Судьба попаданки
Интересная статья с канала «частные суждения» на яндекс-дзене.
Время от времени в различных СМИ, как правило не слишком серьёзных, встречаются сообщения о странных людях, взявшихся будто бы ниоткуда. Иногда у них даже имеются при себе документы, вот только их паспорта выданы несуществующими странами. К сожалению, о дальнейшей судьбе подобных пришельцев из альтернативных реальностей ничего не сообщается.
Примерно с 90-х годов в нашей стране обрёл огромную популярность так называемый попаданческий жанр. Впрочем, о людях, случайно оказавшихся в другом мире, писали издавна. А в конце XIX века Марк Твен создал классическую пародию на типичного попаданца в прошлое — роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Нужно заметить, что и советские писатели попаданцев не обошли вниманием. К примеру, типичным попаданцем был Саул Репнин, главный герой повести братьев Стругацких «Попытка к бегству».
Но если современные попаданцы из нашего мира попадают в прошлое или в фэнтезийную реальность, то в Советском Союзе всё было иначе. Чаще, напротив, люди или иные разумные существа из прошлого или будущего попадали в СССР. Достаточно вспомнить такие популярнейшие советские киносказки как «Старик Хоттабыч» и «Гостья из будущего». А в другом классическом советском попаданческом фильме, «Иван Васильевич меняет профессию», попаданчество двойное. Бунша и Милославский оказываются в прошлом, а вот царь попадает в будущее, то есть настоящее с точки зрения героев фильма.
Но эта развесёлая комедия имеет двойное, а может даже и тройное дно. К примеру, всё происходящее в конечном итоге оказывается всего лишь сном главного героя, изобретателя машины времени. А чего стоит говорящий чёрный кот, в финале вальяжно бросающий «пока!» зрителю, не только ломая тем самым «четвёртую стену», но и прямо намекая, что демоны несчастному дьяку из царских палат вовсе не привиделись. Ведь первым существом, от которого они с царём шарахнулись, был именно этот чёрный кот. Иван Васильевич тогда назвал кота «нечистой силой». Может быть, он таким образом вовсе не демонстрировал своё суеверие, а прозрел истину духовными очами?
Но есть в данном фильме ещё один не слишком очевидный сюжет, скрытый под забавной комедийной буффонадой. Иван Васильевич, оказавшийся в нашем мире, относится к аборигенам, прямо скажем, пренебрежительно. Кого-то он называет холопом и смердом, кого-то ведьмой. Самому изобретателю, создавшему межвременной портал, долго приходится убеждать царя, что он не демон. Но есть одно исключение. Только к одному человеку царь сразу стал относиться весьма уважительно и проявлять искреннюю симпатию, чтобы не сказать больше.
И этим человеком, как вы наверное уже догадались, стала жена Шурика, актриса Зинаида Михайловна. Царь не только восхитился её внешностью, но и называл её боярыней. Между тем, это очень странно. Она ведёт себя в точности как все остальные советские граждане. Одета в «бесовскую одёжу», причём мужскую, ибо брючные костюмы во времена Ивана Грозного женщины не носили. Не бросается царю в ноги, как это делает перепуганный Якин. Точнее, на колени она встаёт, но лишь для того, чтобы вымолить у грозного царя жизнь Якина. Причём царь, прежде не проявлявший даже тени милосердия, тут же прислушивается к её мольбе и прощает Якина.
Чтобы понять скрытый сюжет «Ивана Васильевича», нужно внимательно вслушаться в песню, которую Зина поёт на съёмочной площадке. Слова этой песни очень странные. К примеру: «Планета вертится, круглая, круглая». Разумеется, не квадратная. Зачем вставлять в лирическую песню этот совершенно обычный факт, да ещё и подчёркивать его повтором? Но дело в том, что данный факт (точнее, два факта — вращение Земли и её шарообразность) стал привычным относительно недавно. Для Ивана Васильевича он был бы потрясающим открытием, полностью противоречащим очевидному вращению Солнца вокруг Земли.
Сама песня посвящена тому, что люди теряются среди толпы и «проходят мимо друг друга». Что, опять же, не содержит абсолютно никакой информации, если не знать контекста. Между тем, для любого попаданца из Средневековья (или фэнтези), данная песня будет вполне очевидным знаком — её придумал кто-то свой. Тот, кого поразила убеждённость аборигенов в том, что они живут на шаре, вращающемся в пустоте. И он сразу понял бы, что поющий песню ищет своих — таких же попаданцев. Причём уже успевших адаптироваться, принять внешний облик и обычаи аборигенов. Поэтому они и не узнают друг друга среди местных.
А вот царь, по каким-то незаметным хроноаборигенам маркерам, сразу признал в Зине кого-то из близкого ему времени, причём явную аристократку. Неудивительно, что Зина сразу растаяла, благосклонно приняв откровенные ухаживания Ивана Васильевича. Но надо отдать ей должное, при этом она сохранила холодную голову. Опытная попаданка сразу сообразила, что царю нужно в первую очередь переодеться, чтобы не привлекать к себе внимания.
Неизвестно, кем была супруга Шурика Тимофеева в его привычной, «серой» жизни, изображённой в фильме чёрно-белой съёмкой. А вот Зина из «цветного» мира, то ли просто приснившегося Шурику, то ли созданного чёрной магией кота-демона, не просто намного более раскрепощённая особа, но ещё и явная попаданка, даже не слишком скрывающаяся — более того, ищущая своих сородичей.
источник: https://zen.yandex.ru/media/chastnye_suzhdenija/sudba-popadanki-603fb93bb899d26c5146b7ce