В своей статье про Маус я упоминал, что у него был конкурент. Это танк Е-100. Расскажу о нём поподробней.
Содержание:
История создания
Проект Е 100 был разработан фирмой Heereswaffenamt как конкурент более известного Мауса, поскольку существовала значительная оппозиция Фердинанду Порше и его оригинальным идеям.
Бронетанковая комиссия Рейха (кстати, Порше был исключён из этой комиссии) составила долгосрочный план по созданию унифицированной серии Entwicklung-typen или E-серии. Эта серия танков должна была состоять из стандартных частей и включать в себя машины различных размеров и назначений для замены стоявших на вооружении. Машины имели обозначение с указанием в номере их вес в тоннах: E-10, E-25, E-50 (Panther II), E-75 (Tiger III) и Е-100. Из них только проект Е-100 удалось фактически начать.
Когда Порше начал работу по Маусу, то его первоначальный проект был сделан совместно с фирмой Henschel, строителями Королевского Тигра, для унификации Королевского Тигра и Мауса. Этот проект стал известен как PzKpfw VII Лев. Суть проекта состояла в том, чтобы установить на тяжёлый танк 128-мм пушку от Ягдтигра. Но этот проект был свёрнут и заменён на проект Е-100, танка с такой же пушкой и башней от Мауса, а также были разработаны варианты со 150-мм и 170-мм пушками. Ходовая была аналогична той, которая уже стояла на Королевском Тигре.
Послевоенная судьба проекта
Строительство прототипа Е-100 происходило очень медленно, и до приказа Гитлера о прекращении работ по сверхтяжелым танкам так и не было закончено ни одной машины. До конца войны были готовы только корпуса и подвеска.
После войны на полигоне в Абердине были проведены ходовые испытания корпуса без башни Е-100 с двигателем Майбах. На этих испытаниях даже значительно облегчённый танк смог развить всего 20 км/ч. И трудно теперь представить, с какой бы скоростью смогла двигаться полностью укомплектованная машина. Правда, справедливости ради нужно заметить, что на испытуемой машине стоял двигатель с Королевского Тигра мощностью 700 л/с, тогда как по проекту предусматривалась установка 1200-сильного мотора. С ним танк должен был развивать скорость 40 км/час.
По мнению германских историков бронетанковой техники, если бы проект Е-100 был готов вовремя, то именно он пошёл бы в производство, а не машина Порше, так как Маус кроме большего веса имел ещё один серьёзный недостаток. Это неудачная форма корпуса, с большим количеством вертикальных поверхностей. Е-100 также имел вертикальные поверхности, но в гораздо меньшем количестве. Еще одним недостатком Мауса по сравнению с E100 был бензин-электрического привода, который, несмотря на революционное решение для того времени, был ещё очень сырой и нуждался в серьёзной доработке.
Технические характеристики:
Вес: 137 790 кг
Экипаж: 5-6 человек
Двигатель:
Maybach HL 230 P30 / 12-цилиндровый / 700 л/с (прототип)
Maybach HL 234 / 12-цилиндровый / 1200 л/с (производство)
Скорость: 38-40 км/ч
Запас хода: Шоссе: 120 км
Длина: 10.27 м(с пушкой)
Ширина: 4.48 м
Высота: 3.32 м
Вооружение (планируемое):
128 мм KWK 44 L/55
75 мм KWK 44 L/36.5
1×7.92mm MG34 (планируется)
или
150 мм KWK 44 L/38
170 мм KWK 44 И
Броня(мм / угол):
Лобовая башни: 240
Лобовая корпуса: 150/40
Боковая у башни: 200/30
Боковая у корпуса: 120 / 0
Задняя часть башни: 200 / 7
Задняя часть корпуса: 150/30
Башни верх: 90
Корпус верх / низ: 80/90
Маска пушки: 240