Связные и учебные летающие лодки Schreck-F.B.A. Type 293 и 294. Франция
Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за большую помощь в редактировании данной статьи.
Основанная в январе 1913 года компания Franco—British Aviation, более известная под сокращённым наименованием F.B.A., является подтверждением того факта, что уже на заре авиации возникли первые международные авиастроительные компании. Основателями фирмы были французы – Луи Шрек (Louis Schreck) и лейтенант Коно (Conneau); однако зарегистрирована компания была в Лондоне и действовала по принципу: «английские финансы, французские идеи и труд». Конструкторское бюро и производственные мощности F.B.A. были расположены в Аржантёе (Argenteuil) – северо-западном предместье Парижа.
Поскольку оба основателя фирмы были энтузиастами гидроавиации и ещё ранее экспериментировали с гидросамолётами – неудивительно, что именно летающие лодки стали основной продукцией F.B.A. с момента её основания. При этом фирма наладила тесное сотрудничество с компанией Donnet-Lévéque, владелец которой был также известным популяризатором и производителем морских самолётов.
После начала Первой Мировой войны компания F.B.A. перешла к выполнению военных заказов и на всём её протяжении поставляла авиации ВМС Франции (Aviation Maritime) и авиации французской армии (Aviation Militaire) летающие лодки нескольких типов. Машины были очень успешными, и к 1918 году их выпуск перевалил за тысячу штук; ещё почти тысячу выпустила по лицензии итальянская компания Savoia.
Тем временем Луи Шрек в Аржантёе реорганизовал и расширил компанию, получившую с 1917 года новое название – Hydroavions Louis Schreck-F.B.A. Под этим названием она продолжала строить гидросамолёты до 1935 года, после чего ее активы были приобретены компанией Société des Avions Bernard. Однако и эта последняя не выдержала последствий мирового экономического кризиса и уже в следующем году была ликвидирована.
Конструкторы F.B.A. уже с самого начала ее деятельности разработала ставшие типичными формы фюзеляжа и хвостового оперения. Эти характерные особенности сохранились и в межвоенных типах летающих лодок и даже приобрели подчеркнуто отличительный характер.
В 1924 году по заданию Aviation Maritime была создана учебная летающая лодка Schreck-F.B.A. Type 17. Этот двухместный (сиденья располагались бок о бок) биплан оказался настолько удачным, что находился в производстве вплоть до 1935 года и в общей сложности было изготовлено около 200 экземпляров. Самолёт, который по своей концепции и конструкции не сильно отличался от летающих лодок второй половины Великой войны, достаточно легко дотянул до начала Второй Мировой.
Успех Type 17 подтолкнул Шрека к мысли создать на его основе лёгкую четырёхместную летающую лодку с закрытой кабиной для местных линий, связывающих приморские города. В 1930 году в небо поднялся прототип летающей лодки Type 290, оснащённый радиальным 300-сильным (221 кВт) двигателем Lorraine Algol, вращавшим толкающий винт. Биплан усиленно рекламировался и демонстрировался (например в Скандинавии и Прибалтике), строился серийно, и его хорошие характеристики на воде и в воздухе не ускользнули от внимания представителей ВМС Франции.
Вскоре для Aviation Maritime (Aéronavale) были заказаны шесть экземпляров; машины должны были служить в качестве связных или курьерских и для перевозки высокопоставленных офицеров ВМС. Командование Aéronavale в целях использования имевшихся на хранении силовых установок заказало производство двух вариантов: Type 293 с радиальным девятицилиндровым двигателем Lorraine 9Na Algol и Type 294 с развивавшим ту же мощность семицилиндровым двигателем Gnome-Rhóne 7Kb Titan Major. Оба они вращали двухлопастные металлические винты фиксированного шага. Так же, как и на Type 17 и Type 290, винт был толкающим; схожей была и конструкция фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения. Единственными существенными отличиями были полностью закрытая кабина и колёсное шасси (основные стойки у бортов фюзеляжа, хвостовой костыль в задней его части), превратившее самолёт в универсальную амфибию.
В течение 1934 года компания Schreck-F.B.A. изготовила и поставила шесть амфибий, которые были зачислены в связное и учебное подразделение (Section de Liaison et ďEntrainement – SLE), базировавшееся на парижском аэродроме Орли. С этого аэродрома машины выполняли полеты в основном на военно-морские базы Брест и Рошфор.
летающая лодка Type 293 из SLE Орли на воде, Рошфор
Эти небольшие летающие лодки с самого начала своей военной карьеры не избежали аварий. Первая из них произошла в апреле 1934 года, когда Type 294 (зав. № 1) после отказа двигателя был вынужден совершить аварийную посадку на реку Сена. Посадка получилась очень жёсткой, самолёт от удара о воду разломился пополам и затонул. В машине были три человека, среди них контр-адмирал Леон Мартен (Léon Martin) – именно он и оказался единственным погибшим… Следующую аварийную посадку – на этот раз без жертв и особого ущерба самолёту – совершил в марте 1935 года Type 293. В апреле 1936 года произошла еще одна авария Type 293, во время которой жертвой стал механик.
летающая лодка Type 294 (зав. № 1) на аэродроме Орли незадолго до катастрофы. На верхнем крыле самолета установлен ветрогенератор
разбившаяся летающая лодка Type 294 (зав. № 1) после извлечения из вод реки Сена
К началу Второй Мировой на вооружении Aéronavale оставались лишь две машины: Type 293 (зав. № 6) и Type 294 (зав. № 2). Помимо своей первоначальной роли, они использовались также в качестве учебных и летали вплоть до капитуляции Франции летом 1940 года. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна, но скорее всего они оказались ненужными немецким оккупационным властям и были отправлены на слом. Следует сказать, что французская морская авиация постоянно испытывала проблемы с эксплуатацией этой пары «сироток». Особенно это касалось обслуживания и поставок запчастей, поскольку фирма-производитель уже несколько лет не существовала.
летающая лодка Type 294 (зав. № 6) в окраске 1940 года на базе Рошфор. Верх фюзеляжа, верхние поверхности крыльев, стабилизатора и киль были окрашены в тёмный серо-голубой цвет (Gris bleu foncé), нижние горизонтальные поверхности и боковые поверхности фюзеляжа – в светлый серо-голубой (Gris bleu clair). Килевые части фюзеляжа и поплавков получили бледно-красную окраску. Руль направления был окрашен в цвета национального флага
* * *
Летающие лодки-амфибии Type 293 и 294 имели цельнодеревянную конструкцию. Для обшивки фюзеляжа использовалась фанера из красного дерева. Несущие поверхности, а также руль высоты и направления покрывались полотном. Металл использовался только для стоек, на которые устанавливались двигатель и расположенный перед ним обтекаемый топливный бак, основных стоек шасси, стоек подкрыльевых поплавков, подкосов стабилизатора, задних кромок крыльев (проволока или тонкие трубки), а также в откидных частях каркаса фонаря кабины экипажа. Самолёты Type 293 имели заводские номера с 4 по 6; Type 294 – с 1 по 3.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Schreck-F.B.A. Type 293 и 294
Назначение: связные и учебные летающие лодки
Компания-производитель: Hydroavions Louis Schreck-F.B.A., пристань Сены (Quai de Seine), Аржантёй
Экипаж: 4 чел.
Силовая установка:
|
Type 293 |
Type 294 |
тип двигателя |
Lorraine 9Na Algol |
Gnome-Rhóne 7Kb Titan Major |
мощность, л.с. |
1×300 |
1×300 |
общая мощность, л.с. |
300 |
300 |
Размеры:
размах крыльев 13,10 м
длина 9,48 м
высота 4,04 м
площадь крыльев 40,15 м²
Вес:
пустого 1380 кг
взлетный 1980 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 175 км/ч
крейсерская скорость 160 км/ч
практический потолок 4700 м
дальность полета 550 км
источник: Miroslav Balous. Schreck-F.B.A. Type 293 a 294 // Letectvi+Kosmonautika 4/2014, с.62-63 (Letadla 39-45). Чертёж — Petr Kolmann