1

 Уважаемые коллеги. Во избежание путаницы с часто меняющимися названиями заводов, я использовал их первоначальные (дореволюционные) названия.

Для незнакомых с их историей, привожу список переименований:


Путиловская верфь – Северная верфь – Завод №190 — Завод имени Жданова – Северная верфь.

Наваль – Завод имени Марти — Завод №198 – Черноморский завод.

Руссуд – Завод №200 – Завод имени 61 коммунара.

 

 Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.

 

23 октября 1944 года, сторожевыми кораблями Балтийского флота «Полезный» и «Пронзительный», патрулировавшие границу территориальных вод Швеции, были обнаружены два шведских эскадренных миноносца производящих бомбометание по подводной лодке (как выяснилось впоследствии – Щ-306, только что потопившей германский сухогруз «Цвикау»). Не раздумывая, советские эскаэры, находящиеся в двух милях от шведской границы, начали демонстративную атаку, развернув в сторону нарушителей нейтралитета свои орудия и торпедные аппараты. Намерения советских сторожевиков выглядели очень убедительно и шведские корабли, не выдержав, прекратили преследование подлодки и, развив полный ход, ушли.

 

Пр. 2

Проектирование первых советских сторожевых кораблей велось с большими трудностями, что было вызвано длительным перерывом в работе у старых «спецов», неизбежно ведущим к падению их квалификации, так и нехваткой кадров, которую приходилось возмещать привлечением молодых, имеющих безупречное рабоче-крестьянское происхождение, специалистов. Другой причиной, осложняющей проектирование, была почти полная деградация организации военного производства на судостроительных заводах и частичная утилизация «ненужного» оборудования, а, следовательно, неспособность предприятий строить современные, достаточно сложные, корабли.

Исходя из вышеизложенного, перед конструкторами была поставлена задача спроектировать достаточно простой небольшой корабль, способный решать задачи обороны водного района во взаимодействии со старыми эсминцами типа «Новик» , нехватку которых он и должен был восполнить.

Главным конструктором проекта был назначен молодой инженер В.А. Никитин, всего лишь за год до этого окончивший Ленинградский политехнический институт, что было явной организационной ошибкой, объясняющей выявленные впоследствии огрехи в проектировании.

Заложенные в конце 1926 на Путиловской верфи и начале 1927 года на Николаевском заводе «Наваль» шесть сторожевых кораблей имели проектное нормальное водоизмещение 400 т и скорость 29 узлов, при мощности ТЗА 7500 л.с. Увы, начатые в конце 1928 года испытания выявили недобор мощности (менее 7000 л.с.) и значительный перегруз, усугубленный принятым в проекте минимальным запасом топлива для нормального водоизмещения – всего 10 т., при полном его запасе в 150 т. Недобор мощности был объяснен большим отбором пара на вспомогательные механизмы. В проекте так же не был учтен вес ряда необходимых для корабля грузов, что в основном и вызвало сверхпроектную перегрузку.

По итогам произведенного расследования В.А. Никитин был арестован и провел около года в тюрьме НКВД, после же освобождения назначен заместителем к новому руководителю проекта В. Л. Бжезинскому.

Несмотря на все это, явно неудачные корабли, находящиеся в высокой степени готовности, пришлось достраивать и в 1930-1931 года все они были приняты в состав Военно-Морских сил СССР.

Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.

По итогам испытаний их нормальное водоизмещение было определено в  470 т, а скорость в 26 узлов. Вооружение состояло из 2 102-мм орудий длиной в 60 калибров и трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. Впоследствии оно было усилено 3-4 45-мм орудиями и двумя 12,7-мм пулеметами.

 

1. Смерч                                1926-1928-1930                   Пут. в.                        БФ

2. Ураган                               1926-1928-1930                   Пут. в.                        БФ

3. Вихрь                                 1926-1929-1931                   Пут. в.                        БФ

4. Гроза                                 1926-1929-1931                   Пут. в.                        БФ

5. Шторм                               1927-1929-1931                  Наваль                       ЧФ

6. Шквал                                1927-1929-1931                  Наваль                      ЧФ 

 

Пр. 4                   

Конфликт на КВЖД 1929 года, потребовал срочного усиления Морских сил Дальнего Востока. Так как проект нового сторожевого корабля (проект №18) еще не был закончен, было принято решение построить 4 корабля по проекту 2, заказав их Путиловской верфи и заводу «Наваль» разборными, с доставкой секций корпуса и комплектующих во Владивосток для сборки. Выполненный в течении нескольких месяцев проект, которому был присвоен номер 4, практически не отличался от предыдущего, за исключением того, что его проектная скорость была снижена до 26 узлов.

Однако в 1931 году было принято решение отправить на Тихий океан в разобранном виде только корабли построенные Путиловской верфью, а навалевские достроить в Николаеве и отправить на Дальний Восток своим ходом. Несмотря на то, что корабли перед походом пришлось разгрузить, сняв вооружение, решение впоследствии было признано оправданным. «Гром» и «Молния» пришли во Владивосток уже в начале осени 1933 года, а собранные там «Тайфун» и «Циклон» были переданы флоту лишь в декабре 1935 и летом 1936 года. 

1. Тайфун                              1930-1933-1935              Пут. в./Влад.              ТОФ

2. Циклон                              1930-1933-1936             Пут. в./Влад.              ТОФ

3. Гром                                  1930-1931-1933              Наваль                        ТОФ

4. Молния                              1930-1932-1933             Наваль                        ТОФ 

 

Пр. 18 

Назначенному новым начальником ЦКБС при Путиловской верфи В. Л. Бжезинскому в короткий срок удалось улучшить организацию разработки проектов новых кораблей. Хотя разработанный под его руководством сторожевой корабль проекта №18 являлся глубокой модернизацией проекта 2, на нем удалось ликвидировать большинство недостатков  предшествующего проекта. Размерения новых СКР были увеличены на два метра по длине и на 0,7 метра по ширине, что благоприятно сказалось на улучшении остойчивости. Нормальное водоизмещение теперь составляло 625 т (515 стандартное и 730 – полное). Вооружение осталось прежним, но мощность ТЗА увеличилась до 12000 л.с., что позволило СКР превысить проектную скорость, показав на испытаниях скорость 31-31,5 узел.

Первые четыре СКР, отправленные с Черного моря на Дальний Восток, совершали переход со снятым вооружением, но продемонстрированные ими улучшенные мореходные качества позволили отправить два следующих в полной боевой готовности, что как утверждал командир одного из них «благоприятно воздействовало на настроение команды и улучшило отношение местных властей во время заходов в иностранные порты». Три сторожевых корабля Ленинградской постройки были в 1935 году через Беломоро-Балтийский канал переведены на север, где вошли в состав Североморской флотилии.

Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.

 

1. Метель                               1932-1933-1934             Пут. в.                        БФ

2. Вьюга                                1933-1933-1934              Пут. в.                         БФ

3. Бурун                                 1933-1933-1934             Наваль                        ТОФ

4. Зарница                             1933-1934-1934             Наваль                        ТОФ  

5. Буря                                   1933-1933-1934             Пут. в.                        СФ

6. Пурга                                 1933-1934-1934             Пут. в.                         СФ

7. Снег                                   1933-1934-1935             Пут. в.                        БФ

8. Туча                                   1933-1934-1934             Пут. в.                        СФ

9. Деятельный                      1933-1934-1935             Наваль                        ТОФ

10. Дельный                          1934-1935-1935             Наваль                        ТОФ 

 

Пр. 30    

Торпедное вооружение СКР проекта 18 уже не удовлетворяло военных, и после начала их постройки ЦКБС начало проектирование нового сторожевого корабля проекта вооруженного двумя трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами. Осуществить это в пределах заданного нормального водоизмещения (не больше 900 т) можно было лишь с переходом на линейную схему расположения МКО, на что руководство флота в конце концов согласилось.

Так как стапеля крупных судостроительных заводов были заняты постройкой лидеров, большую часть СКР нового проекта предстояло построить сравнительно небольшим заводам: Средне-Невскому и Севастопольскому морскому заводу. Из них лишь первый имел опыт некоторый постройки кораблей такого класса, построив (а точнее собрав) в годы Первой Мировой войны восемь эсминцев типа «Новик». Севморзавод, однако, не имел и такого опыта, что в итоге привело к затягиванию сроков постройки и передачи части заказов другим заводам.

СКР нового проекта имели проектное стандартное водоизмещение 839 т (полное – 992 т), скорость 33 узла, при мощности ТЗА 20000 л.с. Артиллерийское вооружение состояло из двух 102-мм орудий длинной в 60 калибров в щитовых установках, четырех 45-мм орудий и двух 12,7-мм пулеметов. Во второй половине 30-х гг. такое вооружение уже выглядело недостаточным, что вызывало критические замечания в адрес проекта.

Начиная со сторожевого корабля «Подвижный» на СКР строящиеся для Балтийского флота начали устанавливать третье 102-мм орудие, размещенное в кормовой части взамен снятого трального оборудования. Рассматривался вариант модернизации «тридцаток» с установкой на них двухорудийных артустановок, но внезапно грянула беда.

Ушедшие в апреле 1937 года из Севастополя на Дальний Восток СКР «Доблестный», «Дерзкий» и «Достойный» выйдя в Средиземное море направились не к Суэцкому каналу, а на запад и прибыли в Картахену, где были официально переданы Испанскому правительству. Сменив названия на «Valoroso», «Descarado» и «Digno», они приняли участие в боевых действиях в составе Республиканского флота.

В мае 1937 года миноносец «Valoroso» был торпедирован неизвестной подводной лодкой (предположительно итальянской) и, после затопления обоих турбинных отделений, затонул. Это событие, равно как и подрыв на мине английского эсминца «Хантер», вызвало гнев Сталина. На происходящем в начале августа 1937 года заседании вновь организованного Комитета Обороны, один из специалистов неосторожно высказался, что эшелонированное расположение МКО необходимо только для тяжелых кораблей, на малых же достаточно иметь только линейное, так как при решении боевых задач они представляют собой расходный материал. Это вызвало резкую отповедь Сталина: «Как, наши лидеры и сторожевики – расходный материал?». В итоге проекты кораблей с линейным расположением МКО были объявлены вредительскими, а Бжезинский и ряд сотрудников ЦКБС были арестованы и расстреляны.

К счастью руководству флота и Наркомата Судостроительной промышленности удалось отстоять достройку уже заложенных СКР и лидеров, на прекращении которой настаивал Сталин.

СКР «Дерзкий» и «Достойный» в начале 1939 года вновь подняли советские флаги и вернулись в Севастополь, где прошли ремонт, по завершению которого вновь отправились на Дальний Восток.

До начала Второй Мировой войны на Тихий океан перешли 11 СКР этого типа, построенных в Севастополе и Николаеве. Двенадцатым стал ленинградский «Приветливый», в 1940 году проведенный на ТОФ Северным Морским путем.

Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.

 

1. Прыткий                            1934-1935-1936               Ср. Нев.                     БФ

2. Прозорливый                    1934-1936-1936               Ср. Нев.                     БФ

3. Пронзительный                1934-1936-1937               Ср. Нев.                     БФ

4. Доблестный                      1934-1936-1937               Сев. з.                        ТОФ.

5. Дерзкий                             1934-3619-1937              Сев. з.                         ТОФ

6. Отважный                         1934-1935-1936               Пут. в.                        СФ

7. Отличный                          1934-1935-1936              Пут. в.                        СФ

8. Образцовый                      1934-1935-1936               Пут. в.                        СФ

9. Даровитый                         1934-1935-1936              Наваль                        ТОФ

10. Достойный                      1934-1935-1937               Наваль                        ТОФ

11. Передовой                       1935-1936-1936               Ср. Нев.                     БФ

12. Полезный                        1935-1936-1937               Ср. Нев.                     БФ

13. Опасный                          3196-1936-1937               Пут. в.                СФ           

14. Оживленный                   1936-1936-1938               Пут. в.                        СФ

15. Дальновидный                1936-1937-1938              Сев. з.                         ТОФ

16. Дивный                            1936-1937-1938              Сев. з.                         ТОФ

17. Подвижный                     1936-1937-1938              Ср. Нев.                     БФ

18. Плодотворный                1936-1937-1938              Ср. Нев.                     БФ

19. Пламенный                     1936-1937-1939              Ср. Нев.                     БФ

20. Повелительный              1936-1937-1939              Ср. Нев.                     БФ

21. Ожесточенный               1936-1937-1938              Пут. в.                        СФ

22. Дееспособный                1937-1938-1938              Сев. з.                        ТОФ  

23. Действенный                  1937-1938-1939              Сев. з.                        ТОФ  

24. Действующий                 1937-1938-1938             Руссуд                        ТОФ

25. Подтянутый                    1937-1938-1938             Пут. в.                        БФ

26. Деловитый                      1937-1938-1939             Сев. з.                        ТОФ  

27. Дерзновенный                1937-1938-1939             Сев. з.                         ТОФ  

28. Приветливый                  1937-1938-1939             Пут. в.                        ТОФ 

 

До начала Великой Отечественной войны Балтийский флот потерял сторожевые корабли «Метель» и «Прозорливый», героически погибшие во время атаки на финский броненосец «Вяйнемяйнен» в 1939 году.

Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

92 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account