Суперсовременный корабль будущего – эсминец «Зумвольт», о котором начали уже забывать, вышел на ходовые испытания. И теперь, думаю самое время оценить что удалось осуществить в этом корабле, что нет, и, самое главное, перспективы кораблей подобной архитектуры.
Забегая вперёд скажу, что новинок, удалось в нём воплотить, совсем не много, но обо всём по порядку:
На ходовые испытания вышел крупнейший в истории ВМС США эсминец.
На первые испытания в море в понедельник вышел самый крупный из когда-либо построенных для ВМС США эсминцев «Zumwalt» (в русс. "Замволт"/"Зумвольт"), сообщает ABC. Это головной корабль серии из трех единиц.
USS DDG-1000 "Zumwalt", водоизмещением почти 15 тыс. тонн построен на верфях Bath Iron Works в штате Мэн, их водоизмещение делает «Зумвольты» крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире, после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144«Орлан»(Киров), водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн.
Испытания корабля продлятся несколько месяцев. Эсминец критиковали за неустойчивость вследствие необычного типа корпуса с ломаным силуэтом, который напоминает корабли столетней давности (в рунете есть фото, где вместо номера — надпись "Аврора").
Проектировщики считают, что такой тип корпуса вместе с его отделкой радиопоглощающими материалами сделает корабль малозаметным для радаров. Это изначально основная цель, создать корабль — невидимку. Также, корабль оснастили новейшей дизель-газотурбинной энергетической установкой с электродвижением, установлены новые ракетные системы (сейчас 80 ракет, первоначально планировалось 117–128шт) и орудия, которые исходя из проекта, должны были быть электромагнитными, и стрелять на расстояние до 180 км.
Однако в настоящий момент установлено два орудия калибра 155 мм. системы AGS. Интересной особенностью этой артиллерийской установки являются боеприпасы. Несмотря на калибр, система AGS не сможет использовать существующие 155-мм боеприпасы. Специально был создан снаряд LRAPS, активно-реактивный боеприпас которого больше похож на ракету, его длина превышает 2,2 метра, а после выхода из ствола он должен раскладывать крылья и стабилизатор. При собственной массе 102 кг снаряд имеет 11-килограммовую боевую часть. Используя инерциальную и спутниковые системы навигации, снаряд LRAPS сможет поражать цели на дальности более 80 км.
Эсминец класса «Замволт» многоцелевой, и предназначен как для борьбы с наземными силами противника, так и для огневой поддержки с моря и борьбы с авиацией. Благодаря высокой автоматизации экипаж составил всего 148 человек, намного меньше, чем у прежних кораблей подобного класса.
Строительство второго ведёт Northrop Grumman (DDG-1001), начальная цена в 1,5 млрд $ за каждый корабль оказалась сильно заниженной. Согласно последним данным, стоимость первого корабля составляет 4.400.000.000$, последующие если и будут дешевле, то не намного.
К цене постройки следует добавить стоимость содержания этого монстра, не менее 4,0 млрд $ будет стоить жизненный цикл каждого корабля.
Всего же, с учётом стоимости разработки, цена первого в серии DDG-1000 превышает 7.000.000.000 (7млрд) долларов, астрономическая сумма!
В итоге, из-за высоких затрат, программа строительства была сокращена с 32ед, до трех бортов. Оказывается и у пентагона бюджет не резиновый. Или, возможно, были выявлены недостатки, которые переводят затраты на строительство в плоскость неадекватных трат. Так или иначе, но основной целью их постройки сейчас указывается испытания новейших систем различного вооружения. Возникает вопрос — не слишком ли дорогой испытательный стенд?
Для сравнения — средняя стоимость основного эсминца США типа "Арли Бёрк" 1,7млрд$, при этом, на вооружении каждого "Бёрка" находится до 56 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk Block 3 (с дальностью запуска до 1250—1609 км в тактическом (неядерном варианте) и 2500 км в стратегическом (ядерном). Они оснащены БИУС «Иджис», способной, как утверждается во флоте США, видеть во всех направлениях, и способной направлять противоракеты SM-3 (ПРО) на спутники и баллистические ракеты.
Все эсминцы типа «Арли Бёрк», начиная с USS Bainbridge (DDG-96), получат обновлённые 127-мм/62 АУ Мark 45 Mod. 4, способные запускать управляемые активно-реактивные артиллерийские снаряды на дальность до 63 морских миль (116 километров), получается, они будут превосходить перспективное оружие новейшего корабля.
Таким образом, модернизация "Арли Бёрк" практически нейтрализует боевой потенциал «Зумвольта», который безусловно, является новым словом в кораблестроении, но как и всякий корабль, опередивший время, имеет достаточно недостатков, устранение которых потребует немало времени.
Неизвестно, устранен ли недостаток связанный с системой ПВО корабля, по просочившимся из оборонного ведомства США данным, "Зумволт" пока не в состоянии применять новейшие противоракеты.
При проектировании были поставлены следующие цели:
Минимальная заметность (выполнено — ? вероятно да)
Платформа ПРО (не выполнено)
Универсальная боевая система, с количеством ракет в ПУ 117–128ед (не выполнено, 80ед)
Электромагнитное орудие (не выполнено)
Стоимость не выше 1,7млрд. за 1 борт (не выполнено)
В целом, следует признать, США построили несколько "Стелс" кораблей новой формации (литторальные) с минимальной заметностью, которые являются новым словом в кораблестроении, но при этом все серии новейших кораблей ("Freedom", "Independence", "Zumwalt") были значительно сокращены, с 20-30 бортов, до 3-5.
Подводя черту под общей стоимостью проекта, а это более 13 млрд $ за 3 корабля, возникает вопрос — кто на этом заработал больше всех? За эти деньги можно было построить семь-восемь проверенных временем, весьма неплохих, стоит признать, эсминцев Арли Бёрк"…
http://cont.ws/post/160332