Предыстория
В прошлой статье рассматривался вариант модернизации Т-35 путем установки на его шасси пневматической карробаллисты.
См. рис:
Система получилась удачная. Особенно с учетом высокой эффективности передачи энергии снаряду и исключительной дешевизны и технологичности снарядов. В целом система получила положительную оценку, хотя многие коллеги предлагали использовать вместо баллисты пневматическую, или, как тогда говорили, воздухострельную пушку.
Такие пушки появились в конце 19-го века, и своим появлением они обязаны изобретению динамита. Снаряды огнестрельных пушек тогда снаряжались черным порохом, и их разрывная сила была невелика. А в снаряды пневматических пушек можно было поместить большой заряд динамита. Поэтому такие пушки иногда назывались “динамитными”. Они имели небольшую дальность стрельбы и ограниченно применялись в Великую войну. См. фото
Французский пневматический миномет на позиции. Миномет простой, надежный. Хотя для ручной переноски несколько тяжеловат. Также непонятно, как производится подкачка баллона. И на сколько выстрелов хватает того баллона.
С появлением тротила и мелинита разрывное дейстаие снарядов огнестрельных пушек резко увеличилось, и пневматические пушки постепенно вышли из употребления.
Исходя из вышесказанного, конструктора не видели резона ставить пневматическую пушку на Т-35. Да, на танк можно поставить такую пушку очень приличного калибра, а воздух подавать от компрессора, приводимого двигателем танка. Но дальность стрельбы и скорострельность будут кратно ниже, чем у баллисты. Поэтому такой вариант первоначально был отклонен.
Однако, в 1929 году Наркомвоенмором СССР была принята Система танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА, где были прописаны требования к позиционному танку.
С точки зрения военной науки указанного периода и теорий боевого применения бронетанковых сил, позиционные танки прорыва предназначались для действий в первом эшелоне наступающих сил, будучи передовым элементом боевого порядка.
Итак, мы видим, что предложенная выше баллиста, при всех ее достоинствах, не удовлетворяет выдвинутым требованиям, так как является разновидностью самоходной артиллерии, и не предназначена для “действий в первом эшелоне наступающих сил”.
Короче, в результате модернизации или альтернативно-исторической реконструкции тяжелого танка Т-35 требуется получить именно танк, а не САУ. С учетом этого требования применение пневматической пушки выглядит более целесообразным, чем применение баллисты, так как пушка более компактна и поэтому может быть почти целиком вписана в заброневой объем. См. рисунки и описание позиционного Т-35.
Содержание:
История создания
Об эту пору советские конструктора не сильно смотрели на всякие заморские аналоги. Хотя, они может что-то и знали об тяжелых иностранных танках, но ориентировались больше на Техзадание, которое следовало из Системы танкового вооружения.
И больше опирались на свой, отечественный опыт проектирования и эксплуатации бронетехники. А, чтобы там ни говорили, такой опыт очень даже был.
Начнем с ходовой части и сделаем то, с чего следует начинать проектирование танка. Зададимся его массой и вычислим все остальные параметры. Очевидно, масса будет ограничена грузоподъемностью железных дорог, то есть 60 тон максимум. А если получится уложиться в 50 тон, то 50. То-есть сразу зададимся реалистической величиной.
Расчеты по Т-35 показывают, что передаточное число трансмиссии должно быть высоким, скорость низкой, а радиус разворота – большим. Откуда логично вырисовывается переднеприводная ходовая часть с двухпоточной трансмиссией.
Двигатель первоначально планировали использовать трехсотсильный М-6. Вот его и ставим. Энерговооруженность позволяет развить скорость 15 км/ч, для позиционного танка достаточно. Главное, что на нижней передаче танк преодолевает подъем 45º, а радиус поворота составляет 50…100 м. То есть танк движется хоть и медленно, но уверенно, не перегружая трансмиссию и подвеску.
Можно, конечно, запихнуть в моторный отсек более мощные двигатели типа М-5, М-17 и даже М-22. Танк поедет быстрее. Но – возрастут нагрузки на ходовую часть и начнутся частые поломки. Кроме того, более мощный двигатель будет перегреваться (что неоднократно проверено на практике). Так что не стоит гнаться за скоростью. Для позиционного танка лучше иметь тихоходное, но надежное шасси.
Компоновка
При разработке компоновки и вооружения нового танка широко использовался богатый опыт строительства и эксплуатации бронепоездов. Наиболее удачным вариантом компоновки легкой бронеплощадки считалось в то время расположение спереди башни некругового вращения с трехдюймовым орудием и пулеметом. Сзади в бортах и в башенках устанавливалось многочисленное пулеметное вооружение. См. фото
Был разработан даже проект маневренного танка со схожей компоновкой, см.фото. Но военные сочли, что маневренному танку обязательно требуется башня кругового вращения, и этот проект не был принят.
Но для позиционного танка, который является “передовым элементом боевого порядка”, вполне допустимо, чтобы орудие имело сектор горизонтального наведения ±120°. Это объясняется различиями в тактике применения – маневренный танк действует в отрыве в глубине обороны противника, а позиционный сопровождается массой своих войск и БТТ.
Естественно, в качестве танковой пушки в 1930-м году можно рассматривать только противоштурмовую пушку образца 1910 года. Которая ставилась еще на броневик Гарфорд-путиловец. Очень удачный был броневик:
Других пушек пока не разработали. Да, собственно, и эта пушка с длиной 16,5 калибров вполне устраивает. Ставим ее вместе с башней.
Однако, для позиционного танка башню придется немного доработать. На Гарфорде башня клепалась из тонкого гнутого бронелиста. Но для танковой башни используется лист толщиной 20 мм. Поэтому гораздо технологичнее сделать башню граненую, в плане 12-ти гранную, и собирать из плоских листов. Как на фото ниже –
Итак, получается следующая конструкция позиционного танка Т-35:
Вооружение
Позади орудийной башни расположен каземат, в котором находится установка 240-мм пневматического бомбомета (это главный калибр) и 4 пулемета по два на борт. Назначение пулеметов очевидно – зачистка траншей и поля боя по бокам от танка. Еще 4 пулемета – в спаренных универсальных установках на крыше каземата.
Для подачи сжатого воздуха в ресивер бомбомета используется компрессор, аналогичный установленному на карробаллисте из прошлого поста. Однако, при выстреле бомбомета расходуется большое количество воздуха, поэтому техническая скорострельность невелика – примерно 1 выстрел в минуту. Немного. Дальность стрельбы тоже невелика – 20 кг снаряд можно забросить на 700 метров. Но для танка, который утюжит передний край противника, такую дальность стрельбы можно считать приемлемой.
Снаряды представляют собой тонкостенные железные банки с различным снаряжением. Как-то: фугасные (аммонал), зажигательные, дымовые и термобарические. Эффект объемного взрыва открыт в 1886 году. Если спустить задание в Институт азотной промышленности, то к концу 30-х такой тип снарядов может быть разработан, испытан и принят на вооружение РККА. Самое то для поражения фортсооружений.
Боекомплект бомбомета – 50 снарядов. Больше брать не имеет смысла ввиду низкой скорострельности.
Как видно из рисунка, данный вариант Т-35 имеет только одну орудийную башню с короткоствольным орудием. Всем хороша трехдюймовка, но она не годится в качестве противотанковой. В свое время много было споров, нужна ли противотанковая пушка позиционному танку. Мы полагаем, что при прорыве обороны вполне можно натолкнуться на вражескую БТТ. Поэтому с трехдюймовкой будет спарено противотанковое ружье конструкции Симонова.
Да, в реальной истории это ружье будет разработано только через 10 лет. А сейчас даже патрона под него нету.
Значит, надо срочно разработать 14,5х114 мм патрон. А товарища Симонова очень серьезные люди очень серьезно попросят отложить на время его литературные труды и сосредоточиться на разработке самозарядного противотанкового ружья.
Может показаться странным применение в спаренной установке ПТР и трехдюймовки. Однако, при стрельбе по бронецелям, и особенно по подвижным, ПТР имеет явное преимущество. Начальные скорости 14,5 пули и 76,2 снаряда – 1000 и 300 м/с. Отсюда высокая настильность ПТР и дальность прямого выстрела. Учтем также, что огонь ведется не с сошек, а из башенной установки с оптическим прицелом и получим отменную точность стрельбы на дистанциях 1000…1500 м.
Кроме того – скорострельность. Паспортная скорострельность ПТР и пушки – 15 и 10 выстрелов в минуту. Вроде почти одинаково. На самом деле это не так. Это означает, что пушка сделает всего один выстрел за 6 секунд. За это время ПТР выпустит всю обойму. И если стрельба ведется по подвижной цели, то с большой вероятностью ПТР даст несколько попаданий.
И еще – боезапас. Допустим, к пушке можно загрузить 100 снарядов. А к ПТР запросто можно взять 200 обойм по 5 патронов.
И еще – кроме вражеских танков на поле боя могут встретиться ПТП, амбразуры ДОТ и ДЗОТ, прочие огневые точки. Вполне достойные цели для ПТР.
Так что пушка и ПТР вполне удачно могут друг друга дополнять.
Для горизонтального наведения башни и бомбомета может быть использован отбор мощности от вала, идущего вдоль днища от МО к отделению управления.
Бронирование и прочее оборудование
Исходя из технологических возможностей, бронирование набирается из 20-ти и 10-ти мм листов. Лобовые детали двойные, по бортам экраны. Такое бронирование на 30-й год может считаться достаточным.
Однако, быстрое распространение малокалиберных ПТП приводит к тому, что танк оказывается незащищен с боковых проекций.
Конечно, можно сделать экранирование, благо есть еще запас по массе (с 50 до 60 тон).
Но, в 1931 году в Институте азотной промышленности была разрабртана динамическая защита от малокалиберных снарядов. Принцип ее заключается в том, что накладные элементы защиты при попадании снаряда отнимают у него 10…20% энергии и, главное, сдвигаются вдоль плоскости основной брони. Происходит денормализация движения снаряда – снаряд разворачивается в сторону от поражаемой брони и ударяет в нее не острием, а боком. Такая защита эффективна для снарядов калибром 20…25…37 мм.
От снарядов калибром 75 и выше такая защита не эффективна потому что у малокалиберных снарядов пробитие брони идет за счет кинетической энергии, а крупнокалиберные тяжелые снаряды проламывают броню за счет импульса.
Некоторым недостатком разработанной защиты является ее одноразовость. Так как накладные элементы представляют собой ж/б бруски размером 20х20х3 см, и при попадании снаряда они разрушаются. Но они очень дешевы, и всегда можно поставить новые элементы.
Также чрезвычайно желательно и необходимо оборудовать танк рацией, ТПУ, хвостом и танковым противоминным тралом. Катковые тралы применяются с 1936 года.
Со всеми навесными устройствами масса танка приблизится к предельным 60-ти тоннам.
Именно на эту массу изначально и рассчитывалась ходовая часть.
Производство и боевое применение
Так как позиционный танк прорыва является довольно узкоспециальной машиной, то их, очевидно не должно быть много. В СССР было сформировано четыре тяжелотанковых полка, впоследствии развернутые в четыре тяжелотанковые бригады. Т-35 поступали лишь в один из батальонов (в батальон прорыва) из расчета — 5 штук позиционных Т-35, 10 штук позиционных Т-28 и 15 штук позиционных Т-26. Всего в батальоне 30 танков, 5 тяжелых, 10 средних и 15 легких, все – в модификации позиционных.
Позиционные Т-28 и Т-26 – это те же серийные модели, но – с усиленной подвеской, с пониженными бортредукторами и экранированные. А также снабженные танковыми противоминными тралами. Позиционный Т-28 с минным тралом:
Количество легких танков совпадает с общим количеством тяжелых и средних так как легкие выполняют функции, говоря современным языком, БМПТ.
Получается, что в полку всего пять тяжелых танков Т-35. Это логично, так как тяжелые танки являются “передовым элементом боевого порядка”, а остальные уже следуют за ними.
В остальных двух батальонах вообще нет тяжелых танков, так как это батальон закрепления прорыва (30 позиционных Т-26) и батальон развития прорыва (30 позиционных БТ-5)
Итак, мы видим, что полки (бригады) прорыва и сами являются узкоспециальными соединениями и имеют специальную технику.
Итого общее требуемое количество Т-35 – 20 штук. И еще 5 эвакуаторов на шасси Т-35. И еще 30 машин в комлектации карробаллисты. Всего 55 машин на шасси Т-35. Больше просто не нужно. Так как их область применения ограничивается участием в парадах (два раза в год) и прорвывом линии Маннергейма (один раз, но быстро и качественно).
Соответственно, тяжелым танкам не требуется колесный ход и транспортеры. Так как от тогдашней границы до Выборга по прямой 70 километров. Ну, пусть 100. Примем коэффициент маневра тройка. Итого за всю войну тяжелые танки намотают 300 км. Да на каждом параде примем по 20 км, за десять лет еще 400 км. Больше, чем на войне. Да еще учения. Итого никак не выходит больше тысячи километров. А столько позиционные Т-35 пройдут и без колесного хода.