Т-33 «Селезень». Первый плавающий танк СССР
Многие считают, и ваш покорный слуга так думал то же, что первым советским плавающим танком была танкетка Т-37. По сути так и есть, но формально, первенцем была другая опытная машина и о ней пойдет речь ниже.
Содержание:
История создания
Данная машина была создана на заводе «Большевик», по руководством тогда ещё малоизвестного конструкторов Гинзбурга.
В качестве основы для будущего танка выбрали трактор-тягач «трёхтонник». Ходовую и компоновку сохранили. Опытный образец, готовый к весне 1933-го года назвали «Селезень», а потом танку присвоили и индекс «Т-33».
На испытательный полигон первый образец танка попал в конце марта 1933 года. Однако после проведения всех необходимых тестов было решено что танк не соответствует требованиям, так как машина проявила себя не с лучшей стороны. Более того, вскоре в СССР были доставлены 8 новых танкеток Виккерс, которые продемонстрировали намного более высокие характеристики. В результате Т-33 «Селезень» был отправлен на доработку, в ожидании появления более усовершенствованных образцов легкой плавающей бронетехники.
Конструкция
Внешне Т-33 «Селезень» сильно напоминал английскую машину. Его легкий корпус был оснащен противопульным бронированием толщиной 4 мм, а для обеспечения большей плавучести по обоим бортам были установлены деревянные поплавки, имевшие форму корыта.
Танк вполне хорошо держался на плаву, но дополнительных пассажиров (десант) и груз он уже выдержать не мог. В состав экипажа входили 2 танкиста, размещенные в левой части танка друг за другом.
Оружие комплектовалось единственным пулеметом ДТ калибра 7,62 мм, размещенным в башне. Для обеспечения наблюдения были предусмотрены специальные визирные щели, оборудованные съемными бронепанелями.
В качестве силового агрегата на танке был установлен советский карбюраторный двигатель «АМО-2» с мощностью 63 лошадиные силы. Трансмиссия, главный фрикцион и коробка передач находились в передней части корпуса.
Ходовая часть состояла их двух катковых тележек. Для обеспечения устойчивости, подвеску оснастили блокированными рессорами. При этом не было использовано поддерживающих роликов.
Характеристики:
-
Масса — 3,05 тонны
-
экипаж — 2 человека
-
размеры — 3,8 м (длина) * 2,1 м (ширина) * 1,84 м (высота)
-
вооружение — 7,62 мм пулемет ДТ (боезапас 2520 патронов)
-
прицел — оптический
-
бронирование — 9 мм (лоб), 7 мм (борта, корма), 4 мм (крыша, днище)
-
максимальная скорость — 42 км/ч (по шоссе), 7 км/ч (по воде, по течению), 2 км/ч (по воде, против течения)
-
удельная мощность — 20,6 л/с на тонну (двигатель 63 л.с.)
-
запас хода — 172 км (по шоссе)
Собственно, это всё что известно об этой машине. В результате дальнейших работ в этом направлении родился хорошо известный Т-37. Но первой всё же была именно эта машина.
По материалам — https://dzen.ru/a/X037v7Z7XGrUzgVt