В четвертом своем полете, многоразовый космический корабль «Starship» компании «SpaceX» сумел подняться в Космос и вернуться на Землю.
Запуск системы «Старшип-Суперхэви» состоялся 6 июня 2024 года с космодрома Бока-Чика, в 12.50 UCT (15:50 МСК). Ускоритель «Superheavy» с бортовым номером B11 поднял громадную ракету в небо, и — несмотря на то, что один из 33 двигателей так и не зажегся — благополучно разогнал корабль «Starship» S29 до скорости 1,56 км/с и высоты 74 км, на которой произошло «горячее» разделение ступеней.
После успешного разделения, ускоритель сбросил более не нужный переходный отсек, чтобы избавиться от лишней нагрузки, и выполнил прожиг двигателей для входа в атмосферу:
Приводнение ускорителя в Мексиканском Заливе состоялось спустя семь минут после старта. Хотя один из тринадцати двигателей опять подвел, остальные с задачей справились, и гигантская ракета мягко опустилась на воду. Это — первый в истории случай пропульсивной посадки объекта такого размера, вернувшегося с суборбитальной траектории.
В это время, космический корабль «Старшип» продолжал подъем. Его двигатели продолжали работать до высоты 150 километров и скорости 7,3 километра в секунду, после чего отключились, и корабль вышел на суборбитальную баллистическую траекторию.
Улучшения, внесенные инженерами «SpaceX» в тепловую защиту «Старшипа» оправдали себя; на старте практически не наблюдалось потери керамических плиток, и защита корабля на орбите выглядела значительно «целее», чем в предыдущем полете. Правда, уже на орбите возникли некоторые проблемы с камерами наружной трансляции: сигнал с них (передаваемый через систему связи «Старлинк» с помощью четырех терминалов на носу корабля) пропал и долго не хотел возвращаться. Впрочем, телеметрия с приборов корабля продолжала идти, и в итоге картинку удалось восстановить.
Самая захватывающая стадия полета наступила примерно через час после старта — когда траектория привела «Старшип» обратно в атмосферу. Именно благополучный вход в атмосферу, преодоление точек предельных тепловых и динамических нагрузок и торможение до дозвуковой скорости были основной целью нынешнего полета.
Вскоре, как и в прошлый раз, мягкое сияние плазмы охватило корабль. Однако была заметна существенная разница — в этот раз «Старшип» не кувыркался, а сохранял стабильную ориентацию, входя в атмосферу покрытым теплозащитой пузом:
Очень сложно передать словами этот переход от мягкого, почти нежного лилового свечения к яростной огненной буре, охватывающей весь корабль. «Старшип» вошел в атмосферу на скорости более 7 километров в секунду, используя трение о воздух, чтобы замедлить свой полет. И это было совершенно потрясающе:
На высоте 56 километров, теплозащита у основания носового крыла не выдержала. Плитки одна за другой оторвались, и плазма вместе с гиперзвуковым воздушным напором обрушилась на обнаженный металл. Сталь крыла прогорела насквозь; и все-таки металл выдержал и НЕ оторвался.
На высоте около 50 километров, объектив камеры не выдержал, и треснул, поврежденный отлетающими обломками. И тем не менее, сигнал продолжал — хоть и с перерывами — поступать, и «Старшип» жил, с неколебимым упорством проламываясь сквозь все более плотную атмосферу. Температура обшивки достигла предела — и начала снижаться, по мере того, как падала скорость, и набегающий воздух уносил все больше тепла.
На высоте около 20 километров, скорость корабля упала до дозвуковой. Теперь «Старшип» уже не падал, а планировал. Снизившись до двух километров корабль приступил к посадочному маневру — и совершенно потрясающе, прогоревшие, искалеченные крылья по-прежнему работали и развернули корабль вертикально. Включились два посадочных двигателя, и спустя час пять минут после старта, «Старшип» управляемо опустился в волны Индийского Океана.
Итак, четвертый полет «Старшипа» состоялся. И был он полностью успешным. И ускоритель, и корабль благополучно сумели вернуться на Землю — причем корабль пережил вход в атмосферу, получив при этом повреждения, но сохранив управляемость. Нержавеющая сталь наглядно продемонстрировала, что она и только она является материалом космонавтики завтрашнего дня)
P.S. И в завершение хотел бы процитировать мой ответ (несколько отредактированный) уважаемому Мише Котову:
«Империи пройдут; все великие нации и их конфликты рано или поздно станут лишь короткими ссылками в будущих аналогах Википедии. Но Спутник, Гагарина и Армстронга человечество будет помнить и через много-много лет после того, как в большинстве своем забудет и Холодную Войну и противостоявшие в ней страны»