, а также и осколков снарядов и мин, приземистый корпус позволял использовать складки местности для укрытий на поле боя. Машина могла плавать, используя перемотку гусениц для движения в воде. Первоначально предполагали установить водомёты, но они заняли бы значительный объём внутри корпуса. экранов и гидродинамических решёток на корме: вместе они образовывали гидродинамический туннель, направлявший поток воды назад. Поскольку машина получилась достаточно лёгкой, применение мощного двигателя дало невиданный для того времени показатель: удельная мощность составляла 23 л.с. на тонну, что позволяло БМП-1 буквально «летать» даже на пересечённой местности. Механик-водитель машины получил не рычаги управления, а удобный штурвал.
Основным оружием БМП-1 является гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», разработанное на базе безоткатного орудия СПГ-9. Орудие оснащено полуавтоматическим механизмом заряжания, позволяющим поддерживать высокий темп стрельбы — до 8-10 выстрелов в минуту. Прицельная дальность составляла 1300 м — немного, но нужно помнить о том, что БМП не предназначались для противотанкового боя, их орудия должны были уничтожать цели, случайно «выжившие» в огне артиллерийской подготовки и непораженные первой волной атакующих танков. Для борьбы с танками противника на больших дистанциях предназначался комплекс управляемого вооружения 9К14 «Малютка». Направляющая для ракет устанавливалась над стволом орудия. Бронепробиваемости кумулятивных боевых частей выстрелов к пушке и управляемых ракет было достаточно, чтобы поразить любой натовский танк того времени в лоб, не говоря уж о бортах и корме. С 1974 года появились выстрелы ОГ-15В с осколочно-фугасной боевой частью, предназначенной для борьбы с пехотой противника.
Впервые новую технику публично продемонстрировали на военном параде в честь 50-летия Великой Октябрьской революции 7 ноября 1967 года.
Стремительный бег новейших машин по брусчатке Красной площади сопровождал комментарий про возможности мотострелков «успешно вести бой в высоком темпе, на большую глубину», что только усиливало опасения западных военных специалистов, десятилетиями ожидавших броска полчищ советских танков к Ла-Маншу. Теперь к тысячам танков прибавились мотострелки на собственной бронетехнике, что не добавляло оптимизма друзьям-супостатам. Аналогичная по назначению БМП «Мардер» появилась в армии ФРГ через пять лет, ещё через два французы выпустили свою АМХ-10, а в США и Великобритании подобные машины были созданы спустя десятилетие.
Среди своих и среди чужих
В СССР было развернуто крупносерийное производство новой машины. Появление новой техники потребовало модернизации оборудования и внедрения новых технологических процессов на Курганском машиностроительном заводе. Некоторое время БМП-1 делали и на «родине» — в Челябинске, но вскоре выпуск был прекращён из-за загрузки завода другой техникой.
В 1969 году машину впервые модернизировали: был изменён угол наклона носовой части, улучшивший вход машин в воду и движение на плаву. С 1972 года начали выпускать БМП-1К, оснащённую дополнительной радиостанцией, и БМП-1КШ с несколькими комплектами радиооборудования, навигационной аппаратурой и 10-метровой телескопической мачтой для антенн. По опыту использования машин в арабо-израильских войнах, а также столкновений ангольской армии с войсками ЮАР, БМП-1П получила новое противотанковое оружие. Вместо комплекса «Малютка» установили ПТРК «Фагот», а позднее «Конкурс» с полуавтоматической системой управления. Лицензии на производство БМП-1 передавались Китаю, Польше, Чехословакии и Румынии (как они до сих пор радуются…).
Первый раз вступить в бой, БМП-1 пришлось в составе армии Египта в войне с Израилем в октябре 1973 года. СССР поставил в эту страну 150 машин, но арабские экипажи не получили достаточной выучки перед началом боевых действий, да и доблестью особой не отличались, потому и понесли значительные потери. Сирийцы на тех же машинах действовали гораздо увереннее, что особенно проявилось в войне 1982 года на территории Ливана. С уверенностью можно сказать, что БМП-1 не использовались в те времена разве что в конфликте на Фолклендах и при вторжении американцев в Гренаду…
БМП в большом количестве применялись во время пребывания Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Специфика горного театра военных действий выявила дополнительные недостатки машины. Пушка 2А28 была способна бороться с танками, но против укрытий в скалах её боеприпасы оказались неэффективны, малый угол подъёма ствола не позволял вести огонь по вершинам холмов. Противоминная стойкость машин также оказалась крайне недостаточной.
Большая война в Европе, для которой разрабатывалась БМП-1, так и не произошла, а локальный конфликт в горной местности требовал другой техники.
Зато в российские времена, кто только не оттянулся по поводу недостатков БМП-1. Успокоились бы — не вина разработчиков, что готовились к «маршу до Ла-Маншу». Да и жаловаться на машину 60-ых в конце 90-ых, всё равно, что жаловаться на ГАЗ-69: долго, собака, разгоняется до сотни, да и не разгоняется вовсе…
Что и говорить, затянуло советское военное руководство с выдачей технического задания на новую машину, как результат, мы до сих пор пользуем, по большому счёту, «объект 765» с новыми боевыми модулями.
Источник — https://cont.ws/@vv900535441/1819819