На заднем дворе Уралвагонзавода в довольно жалком состоянии валяется загадочный корпус танка. Об этой машине и пойдёт речь в этой статье.
После Второй Мировой войны Т-34 довольно активно поставлялся в самые разные страны мира. Одним из самых серьёзных покупателей наших легендарных машин был Египет. В общей сложности в эту Африканскую страну было поставлено 400 танков Т-34-85. В Египте они имели активную боевую биографию, участвовали в многочисленных войнах с Израилем. Также египтяне не стеснялись эти машины всячески переделывать и модернизировать. Были построены разнообразные самоходки на базе Т-34.
После того как Т-34 перестал отвечать требованиям времени, в Египет стали поставляться Т-55 и его модернизированная версия Т-62.
После войны судного дня, в 1973 году стало ясно, что заслуженному старичку пора на пенсию. Но у Египта оставалось ещё почти три сотни тридцатьчетвёрок, и было жалко отправлять их на переплавку. Вот тогда руководство арабской страны и обратилось в Нижний Тагил с просьбой разработать программу модернизации Т-34. Причем среди требований заказчика была установка 100-мм пушки и, если возможно, орудия калибром 115 мм — такого, как на Т-62.
Руководство Уралвагонзавода со скепсисом отнеслось к этому заказу, убеждая египтян, что такая модернизация не будет стоить затраченных денег. Однако арабы упорствовали. Тогда в Нижнем Тагиле для этих работ была выделена группа молодых студентов (выделять действующие инженерные кадры для удовлетворения сумасбродства египтян посчитали неразумным), которым данная работа засчитывалась как дипломная.
Молодые ребята, польщённые доверием, засучив рукава, с энтузиазмом взялись за работу. Сразу было принято решение не пытаться втулить 115-мм пушку в башню тридцатьчетвёрки. Она всё равно туда не вставала. На разработку новой башни не было ни задания, ни средств. Тогда они пошли по самому простому варианту – установки на шасси Т-34 башни от Т-62. Тут тоже было всё не просто. Погон башни был больше, чем ширина корпуса легендарного танка. Однако для того чтобы её на Т-34 установить, был придуман вариант по расширению корпуса в месте установки башни. При этом менялся верхний броневой лист с погоном. На старом танке он срезался и устанавливался новый с погоном под новую башню.
Кроме этого, боевое отделение у Т-62 на много больше, чем у Т-34, поэтому пришлось сдвинуть силовой агрегат заметно назад, а коробку передач серьёзно переделать и разместить вертикально.
Сам же силовой агрегат у заметно потяжелевшего танка было принято решение поменять на двигатель В-46, мощностью 780 л. с.
Весь 1974 год ушёл на проектные работы. В 1975 году команда студентов, принятая в штат Уралвагонзавода, занималась доведением до ума опытного образца. И в 1976 году машина была показана арабам.
На испытаниях машина показала удовлетворительные технические характеристики. И арабам в принципе понравилась. Однако, когда они уже были готовы подписать контракт на модернизацию 186 танков, руководство Уралвагонзавода озвучило цену такой модернизации. После этого энтузиазм арабов резко упал, ведь цена модернизации мало чем отличалась от стоимости нового танка, причём Т-62.
Одним словом, египтяне обещали подумать и сразу подписывать контракт на модернизацию своих Т-34 не стали, а обещали подумать и уехали на Родину. И, видимо, думают до сегодняшнего дня.
Что касается опытного танка, то он долгое время стоял на заднем дворе Уралвагонзавода. Потом двигатель и ходовая с него были сняты для ремонта других машин, а пустой корпус так и продолжает ржаветь до сегодняшнего дня.
PS. Фото корпуса вполне реальное. А вся история Т-34-115 выдумана от начала до конца, и никакой связи с реальностью не имеет.