Свистулька Фрэнки Уиттла
История, как известно, переполнена любопытными совпадениями. Например, сегодняшнее число – это не только день первого полета человека в космос. Его же можно назвать днем рождения реактивной авиации, поскольку 12 апреля 1937 года, то есть ровно 80 лет назад, состоялся первый испытательный пуск первого в мире газотурбинного двигателя.
Благодаря таким силовым установкам турбореактивные самолеты со временем вытеснили поршневые и заняли господствующее положение в небе, поскольку иные разновидности реактивных двигателей – ракетные, пульсирующие, прямоточные и мотокомпрессорные – не получили распространения в авиации из-за своей непрактичности. Это положение они занимают до сих пор, и вряд ли в обозримом будущем появится что-то более эффективное.
Первый ТРД был спроектирован английским инженером Фрэнком Уиттлом, получившим патент на него еще в 1930 году, в возрасте всего 22 лет. Однако между проектом и постройкой опытного образца прошло еще более шести лет, поскольку британские власти не поняли перспектив изобретения и отказались выделять средства на его реализацию. Уиттлу пришлось самостоятельно зарабатывать деньги и искать спонсоров, что было непросто в разгар экономической депрессии.
Только к весне 1937 года двигатель и испытательный стенд для него были построены, а 12 апреля начались испытания. Первый образец двигателя не предназначался для установки на самолет. Это было чисто экспериментальное изделие для проверки работоспособности самой идеи газотурбинной силовой установки. Испытания завершились успешно. Двигатель работал, издавая пронзительный свист и развивая тягу в 400 кг, что превышало его собственный вес.
Вскоре появился второй опытный образец, а за ним – третий. С ним 15 мая 1941 года впервые поднялся в воздух первый английский турбореактивный самолет Глостер "Пайонир". Любопытно, что Уиттл всего на несколько месяцев опередил со своим движком немецкого изобретателя Ханса фон Охайна, запустившего собственный турбореактивный двигатель осенью 1937 года. Но Охайн сразу разработал не экспериментальную модель, а ТРД, предназначенный для практического применения, к тому же – более мощный, чем первенец Уиттла, что позволило немцам обогнать англичан в создании первого турбореактивного самолета. Однако это уже другая история.
Фрэнк Уиттл возле испытательного стенда со своим первым газотурбинным двигателем, имевшим весьма своеобразную конфигурацию.
Уиттл в своем кабинете и военном мундире. После начала Второй мировой войны его зачислили на службу в Королевские военно-воздушные силы.
Современная действующая модель первого двигателя Уиттла. Оригинал не сохранился.