Интересная статья из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Ровно 75 лет назад, 3 июня 1940 года, завершилась операция "Динамо" по эвакуации английских войск с Дюнкеркского плацдарма. Я не буду ее подробно расписывать, поскольку она достаточно известна, а кто не в курсе – легко может посмотреть в Википедии. Лучше остановлюсь на том, чего чего в Википедии нет, а именно – на эффективности действий авиации в этих боях. Принято считать, что британские ВВС над Дюнкерком отлично проявили себя, сорвав попытки Люфтваффе помешать эвакуации и нанеся немцам большие потери. Особенно выделяют чрезвычайно успешный боевой дебют истребителей "Спитфайр".
Однако, если рассмотреть в деталях ход воздушного противоборства над Ла-Маншем и его песчаными пляжами в конце мая — начале июня 1940 года, то вырисовывается несколько иная картина. Англичане и их французские союзники понесли гораздо более высокий урон в самолетах и не смогли эффективно защитить от атак свои корабли. За восемь дней операции из 860 плавсредств, привлеченных к вывозу войск, немцы утопили 243, в том числе девять эсминцев, корвет и пять тральщиков, причем большинство этих жертв на счету авиации.
Гораздо более важную роль в том, что большинство английских солдат и офицеров, окруженных в Дюнкерке, все-таки удалось спасти, сыграли метеоусловия. В частности, 30 мая, когда с континента беспрепятственно вывезли почти 54 тысячи человек, германская авиация вообще не летала из-за дождя и сплошной низкой облачности. А когда распогодилось, англичанам из-за сильного противодействия Люфтваффе пришлось вывозить остатки своих войск лишь в короткие ночные часы.
При этом вывезти удалось далеко всё и не всех: от 40 тысяч (по английским данным) до 80 тысяч (по немецким) солдат и офицеров, в основном — французов, в итоге были брошены и сдались в плен. Кроме того, немцам досталось более 50 тысяч автомобилей и тракторов, 20 тысяч мотоциклов, свыше 300 танков, почти 2500 орудий, 11 тысяч пулеметов, 90 тысяч винтовок, а также 370 тысяч тонн боеприпасов и иного военного имущества.
Посмотрим на хронику воздушного противостояния над Дюнкерком сквозь призму статистики потерь противоборствующих сторон. Потери приведены только безвозвратные, только боевые и только — в районе сражения.
27 мая, первый день полномасштабной эвакуации. Немецкие ударные машины под прикрытием истребителей бомбят суда, англичане пытаются им помешать. В воздушных боях сбито 10 бомбардировщиков "Дорнье" Do-17Z, три "Юнкерса" Ju-88A, четыре "Хейнкеля" Не-111, семь двухмоторных "Мессершмиттов" Bf-110С, три одномоторных Bf-109Е и один разведчик "Хеншель" Hs-126. Итого — 28 машин.
Англичане в этот день потеряли в налетах на немецкие войска под Дюнкерком четыре бомбардировщика "Бленхейм", четыре легких многоцелевых самолета "Лайсендер", а в атаках на бомбардировщики и их эскорт — 14 "Харрикейнов" и пять "Спитфайров". Наиболее серьезный урон понес 145-й дивизион "Харрикейнов", лишившийся шести самолетов. Французы потеряли три легких бомбардировщика "Потэз-631" и два истребителя "Блок" МВ-152. Общие потери союзников — 32 машины.
28 мая. Погода ухудшилась и немцы резко снизили интенсивность авиаударов. Их потери составили всего четыре самолета: два Bf-109, один Не-111 и один разведчик Dо-17Р. Англичане потеряли в боях с "Мессершмиттами" три "Спитфайра", восемь "Харрикейнов" и три двухместных истребителя "Дефайент". В этот раз не повезло 213-му дивизиону "Харрикейнов", чей списчный состав уменьшился на пять самолетов. Зато "отличились" пилоты 610-го дивизиона "Спитфайров", сбившие над Ла-Маншем два английских морских пикировщика "Скьюэ". Таким образом, общие потери англичан — 16 машин, в четыре раза больше, чем у немцев.
29 мая. Англичане бросают все, что можно в атаки на cжимающие плацдарм немецкие войска и на торпедные катера Кригсмарине, топящие транспорты. В результате "Мессершмиттами" сбиты четыре "Бленхейма", три "Энсона" и пять бипланов "Суордфиш" из 825-го дивизиона берегового командования RAF. Истребительное командование потеряло 10 "Харрикейнов" и семь "Спитфайров". Потери французов в воздушных боях — один бомбардировщик Дуглас DB-7 и один истребитель Кертисс А-75. Немецкие потери: восемь Bf-109, четыре Не-111, три Ju-88, два Ju-87, два Do-17Z и один Bf-110. Соотношение — 31:20.
30 мая. Из-за плохой погоды у авиации "отгул", летали только разведчики и перехватчики. Англичане "завалили" два разведывательных Do-17P, а заодно и собственный метеоразведчик "Энсон". У немцев в этот день воздушных побед не было.
31 мая. В этот день значительно активизировалась французская авиация на внешнем фронте дюнкеркского котла. Бомбардировочные эскадрильи атаковали немецкие позиции в районах Амьена и Абвилля. К сожалению, результат этих налетов был незначительным, а цена его — очень велика. Немцы сбили девять бомбардировщиков LeO-451, четыре DB-7, два "Мартина-167" и один "Бреге-693", а также четыре истребителя сопровождения "Девуатин" D-520 и один "Моран-Солнье" MS-406, всего 21 самолет. Потери Люфтваффе в этих боях составляли лишь три "Мессершмитта", два из которых сбили воздушные стрелки, а третий из-за ошибки пилота врезался в атакованный бомбардировщик.
Тем временем над Дюнкерком и прилегающей к нему акваторией Ла-Манша вновь разгорелись схватки между немцами и англичанами. В них были сбиты два Ju-88, четыре Не-111 и 10 истребителей Bf-109. Потери англичан оказались гораздо крупнее: 10 "Харрикейнов", семь "Спитфайров", шесть "Дефайентов", а также два легких бомбардировщика "Скьюэ" и три "Лайсендера", безуспешно атаковавших немецкие шнелльботы.
По итогам дня союзники списали в расход 49 самолетов, немцы — 19.
1 июня. В первый день лета Люфтваффе добились наибольшего успеха с начала операции. Им удалось потопить возле Дюнкерка четыре эскадренных миноносца: английские "Базилиск", "Авант", "Кейт" и французский "Ле Фудроян". На аэродромы не вернулись восемь Bf-109, три Bf-110, три пикировщика Ju-87, один Do-17Z, один Ju-88, один Не-111 и один Hs-126.
Боевые потери союзников снова были выше: шесть "Харрикейнов", 11 "Спитфайров" (в т.ч. четыре — из 222-го дивизиона), три "Лайсендера", два "Бленхейма" и два французских истребителя Кертисс А-75. Таким образом, счет 18:24 в пользу немцев, причем наибольшие потери приходились на долю "Спитфайров".
2 июня. Впервые соотношение потерь над Дюнкерком было в пользу англичан. Они сбили шесть Не-111, четыре Ju-87 и один Bf-109, потеряв при этом пять "Спитфайров" и три "Харрикейна".
3 июня. Последний день операции. Из-за очередного ухудшения погоды над Ла-Маншем немецкая бомбардировочная авиация оставалась на земле. Над плацдармом отмечен только один воздушный бой, в котором "Мессершмитты" без потерь сбили "Харрикейн". Следующим утром бомбардировочныэ эскадры Люфтваффе были переброшены на другие участки фронта.
Как говорится, подобьем итог. Прикрытие эвакуации и воздушная поддержка войск на Дюнкеркском плацдарме обошлись союзникам в 162 самолета (132 английских и 30 французских), в том числе 52 бомбардировщика. Немцы потеряли 102 самолета, из них 54 бомбардировщика. Не слишком большая плата за потопление двух сотен кораблей и принуждение свернуть эвакуацию, когда на берегу еще оставались десятки тысяч английских и французских солдат.
Немцы после взятия Дюнкерка позируют на фоне сбитых "Спитфайров".
Подбитый 29 мая и севший на дюнкеркский пляж Ju-88 командира 6-й эскадрили 1-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе Альфреда фон Эльхавена.
Еще один "Спитфайр", сбитый над Дюнкерком и сгоревший на прибрежном песке после вынужденной посадки.
Один из "Спитфайров", сбитых в ходе операции "Динамо".
Подбитый Ju-87, совершивший вынужденную посадку на берегу в районе Дюнкерка.
Немцы возле французского истребителя D-520, сбитого 31 мая 1940 года под Абвиллем.
Немецкие механики разбирают на запчасти сбитый над Ла-Маншем Не-111.
Обломки Do-17Z — последнего самолета этого типа, сбитого в районе Дюнкерка.
Далее — окраски самолетов, участвовавших в воздушных боях в ходе операции "Динамо".
"Харрикейны" из 213-го и 151-го истребительных дивизионов британских Королевских ВВС.
"Спитфайры" из 54 и 92 истребительных дивизионов.
"Дефайенты" из 141 и 264 дивизионов.
"Мессершмитты" Bf-109E из 26-й и 53-й истребительных эскадр Люфтваффе.
"Юнкерсы" Ju-87B из 1-й и 2-й эскадр пикирующих бомбардировщиков.
источники: