Старинные часы дедушки Готлиба

1

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Наблюдая за обострением Карабаха, я чуть было не пропустил теплую дизельпанковую дату: 3 апреля 1885 года Готлиб Даймлер запатентовал первый в мире карбюраторный четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Применение карбюратора, изобретенного компаньоном Даймлера Вильгельмом Майбахом, позволило использовать жидкое топливо, а все более ранние ДВС работали только на газе.

Двигатель был одноцилиндровым. Даймлер назвал его "Штандур" (Standuhr), что в переводе с немецкого означает "напольные маятниковые часы", так как цилиндр располагался вертикально, а движения поршневого шатуна напоминали колебания часового маятника. В англоязычных странах такой хронометр называют Grandfather Clock — "дедушкины часы", соответственно, это же название перешло и на двигатель.

"Штандур" получился относительно легким, компактным и достаточно мощным по сравнению с паровыми машинами сопоставимых размеров и массы. Он весил 50 кг, имел рабочий объем 264 кубических сантиметра и развивал мощность в одну лошадиную силу при 700 оборотах в минуту. В дальнейшем мощность удалось повысить до двух л.с., что считалось по тем временам отличным показателем. Неудивительно, что у Даймлера сразу возникла идея использовать свои моторы не только в качестве стационарных силовых установок, но и для привода разнообразных движущихся механизмов. 

В том же году Готлиб установил "часы" на мотоцикл, в следующем — на автомобиль и моторную лодку, а 10 августа 1888 года возле городка Каннштадт поднялся в воздух первый в мире дирижабль с двигателем внутреннего сгорания, сконструированный немецким воздухоплавателем Фридрихом Вольфертом. Дирижабль пролетел 10 километров от Каннштадта до Альдингена и вернулся обратно. В дальнейшем он совершал и более дальние полеты в Ульм, Аугсбург, Мюнхен и Вену, доказав жизнеспособность и практическую пригодность этого вида транспорта. Правда, мощности мотора не хватало, чтобы бороться с ветром, да и КПД винта был довольно низким, поэтому нормальные управляемые полеты удавались только в безветренную погоду. 

Одновременно изобретатель работал над усовершенствованием своего двигателя. В 1889 году появился двухцилиндровый вариант с V-образным расположением цилиндров, развивавший 5 лошадиных сил, а также — мотор с параллельными цилиндрами той же мощности. В следующем году, объединив два двухцилиндровых движка на одном валу, Готлиб получил четырехцилиндровый рядный двигатель, названный "Фениксом" и развивавший аж целых 10 лошадиных сил. "Феникс" оказался настолько удачным, что его ставили на различные автомобили фирмы "Даймлер" в течение более 10 лет. 

Старинные часы дедушки Готлиба

"Штандур" с трех ракурсов. Этот мотор еще не имел электрозажигания. На левом и правом снимках хорошо видна латунная запальная коробка с бензиновой горелкой, которая разогревала запальную трубку, а она в свою очередь поджигала топливную смесь в цилиндре. 

Старинные часы дедушки Готлиба

Патентный чертеж "дедушкиных часов", на котором можно рассмотреть их внутреннее устройство. 

Старинные часы дедушки Готлиба

Первый в мире дирижабль с двигателем внутреннего сгорания. 

Старинные часы дедушки Готлиба

Гондола дирижабля Вольферта с мотором Даймлера и ее современная музейная реплика. Обратите внимание, что, помимо вертикального толкающего винта, дирижабль имел еще и горизонтальный, который создавал подъемную силу, частично компенсирующую вес машины. Таким образом, этот летательный аппарат можно назвать микстом — гибридом дирижабля и вертолета. 

Старинные часы дедушки Готлиба

Двухцилиндровые моторы Даймлера с V-образным и параллельным расположением цилиндров. 

Старинные часы дедушки Готлиба

Четырехцилиндровый двигатель "Феникс".

источник: http://vikond65.livejournal.com/461368.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account