«Четверка» для Поклонки, собранная из головы

3
"Четверка" для Поклонки, собранная из головы
Рассказ о Pz.Kpfw.IV Ausf.F, восстановленного из кусков для музея на Поклонной Горе
Немецкая бронетанковая техника ныне является вещью редкой, а главное имеющей высокий спрос. Редкий музей откажется иметь у себя немецкий танк или САУ, на них постоянно идет смотреть люди. В полной мере это касается и отечественных музее. Правда, с уметом того, что после окончания Великой Отечественной войны основную массу немецкой бронетехники оправили в металлолом, спрос заметно превышает предложение. Поэтому каждый выкручивается так, как может. В том числе и методом изготовления полноразмерных макетов, с использованием родных фрагментов.
Нынешнее состояние танка

Нынешнее состояние танка

Одним из отечественных музеев, где можно видеть немецкую бронетанковую технику, является музей на Поклонной горе. Именуется он по-разному, когда там работал, он именовался Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Восстановлена там бронетехника по-разному, в основном странно. Хотя есть и вполне неплохие образцы. Одним из них является немецкий средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.F. В его воссоздании автор принимал активное участие, есть, чем поделиться.
А с этого всё начиналось. Башня из разных кусков

А с этого всё начиналось. Башня из разных кусков

Тот танк, который все знают как Pz.Kpfw.IV, получился с четвертой попытки. Изначально немцы хотели получить средний танк, известен он как Großtraktor. Получилась довольно странная боевая машина, сложная, ненадежная, она должна была уметь плавать, но на испытаниях утонула вместе с одним из механиков. В результате в 1932 году начались работы над новым танком, mittlerer Traktor (средний трактор). Поскольку лучший Gr.Tr. разработали на Rheinmetall, то и m.Tr. создавали там же. Правда, тот танк, который позже стал называться Nb.Fz., оказался не сильно лучше Gr.Tr.
Дополнительные запчасти

Дополнительные запчасти

По этой причине во второй половине 1934 года началась работа над танком, который изначально именовался как verbesserten Nb.Fz., то есть улучшенный Nb.Fz. Совсем недавно, 14 ноября, исполнилось 90 лет индексу, под которым этот танк известен — B.W. (Begleitwagen, то есть танк поддержки). К тому моменту данная машина уже не являлась приоритетным средним танком, таковым стал Z.W., в дальнейшем известный как Pz.Kpfw.III. Впрочем, тот B.W., который создавался изначально, дальше опытного образца не продвинулся. А всё потому, что у него образовался внезапный конкурент.
Начало декабря 2012 года, в данном случае видно,из чего танк сделан

Начало декабря 2012 года, в данном случае видно,из чего танк сделан

Известно, что Еву бог создал из ребра Адама. А вот самый массовый немецкий танк Второй мировой войны родился из башни. Для B.W. разработки Rheinmetall башню и подбашенную коробку создавали на Krupp. Так вот, в какой-то момент Krupp удалось продавить наверх ту мысль, что они могут построить не только башню. К тому моменту репутация у концерна из Эссена была несколько подмочена несколькими, не очень удачными, танками. Но в этот раз согласие было получено, и немецкие военные не прогадали. B.W. Kp оказался однозначно лучше своего визави.
Родные детали имплантировали в общий каркас

Родные детали имплантировали в общий каркас

Не то, чтобы B.W., он же Pz.Kpfw.IV, являлся выдающимся танком. Но с точки зрения весовой культуры, а также надежности, а главное, готовности к серийному выпуску, он получился более удачным, чем Z.W.. Самые первые варианты Pz.Kpfw.III были откровенно «сырыми» машинами. Поэтому идея 6-го отдела Департамента Вооружений просто «пересадить» башню B.W. на шасси Z.W.38, а сам танк выкинуть, оказалась несбыточной. Pz.Kpfw.IV стал самым массовым немецким танком на начало Второй мировой войны. Кроме того, этот же танк признали самым полезным с точки зрения взаимодействия с пехотой.
К концу декабря макет всё больше стал напоминать настоящий танк

К концу декабря макет всё больше стал напоминать настоящий танк

По итогам Pz.Kpfw.IV смог «пересидеть» Pz.Kpfw.III и стать самым массовым немецким танком в 1943 году. Опять же, не потому, что был выдающейся боевой машиной. Просто у Krupp получилась вполне адекватная «рабочая лошадка», которую удалось серьёзно улучшить с точки зрения вооружения и броневой защиты. Более того, при наличии желания наверху имелась возможность улучшить и ходовую часть, но 6-й отдел Департамента Вооружений всю дорогу считал — B.W. должен уйти. В итоге развитие танка прекратилось к концу 1942 года, дальше уже шли минимальные улучшения.
В процессе сборки добавилось родных деталей

В процессе сборки добавилось родных деталей

По иронии судьбы, история того Pz.Kpfw.IV, который ныне стоит на Поклонке, началась также с башни. Поскольку музей открылся уже в середине 90-х годов, он довольствовался тем, что смог получить от МО. Поэтому там, например, отличная коллекция экспериментальной артиллерии. А вот танки получали окольными путями, особенно что касается немецких. Все они — результат поисковых работ, а также весьма небрежной реставрации, которую проводили в Кубинке. Местные «деды» ваяли так, как умели, на основе картинок из журналов для моделистов.
На финале сборки

На финале сборки

Одной из таких «инсталляций» стала башня Pz.Kpfw.IV, которую условно можно называть башней Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Из чего именно ее собрали, вопрос отдельный, там модификация сложилась сама по себе. Родных деталей тут в лучшем случае половина, остальное, так сказать, по наитию. Так или иначе, но башня заняла своё место на площадке трофейной технике, рядом с еще более страшными мутантами. С той мыслью, что рано или поздно это ребро Адама должно превратиться в танк. Ждать пришлось больше десяти лет, но — дождались.
Установка гусеничных лент

Установка гусеничных лент

Связана эта история с активностью В.О. Рыжова, бывшего начальника танкового музея в Кубинке, а затем начальника отдела ЦМ ВОВ, который занимался открытой экспозицией. При нем открыли несколько новых экспозиций, провели несколько экспедиций на Шумшу, а также добавили большое количество новых экспонатов. Сейчас его имя как-то не вспоминают, ибо обычно всё рассказывают о руководстве. Но те, кто был непосредственными участниками, отлично знают, как это было на самом деле. Иногда Рыжова на Поклонке вспоминают недобрым словом. Ну да, почти 10 лет открытая площадка не пополнялась экспонатами, а отдел получал грамоты за хорошую работу. И тут пришел «плохой» Рыжов. В результате с 2008 по начало 2013 года на открытой площадке было сделано столько, сколько не делалось на за 10 лет до, ни за прошедшие после этого годы. Вот такой плохой начальник отдела.
К установке готов

К установке готов

Так вот, к осени 2012 года, когда до «четверки» дошли руки, уже были сделаны КВ-1 (тоже из башни, финансировать танк целиком руководство музея отказалось), японские танки и артиллерия, запущен проект воссоздания Т-60, успешно реализованный. Схема была примерно одна и та же: за основу брались фрагменты танков, далее готовилась техническая документация, на ее основе делался общая геометрия, к которой крепились родные детали. За редким исключением, такой метод работал.
Приземление на место последней стоянки

Приземление на место последней стоянки

В случае с Pz.Kpfw.IV, на момент начала работ, имелась не только башня Лобовой лист подбашенной коробки, некоторые фрагменты корпуса, часть тележек, часть катков, гусеницы были вполне настоящими. Что-то подкупили в ходе подготовительных работ. Но в целом стартовый набор был очень похож на тот, с которого начиналось воссоздание КВ. Большим плюсом было то, что в Кубинке стоит Pz.Kpfw.IV Ausf.G, танк немного другой, но по мелочам. Разница между ним и Ausf.F небольшая, особенно что касается обшей геометрии и разных мелочей. Так что не раз ездил в Кубинку, дабы сделать промеры.
Местный ара-тюнинг. Выделенные черным детали вызывают смех и недоумение

Местный ара-тюнинг. Выделенные черным детали вызывают смех и недоумение

В начале декабря 2012 года сформировалась общая «коробочка». Надо сказать, что стартовые условия для проекты не предполагали, при всём желании, условий для полноценной реставрации. Для этого надо несколько больший бюджет, а также пара лет. Не было ни одного, ни тем более другого. Писавшие законодательные документы, по которым проводятся подобные работы, сделали так, что у подрядчика есть считанные месяцы. Поэтому либо «магия», то есть фактический подлог, либо делается, за отведенные сроки, что получится.
Про покраску родным цветом и говорить не приходится

Про покраску родным цветом и говорить не приходится

В любом случае, учитывая сроки, имевшиеся материалы, а также то, как делались подобные проектами силами «кубинских дедов», получилось очень даже ничего. Вплоть до того, что моделисты к танку иногда подбегают с фотоаппаратами и рулетками. Джентльмены, у меня для вас плохие новости 🙂 Справедливости ради, получилось однозначно лучше, чем в случае с КВ. Тут делалась вполне определенная версия, ей так соответствует. Даже покрасили и промаркировали более-менее похоже на правду.
Поправить некому, кто знал и умел, давно уволился

Поправить некому, кто знал и умел, давно уволился

Сдача проекта была не менее веселая. Как раз в конце 2012 года Рыжова, наконец, «съели». А в музее началась оптимизация. Тогдашний министр культуры объявил, что музейщики должны получать хорошо. Правда, не уточнив, как это будет реализовано. Так вот, случилось это за счет сокращений. Кого надо сокращать? Правильно, тех, кто работает. Поэтому начали с нашего отдела. В начале января к нам в Инженерный корпус пришла «тройка». Увидев сию компанию, даже не стал дожидаться всего этого цирка. Рыжов меня звал в музей слегка для другого. Поэтому быстренько написал заявление по собственному желанию, сделав перфоманс «поросенок Пётр на тракторе» на площадке подготовки техники. А танк занял своё место на площадке в день, когда моя работа на Поклонке официально закончилась.
В любом случае, этот макет по качеству намного лучше, чем те мутанты, которые делали кубинские деды

В любом случае, этот макет по качеству намного лучше, чем те мутанты, которые делали кубинские деды

В итоге на Поклонке уже давно нет того отдела, который занимался открытой площадкой. Некоторое время этим занимались фонды, но и они не при делах. Танк себя чувствует неплохо, но как его красят, извините, культурно промолчу. Ну а если чего-то надо знать про экспонаты, то обычно звонят человеку, который больше 10 лет в музее не работает. Больше некому, либо вымерли, либо уволились. В общем-то, никогда не отказываю, но на бывшую работу иногда езжу, чтобы грустно посмеяться.
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account