14

Успешный опыт применения самоходной артиллерийской установки Semovente M40 da 75/18 побудил итальянское командование заказать «такую же, но с перламутровыми пуговицами», то есть машину с более мощным вооружением. Так появилась САУ Semovente da 105/25, получившая прозвище Bassotto — «Такса».

В апреле 1942 года, вскоре после боевого дебюта Semovente M40 da 75/18 в Северной Африке, Инспекторат артиллерии Королевской итальянской армии потребовал создания более мощной самоходки, вооружённой 105-мм орудием. В ответ на это требование концерн «Одеро-Терни-Орландо» (более известный по аббревиатуре ОТО) предложил создать САУ на базе танка Р26/40 (Р40). Эта машина классифицировалась в Италии как тяжёлый танк, на деле являясь средним (вес составлял 26 т). На такой базе можно было создать довольно подвижное и хорошо защищённое штурмовое орудие, однако проблема состояла в том, что Р26/40 ещё находился на стадии прототипов, и сроки внедрения его в производство оставались туманными. К тому же, расходовать шасси лучшего итальянского танка для изготовления второстепенных боевых машин представлялось нецелесообразным.

«Такса» для штурмовой артиллерии. САУ Semovente da 105/25

Более рациональным выглядело предложение фирмы «Ансальдо»: взять за основу модифицированное шасси среднего танка М15/42 (М42). Это позволяло создать более лёгкую машину (примерно на 25-30 % легче, чем предполагаемая САУ на шасси Р26), а значит, обойтись менее мощным бензиновым двигателем. Дело в том, что в то время Италия уже ощущала острую нехватку дизельного топлива, с бензином же дела обстояли лучше. Другими аргументами в пользу шасси М42 были меньшие размеры самоходки, облегчавшие маскировку на поле боя, а также освоенность основных узлов в производстве, что позволяло быстро наладить выпуск новых боевых машин.

Содержание:

Конструкция

В качестве основного вооружения САУ приняли модифицированный вариант новой 105-мм полевой гаубицы, разрабатывавшейся с 1938 года и к 1942 году не вышедшей из стадии прототипов. Конкретный тип орудия до сих пор вызывает споры. Дело в том, что по программе 1938 года свои образцы создали две фирмы — «Ансальдо» (со стволом длиной 20 калибров) и ОТО (23 калибра). Большинство публикаций указывают, что в качестве образца для орудия самоходки взяли гаубицу «Ансальдо» со стволом длиной 23 калибра, однако такого орудия попросту не существовало. К тому же, конструкция «Ансальдо» проиграла конкурс образцу фирмы ОТО. Вряд ли военные согласились бы принять образец, оказавшийся менее удачным, поэтому, скорее всего, выбор был сделан в пользу гаубицы ОТО. При переделке гаубицы в орудие для самоходки длину её ствола увеличили до 25 калибров. Вероятно, таким путём конструкторы стремились уменьшить снижение максимальной дальности стрельбы орудия самоходки по сравнению с полевым: установка гаубицы в закрытой рубке ограничила угол возвышения 22 градусами.

Опытный образец орудия был готов 16 января 1943 года, а всего двенадцать дней спустя, 28 января, заводской цех покинул прототип самоходки, получивший обозначение Semovente da 105/25 su scafo M42 allargato, то есть «САУ 105/25 на расширенном корпусе М42». Действительно, по сравнению с САУ Semovente M42 da 75/18, созданной на стандартном шасси М15/42, ширина новой самоходки увеличилась с 223 до 240 см. Одновременно машина стала более «приплюснутой» — её высота по сравнению с Semovente M42 da 75/18 уменьшилась на 10 см. Общая же компоновка изменений не претерпела: вместо башни на корпус танка водрузили неподвижную рубку с орудием. Бронирование САУ по сравнению с прежними образцами усилили: толщина брони передней части корпуса составляла 50 мм, лобового листа рубки — 70 мм, бортов — 45 мм. Сборка велась по архаичной технологии — на болтах и заклёпках. Столь же «антикварной» выглядела балансирная подвеска, которая отнюдь не способствовала высокой скорости хода, но на малых «боевых» скоростях обеспечивала отличную плавность движения.

Опытный образец Semovente da 105/25 su scafo M42 allargato (справа) и серийная САУ Semovente M42 da 75/18 (слева). flamesofwar.com

Опытный образец Semovente da 105/25 su scafo M42 allargato (справа) и серийная САУ Semovente M42 da 75/18 (слева). flamesofwar.com

Гаубица устанавливалась в лобовом листе рубки по центру в шаровой установке, подобной той, что применялась на 75-мм самоходках. Диапазон углов вертикального наведения составлял от −12° до +22°, горизонтального — 16° влево и 18° вправо. Боекомплект гаубицы состоял из 48 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы составляла всего 4540 м (при начальной скорости снаряда 510 м/с), но для самоходки, предназначенной для действий непосредственно на поле боя, этого было вполне достаточно. Помимо обычных осколочно-фугасных снарядов, в боекомплект САУ входили и кумулятивные. Дальность прямого выстрела кумулятивным снарядом составляла 1000 м, а бронепробиваемость — 76 мм (вполне достаточно, чтобы пробить корпус «Шермана»).

Схема САУ Semovente da 105/25. Pignato N. Semovente da 105/25 su scarfo M43 // Bellona. – 1974. – №36

Схема САУ Semovente da 105/25. Pignato N. Semovente da 105/25 su scarfo M43 // Bellona. – 1974. – №36

Вспомогательное вооружение САУ было представлено 8-мм пулемётом «Бреда» mod. 38 (боекомплект — 864 патрона). Так же, как и на Semovente M42 da 75/18, в походном положении пулемёт перевозился в боевом отделении, а при необходимости устанавливался на вертлюге на крыше рубки (с возможностью ведения зенитного огня).

Semovente da 105/25 в определённом смысле была уникальной — она являлась единственной самоходкой со 105-мм орудием времён Второй мировой, чей экипаж состоял всего из трёх человек. Это вынуждало совмещать функции: механик-водитель одновременно был радистом (обслуживая радиостанцию «Маньети Марелли» RF 1 CA), командир машины выполнял функции наводчика, и лишь третий член экипажа был просто заряжающим. По некоторым данным, немцы увеличивали экипажи САУ Semovente da 105/25 до четырёх человек, стремясь освободить командира машины от прочих функций, даже ценой уменьшения возимого боекомплекта.

Силовая установка состояла из восьмицилиндрового V-образного бензинового двигателя «Фиат» SPA 15TВ с жидкостным охлаждением. Коробка передач обеспечивала пять скоростей вперёд и одну назад.

Производство и служба

Испытания прототипа заняли менее месяца. 25 февраля 1943 года армия заказала первую партию серийных самоходок, получивших обозначение Semovente da 105/25 su scafo M43 (сокращённо — Semovente М43 da 105/25). Первые серийные машины передали заказчику в начале мая, а вся партия была готова к 30 июня. Тем временем «Ансальдо» получила новые контракты, доведшие общий объём заказов на Semovente М43 da 105/25 до колоссальной для итальянской танковой промышленности цифры в 454 экземпляра. Ввиду капитуляции Италии и оккупации её северной части вермахтом дальнейшее производство осуществлялось уже для новых хозяев. До конца 1943 года завод «Ансальдо» в Генуе выпустил 24 машины, в 1944 году — ещё 67. Таким образом, общий объём производства Semovente М43 da 105/25 составил 121 единицу.

Semovente М43 da 105/25 на заводском дворе. flickr.com

Semovente М43 da 105/25 на заводском дворе. flickr.com

Готовые Semovente М43 da 105/25 в заводском цеху. flickr.com

Готовые Semovente М43 da 105/25 в заводском цеху. flickr.com

В итальянской армии Semovente М43 da 105/25 не успели получить распространение. flickr.com

В итальянской армии Semovente М43 da 105/25 не успели получить распространение. flickr.com

Первыми и единственными частями итальянской армии, успевшими получить Semovente М43 da 105/25 до капитуляции, стали 601-я и 602-я группы Semoventi. Организационно каждая такая группа должна была состоять из трёх четырёхорудийных батарей и насчитывать 12 самоходок и 3 командирские машины Carro Comando M42. Однако полный комплект САУ получила лишь первая из них, 602-я группа к моменту капитуляции располагала только пятью Semovente М43 da 105/25.

Обе группы предназначались для танковых дивизий, воссоздававшихся после разгрома в Северной Африке. Так же, как и в случае с группами Semovente da 75/18, они входили в состав артиллерии дивизий. В частности, 601-я группа вошла в 235-й артиллерийский полк 135-й танковой дивизии «Ариете II», а 602-ю подчинили 1-й танковой дивизии «Чёрных рубашек» «М» (с 15 августа 1943 года, после передачи в подчинение Королевской армии, — 136-я ТД «Чентауро II»). Карьера Semovente М43 da 105/25 в рядах Королевской армии оказалась короткой. Обе дивизии, составлявшие Танково-моторизованный корпус, 9-10 сентября 1943 года пытались оказать сопротивление немецким войскам в районе Рима, но безуспешно. Дивизии были разбиты, а уцелевшая техника (в том числе самоходки) стала немецкими трофеями. Впоследствии Semovente М43 da 105/25 практически не использовались итальянскими вооружёнными формированиями, известно лишь об одной самоходке этого типа, служившей в танковом батальоне «Леончелло», сформированном в сентябре 1944 года в составе армии Итальянской социальной республики.

У новых хозяев

В вермахте САУ Semovente М43 da 105/25 получила обозначение Sturmgeschütz M43 mit 105/25 853(i) и была признана вполне удачным «местным заменителем» стандартных штурмовых орудий. Помимо нескольких 105-мм САУ, захваченных в сентябре 1943 года, производство таких машин было продолжено по немецким заказам. Более того, вермахт обзавёлся новыми САУ на основе Semovente М43 da 105/25, вооружёнными длинноствольными 75-мм пушками, — их появление было вызвано стремлением повысить противотанковые возможности штурмовой артиллерии. Немцы создали две модификации с таким вооружением, прототип первой из них был изготовлен ещё до капитуляции Италии, но серийное производство осуществлялось уже во время оккупации. САУ Semovente М43 da 75/34 вооружалась 75-мм пушкой со стволом длиной 34 калибра — как на самоходке Semovente М42 da 75/34 (последняя изготавливалась на стандартном «узком» шасси М15/42). Для вермахта выпустили 29 таких САУ, обозначавшихся StuG M43 mit 75/34 851(i).

StuG M43 mit 75/34 851(i) в одной из частей вермахта. Pignato N. Semovente da 105/25 su scarfo M43 // Bellona. – 1974. – №36

StuG M43 mit 75/34 851(i) в одной из частей вермахта. Pignato N. Semovente da 105/25 su scarfo M43 // Bellona. – 1974. – №36

StuG M43 mit 75/46 852(i) выпускались исключительно для немецких войск. Pignato N. Semovente da 105/25 su scarfo M43 // Bellona. – 1974. – №36

StuG M43 mit 75/46 852(i) выпускались исключительно для немецких войск. Pignato N. Semovente da 105/25 su scarfo M43 // Bellona. – 1974. – №36

Другой вариант вооружался переделанной зениткой Cannone da 75/46 C.A. mod. 40 со стволом длиной 46 калибров. Её бронебойный снаряд массой 6,5 кг имел начальную скорость 750 м/с и на дистанции 500 м мог пробить 90 мм брони. Максимальная дальность стрельбы превышала 13 км, возимый боекомплект составлял 43 снаряда. Кроме того, самоходка получила усиленное бронирование — толщина лобовой части рубки была доведена до 100 мм. Немцы изготовили лишь 11 таких самоходок (8 в 1943 и 3 в 1944 году), получивших немецкое обозначение StuG M43 mit 75/46 852(i). В печати встречаются также итальянские обозначения Semovente М43 da 75/46 или Semovente М43 da 75/46Т (от Tedesco — Германия), но, скорее всего, они появились уже в послевоенных исследованиях.

Большинство выпущенных Semovente М43 da 105/25 служило в вермахте. flickr.co

Большинство выпущенных Semovente М43 da 105/25 служило в вермахте. flickr.co

По состоянию на 31 декабря 1943 года в немецких частях имелось 27 самоходок StuG M43 853(i), год спустя — 66. Первыми соединениями вермахта, осенью 1943 года получившими самоходки StuG M43 853(i), стали 15-я панцергренадерская и 26-я танковая дивизии. Все эти САУ они потеряли в боях зимой 1943-1944 годов и в дальнейшем пополнялись уже немецкой техникой, итальянские же «штурмгешютцы» поступали в основном в пехотные дивизии. Исключение составила 914-я бригада штурмовых орудий, получившая в феврале 1944 года полный комплект StuG M43 853(i) — 31 единицу. Впрочем, и эта часть к концу года перевооружилась самоходками StuG 40 и StuH 42. Некоторое количество StuG M43 853(i) вместе с другими типами итальянских самоходок попало в начале 1944 года в 11-й парашютный батальон штурмовых орудий. Помимо уже упоминавшегося увеличения экипажа до четырёх человек, немцы часто заменяли пулемёт «Бреда» стандартным MG 42. Также известно, что часть орудий 105/25, предназначавшихся для САУ, использовали для установки на «Готской линии» в Северной Италии.

StuG M43 853(i), ставшая трофеем союзников под Анцио. flickr.com

StuG M43 853(i), ставшая трофеем союзников под Анцио. flickr.com

Бесславный конец… flickr.com

Бесславный конец… flickr.com

Semovente М43 da 105/25 вполне можно назвать лучшей итальянской самоходкой времён Второй мировой войны. Машина имела мощное вооружение, неплохое бронирование, её подвижность следует признать удовлетворительной. Однако из-за ограниченного состава экипажа командир машины оказался перегруженным функциями, что неминуемо сказывалось на эффективности самоходки в бою.
Тактико-технические характеристики САУ Semovente M43 da 105/25

  • БОЕВАЯ МАССА, Т — 15,8
  • ЭКИПАЖ, ЧЕЛ — 3
  • ДЛИНА САУ, ММ — 5100
  • ШИРИНА, ММ — 2400
  • ВЫСОТА, ММ — 1750
  • КЛИРЕНС, ММ — 410
  • ТОЛЩИНА БРОНИ, ММ — 10-70
  • УГОЛ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. — 34
  • УГОЛ ВЕРТИКАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. — от −12 до +22
  • МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л. С. — 190
  • СКОРОСТЬ ПО ШОССЕ, КМ/Ч — 35
  • ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, КМ — 180
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
  • ШИРИНА РВА, СМ — 210
  • ВЫСОТА СТЕНКИ, СМ — 80
  • ГЛУБИНА БРОДА, СМ — 100

Источник: https://warspot.ru/11089-taksa-dlya-shturmovoy-artillerii

Дополнительно — схема бронирования, найденная в сети.

«Такса» для штурмовой артиллерии. САУ Semovente da 105/25

«Такса» для штурмовой артиллерии. САУ Semovente da 105/25

Гоплит
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account