«Супер-Ямато». Японский линкор проект А-150

14

Проект линейного корабля с индексом A-150, известный под условным названием «Супер-Ямато», ведет начало еще из 20-х годов, когда в Японии проектировалась 480-мм морское орудие. Опытный образец этого орудия был разрушен при испытаниях, большинство материалов по нему были уничтожены перед капитуляцией, а сохранившаяся информация крайне скудна.

«Супер-Ямато». Японский линкор проект А-150

Несмотря на неудачу первоначальных работ, идея создания сверхмощного морского орудия не исчезла, более того, его теоретический калибр постепенно вырос до 510 мм, что было пределом для проектов линейных кораблей во всех странах.

Все началось с того, что в 1932 году, после прекращения работ над проектом «Замена Фусо», начальник 4-й секции МТД капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото представил в МГШ совсем уже безумный проект с двенадцатью 510-мм орудиями в трех четырехорудийных башнях, расположенных в носовой части корпуса. К сожалению, в великолепной статье Евгения Пинака («Арсенал-Коллекция», № 2 за 2012 год) указано, что Фудзимото представил свой проект на конференции по строительству суперлинкоров 31 августа 1935 год – через девять месяцев после своей смерти. Судя по всему, здесь имеет место опечатка в дате – 1935 год вместо 1934-го. Тем не менее, по другим источникам проект Фудзимото датируется 1932 годом. К тому же летом 1934 года Фудзимото вряд ли имел возможность глубоко погрузиться в разработку суперлинкора – у него образовались иные проблемы…

При стандартном водоизмещении в 50 000 тонн (полное – 60 000 тонн) линкор Фудзимото должен был иметь длину 290 метров, ширину 38 метров и осадку 9,8 метра, 460-мм борт и 280-мм палубу. Машины мощностью в 140 000 л.с. обеспечивали бы ему скорость в 30 узлов. Противоминная артиллерия состояла из шестнадцати 155-мм орудий в восьми башнях, причем две из них располагались в самом носу, а остальные шесть – в центральной части корабля. Кормовая часть предназначалась для размещения трех катапульт и ангара на 12 гидросамолетов.

Понятно, что в заявленное водоизмещение вместить все это было совершенно нереально. Поэтому в альтернативном проекте контр-адмирала Хирага1 при стандартном водоизмещении в 62 000 тонн калибр орудий был гораздо меньше – 460 мм, а число орудий составляло либо восемь (в двух четырехорудийных башнях), либо девять (в трех трехорудийных). Зато средний калибр составлял 200 мм (три трехорудийные башни в корме)2. Однако расчеты показали, что даже при девяти орудиях и машинах, необходимых для достижения скорости в 30 узлов, водоизмещение корабля достигнет 90 000 тонн, и осетра пришлось урезать.

Видимо, несколько позже появился проект ближайшего помощника Фудзимото, инженера Ивакити Эдзаки, по вооружению и общей компоновке напоминавший проект Хираги, но с несколько ослабленной артиллерией СК и УК. Известно, что существовал он в двух вариантах, отличавшихся водоизмещением – соответственно, у большего (67 000 тонн) была мощнее броня и ниже скорость. Интересно также, что проекты Хираги и Фудзимото предусматривали комбинированную дизель-турбинную силовую установку, а проект Эдзаки – чисто дизельную. Это, с одной стороны, увеличивало дальность плавания, с другой – позволяло обойти проблему предельной мощности одной турбины, которую могла создать японская промышленность, а заодно добиться наиболее плотной компоновки машинного отделения.

Все три проекта были рассмотрены в августе 1934 года на специальном совещании, посвященном проектированию суперлинкоров – и отложены в долгий ящик. Вновь о линкоре с 510-мм артиллерией вспомнили лишь несколько лет спустя. По одной версии (Гарцке и Далин) это произошло в 1938–1939 году, когда во время закладки «Ямато» и «Мусаси» японцы вдруг испугались, что их характеристики станут известны американцам, и решили вновь увеличить калибр пушек. По версии Лакруа все случилось только в 1940 году, когда начальник Отдела морских операций американского флота адмирал Старк в интервью журналистам вдруг заявил, что вновь заказанные линкоры типа BB-67 («Монтана») будут нести 18-дюймовую артиллерию. Японцы опять же перепугались и срочно начали составлять проект перевооружения уже строящегося «Ямато» под шесть 510-мм орудий. В следующем 1941 году морской арсенал в Куре наконец-то испытал такое орудие со снарядом весом в 1900 кг. Поскольку ручные манипуляции со снарядами и зарядами подобного веса были бы крайне тяжелы, велась работа над устройством автоматического заряжания. Так или иначе, проект получил индекс А-150 (предпроекты «Ямато» обозначались как А-140).

Не исключено, что действительности соответствуют обе изложенные выше версии – и Лакруа, и Гарцке/Далина, просто касаются они разных проектов. Есть информация (ее, в частности, приводит Е. Пинак) о том, что изначальный проект А-150 существовал в восьми- и девятиорудийной версиях с водоизмещением в 85 000 или 90 000 тонн и скоростью 31 узел, и лишь потом вернулся к базе «Ямато». Существует также карандашная схема с двенадцатью 460-мм орудиями, но ее происхождение не вполне ясно. Возможно, именно эти проекты имели в виду Гарцке и Далин, когда сообщали о разработках 1938–1939 годов; в таком случае «шестиорудийная» версия представляла собой просто возвращение к идее 510-мм линкора, которую ранее уже рассматривали и от которой отказались.

С другой стороны, достаточно хорошо известная современная прорисовка «восьмиорудийной» версии явно имеет одно и то же происхождение с «шестиорудийной» версией – по сути дела, это все тот же «Ямато», но с удлиненным корпусом и добавленной четвертой башней. Трудно сказать, является ли эта схема современной фантазией японского художника, вдохновленной 510-мм вариантом «Ямато» – либо в 1941–1942 годах проектировщики действительно вернулись к 90 000-тонному варианту уже на новом уровне.

Стандартное водоизмещение корабля проекта А-150 составило 64 000 тонн; по другим данным – 72 000 тонн. Длина по ватерлинии – 262 метра; максимальная ширина – 38,9 метров, как у «Ямато». Осадка при стандартном водоизмещении – 10,4 метров, тоже как у «Ямато». Ходовая часть состояла из 12 котлов и 4 турбин «Канпон» общей мощностью 150 000 л.с. Проектная скорость – 27 узлов, запас топлива – 6400 тонн, дальность плавания – 7200 миль на 16 узлах.

Бронирование корабля соответствовало такому на недостроенном «Синано», то есть борт 400 мм с наклоном в 20°, горизонтальная часть палубы 190 мм. По другим данным (72 000-тонный вариант) бортовое бронирование составляло 460 мм. Вооружение составляли шесть 510/45-мм орудий в трех башнях и столько же 155/60-мм орудий в двух башнях. Кроме того, корабль нес двадцать универсальных 100/65-мм орудий в десяти двухорудийных стабилизированных установках (как на эсминцах типа «Акицуки», только сильнее бронированных. Существует вариант, в котором за счет снятия обеих 155-мм башен число 100-мм установок увеличивалось до 14, то есть до 28 орудий.

«Восьмиорудийная» версия корабля, если верить имеющейся японской литературе, имела стандартное водоизмещение 86 730 тонн, длину по ватерлинии – 287,5 метра, максимальную ширину 39,9 метра и осадку при стандартном водоизмещении 11,2 метра. Мощность машин составляла 200 000 л.с., скорость 30,5 узлов. Дальность плавания достигала 8000 миль на 16 узлах при запасе топлива в 9700 тонн. Бронирование 420-мм пояс с наклоном в 20°, горизонтальная часть палубы 210 мм. Помимо восьми 510/45-мм орудий в трех башнях корабль нес восемь 203/50-мм орудий в четырех башнях и тридцать шесть 100/65-мм орудий в 18 двухорудийных стабилизированных установках.

Не следует забывать, что информация по проекту А-150 в действительности крайне скудна. большая часть материалов была уничтожена японцами перед капитуляцией, а при использовании вторичных источников, даже японских, никогда нельзя точно знать, что лежит в их основе – реальные документы, реконструкция по обрывкам информации или же просто догадки и домыслы.

Так или иначе, два новых суперлинкора должны были получить порядковые обозначения № 798 и 799. Первый предполагалось строить после спуска «Синано» в том же доке в Иокосуке, второй – в Куре, в доке, где строился «Ямато». Стоимость постройки «Супер-Ямато», согласно смете от 19 июля 1941 года, должна была составлять 214 млн иен. Однако после битвы при Мидуэе работы над этим проектом были прекращены навсегда.

Иллюстрации:

«Супер-Ямато». Японский линкор проект А-150
Проект суперлинкора Фудзимото с тремя четырехорудийными башнями в носовой части корабля
«Супер-Ямато». Японский линкор проект А-150
Проект А-150, современная японская реконструкция
«Супер-Ямато». Японский линкор проект А-150
Проект А-150 с восемью орудиями, современная японская реконструкция
«Супер-Ямато». Японский линкор проект А-150
Проект с двенадцатью орудиями. Рисунок неизвестного происхождения

Проект А-150, реконструкция коллеги Алвамы

Проект А-150, реконструкция коллеги Алвамы

1 По Е. Пинаку, этот проект был представлен 4 июля 1934 года, однако прочие работы (в том числе японские) относят его к 7 сентября 1929 года. Кроме того, по архитектуре сам он весьма напоминает эскиз линкора для замены «Конго».

2 200-мм орудия вместо 203-мм также намекают на более раннее происхождение проекта.

Источник — https://warspot.ru/401-super-yamato-proekt-a-150

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account