США в погоне за новым флотом, который снова сделает страну великой
Сегодня не только упомянутые профильные американские издания говорят о том, что «не все красиво в американском государстве», к ним присоединяются политические и финансовые издания.
В принципе логично, ведь флот обходится США в астрономические суммы, потому возникшие с оценками эксперты «Wall Street Journal» и «Foreign Policy» вполне нормальны. Деньги и политика всегда идут рядом, а потому, если флот жрет деньги, как не в себя, а на политику не оказывает никакого влияния – выводы напрашиваются не самые приятные.
Потому сегодня книги Кеннеди (а тогда еще в ходу были книги) вызывают интерес. «Победа на море», «Взлет и падение великих держав», «Взлет и падение британского военно-морского владычества» обсуждаются, цитируются и разбираются заново, потому что 77-летний британец смог предсказать многое из того, что мы наблюдаем сегодня.
А мы наблюдаем если не закат, то… А что мы наблюдаем? В 1938 году флот США располагал 380 кораблями. В 1944, к концу года – 6 084 корабля.
И в этом есть суть: не так важно, кто и сколько потопил во время войны, важно у кого сколько осталось к ее окончанию. Тут как пример прекрасно влетают немецкие подводники. Да, топили корабли сотнями, да, тоннаж зашкаливал, да, Британии пришлось очень сложно. Но в итоге где все подводные асы Третьего Рейха? То то и оно…
В 1943 году, когда в Мировой океан была выпущена огромная стая американских авианосцев, последовавшая серия настоящих крупномасштабных морских сражений похоронила владычество Британии на море, которое длилось более 200 лет. Британия булькнула, поскольку строить корабли такими темпами и такого качества не могла.
Да, шедевров типа «Ямато» или «Кинг Джордж Пятый» в США не строили. И можно очень долго говорить, кто был лучше, «Тауны» Великобритании, «Могами» Японии или «Кливленды» США. Да, «Могами» были на мой взгляд просто бесподобными кораблями, но сколько было построено их, а сколько «Кливлендов»?
Зато в огромных количествах строили эскортные авианосцы, линкоры, крейсера и эсминцы. Что тут говорить, если одних «Флетчеров» было построено больше (175 единиц), чем всего кораблей для японского Императорского флота с 1937 по 1945 годы?
Вот где рождалась мощь. Можно было построить пару превосходных кораблей типа «Тирпитц»-«Бисмарк» и «Ямато»-«Мусаси», но толку, как показала практика, с них вышло немного. Три из четырех суперлинкоров были уничтожены, толком не повоевав даже. Зато просто ошеломительные середнячки типа «Айова» мало того, что повоевали успешно, так они это делали до самого конца прошлого века, пройдя войны в Корее, Вьетнаме, Ираке.
Что изменилось спустя 80 лет? А ничего. Линкоры умерли, как класс, авианосец по-прежнему остается основным боевым кораблем, а эсминцы и крейсеры, ставшие фрегатами и эсминцами — по-прежнему корабли эскорта для авианосцев. У Соединенных Штатов по-прежнему есть если не самый большой, то самый мощный военно-морской флот.
Но появились не очень приятные нюансы. И для того, чтобы их понять и оценить, надо, как и 100 лет назад, смотреть на верфи. Где строят корабли, а корабли сегодня строят не в США. Около 90% мировых торговых судов построены в Китае, Японии и Южной Корее. Соединенные Штаты и Европа нервно курят в сторонке, едва справляясь с собственными военными заказами.
А если посмотреть на то, как строят военные корабли союзники США по НАТО типа Франции и Великобритании, то вообще тоска смертная начинается.
Сегодня представители ВМС США говорят о росте, но в то же время военно-морской потенциал сокращается, несмотря на то, что денежный поток не иссякает. Парадокс? Да. Согласно последнему проекту бюджета, к 2027 году уже сократившийся сейчас американский военно-морской флот будет насчитывать не сегодняшние 297 боевых кораблей, а только 280. В Соединенных Штатах снижается количество судостроителей и не хватает мощностей верфей.
И ладно новые, старые корабли годами стоят в сухих доках, прежде чем приходит их очередь на ремонт.
И когда судостроение находится в таком состоянии, в США находятся головы, которые начинают говорить о смене курса. О том, что пора уходить от концепции глобальной войны с террористами (для этого десяток авианосцев совершенно не нужен) и вразумления отдельно взятых стран к возвращению концепции доминирования в Мировом океане.
Есть с чего. Все-таки кто сегодня контролирует акватории – тот держит за горло весь мир. Да, без морских и океанских перевозок современная торговля немыслима, что углеводородами, что всем остальным.
Вся проблема в том, что у США постепенно вырисовываются если не противники, то конкуренты на этом поприще. В первую очередь это Китай, за ним идут Индия и Япония.
Почему так? Потому что Китай давно стал головной болью для США, Индия тоже стремится к господству в регионе, а Япония, которая на сегодняшний день имеет самый динамично развивающийся флот, может запросто слететь с катушек в реализации своих захватнических планов.
России в этом списке нет, не с нашими пародиями на флоты претендовать на контроль чего-то там в Мировом океане. Мы пока что Черное море под контроль не способны взять, потому что нечем.
Да, как ни странно, но сегодня основной силой неядерного сдерживания у ведущих стран мира становятся военно-морские силы. И надводные силы – весьма важная компонента, поскольку ни МБР, ни стратегическая авиация, ни подводный флот не в состоянии осуществить, например, блокаду отдельно взятого региона по морю.
Конечно, подводные лодки могут намертво запечатать тот же Персидский залив, наколотив на выходе некоторое количество танкеров. Но Ормузский пролив мелкий, подводной лодке там будет очень сложно, да и экологическое бедствие от потопленного танкера будет на полмира. А вот надводный флот может такое провернуть запросто.
Особенно, если этот надводный флот умеет такие вещи.
И вот тут у некоторых проблемы.
Если во времена «холодной войны» американский флот однозначно был готов к морским сражениям, то после ее окончания началась деградация. Надводные корабли и их экипажи боролись с террористами, пиратами, участвовали в поддержке десантных операций на берега недружественных стран. И такой подход вызвал падение подготовки личного состава. И, как показывает практика последних морских происшествий с участием американских кораблей, навигационная подготовка очень сильно оставляет желать лучшего. А все компьютеры и навигационные системы не могут заменить людей.
И к рубежу 2022 года получилось так, что политическая ситуация потребовала переориентировать американский флот на решение новых задач. Точнее, на решение задач старых и хорошенько подзабытых. По борьбе с серьезным надводным флотом противника. Естественно, без применения ядерного оружия. Это всегда успеется.
11 января 2022 года, в рамках очередного симпозиума Ассоциации надводных сил ВМС США, командующий надводными силами ВМС вице-адмирал Рой Китченер обнародовал план достижения превосходства на море над потенциальным противником именно при помощи надводных сил флота: «Боевые действия надводных сил: конкурентное преимущество».
План адмирала прост: больше надводных кораблей, которые ориентированы на конкретные задачи, комплектация экипажей подготовленным личным составом, разработка новых концепций применения кораблей и в их свете подготовка экипажей. Плюс отлаженная работа на берегу по ремонту.
Китченер довольно оптимистичен в своем докладе. Вообще адмирал считает, что за 5-10 лет США в состоянии решить все флотские проблемы и снова стать силой, которая будет «глобальной державой с уклоном в сторону Тихого океана» и «будет поддерживать интересы безопасности во всем Индо-Тихоокеанском регионе, включая союзы с пятью странами и тесные дружеские отношения со множеством других».
То есть – привычная роль мирового жандарма. План вполне нормальный, но не просто так он был рожден? Да, в нем рассматриваются мероприятия по сдерживанию и ведению вооруженной борьбы, стратегические императивы контроля над морем, проецирования силы и способности доминировать в океанах, раскрывается новая архитектура надводных сил ВМС США.
Против кого? Все понятно и прозрачно: главный противник США – Китай.
«Глобальная конкуренция с Китаем и возобновление напряженности в отношениях с Россией являются основными стратегическими факторами для специалистов по планированию ВМС. Мы конкурируем с первоклассными военно-морскими силами… чья сфера охвата простирается далеко за пределы территориальных вод».
Китай сегодня проводит весьма агрессивную политику в регионе, это факт. Строит военные базы на островках, постоянно устраивает мероприятия в районе Тайваня, что совершенно не нравится Штатам. Плюс весьма динамично развивающийся китайский военный флот.
Что же могут в ближайшие десять лет сделать США, чтобы устранить или хотя бы минимизировать исходящую от Китая угрозу?
Знаете, а не очень много.
1. Главная ставка по-прежнему делается на атомные авианосцы нового поколения «Форд». Корабли перспективные и мощные, но период «детских» болезней что-то затянулся. Но это в будущем все равно будет сила.
2. Эсминцы «Арли Берк» третьей итерации перевооруженные на ракетный гиперзвуковой комплекс новейшей разработки. Перспективно, но сомнительно, потому что радостных отчетов об успехах что-то не было слышно совершенно. Работы по гиперзвуковому оружию в США идут, но не так, как хотелось бы в плане скорости.
3. Если все пойдет нормально, то на гиперзвуковые ракеты будут перевооружены эсминцы типа «Арли Берк» второй серии.
4. Введение в строй флота перспективных ракетных эсминцев DDG(X), которые только проходят стадии разработки.
5. Фрегаты УРО типа «Констеллейшн», крупная серия которых запланирована к постройке, а в свете последних событий может быть даже увеличена.
6. Модернизация УДК типа «Сан-Антонио», кораблей не старых, но составляющих неотъемлемую часть ударной мощи флота.
7. Введение в строй перспективных легких десантных кораблей типа LAW (Light Amphibious Warship).
8. Введение в строй двух типов безэкипажных кораблей, большого LUSV (Large Unmanned Surface Vehicle) и среднего MUSV (Medium Unmanned Surface Vehicle).
9. Модернизация под несение гиперзвукового оружия эсминцев типа «Замволт» и модернизация с усилением вооружения литоральных кораблей классов «Индепенденс» и «Фридом».
Если смотреть вдумчиво, то пункты 1, 2,3,6, которые базируются на работах с уже имеющимися и нормально зарекомендовавшими себя кораблями, вполне жизнеспособны.
Пункты 4,7, и 8 – под определенным сомнением, ибо «Замволт». Как все поставлено сегодня в США, этих кораблей можно и не дождаться. Что касается фрегатов «Констеллейшн», то тут, пожалуй, можно сказать, что скорее всего, дело выгорит. Корабли небольшие, не «прорывные», потому их американцы могут построить.
Что касается плясок вокруг ущербных проектов «Замволт», «Индепенденс» и «Фридом», то позволю себе заметить, что это не более чем распильные пляски. Уже давно ясно, что проекты кораблей совершенно нежизнепригодные и дальнейшие попытки реабилитировать их при помощи дополнительных ассигнований – это не более чем морская некромантия со всеми вытекающими результатами.
Но даже в таком виде, корабли – это реально только половина дела. Вторая половина – это экипажи.
В морском ведомстве понимают и главное – прекрасно отдают себе отчеты в том, что чем сложнее техническая часть, тем большую роль будет играть человеческий фактор.
И на этом поприще американское флотское командование считает необходимым ряд мероприятий по подготовке кадров, в первую очередь направленных на повышение профессионального уровня моряков в тактической подготовке, в навигации и мореплавании, в инженерном и аварийно-спасательном деле.
Разработан десятилетний план, реализация которого существенно повысит уровень боеспособности американского флота. Главная цель плана – «повышение уровня компетенций личного состава, что необходимо для успешного ведения боевых действий в многодоменных операциях войн нового поколения».
Следующее направление работы связано опять с кораблями, но которые уже в строю и более того, требуют ремонта. Поддержание боеготовности кораблей требует денег, технического обслуживания, модернизации и эффективного планирования всех этих мероприятий.
Планируется создание целой стратегии, которая позволит обеспечить своевременное обслуживание и ремонт кораблей, своевременную модернизацию и ввод в строй боевых кораблей. Соответственно, создание складской инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойную поставку запасных частей и комплектующих для флота.
Командование ВМС намерено придать верфям и поставщикам второго и третьего уровней (это как раз все, что касается ремонтных и модернизационных работ) статус national assets («национальное достояние»), после чего взять на постоянное наблюдение все процессы в этих фирмах, для того, чтобы не допустить срывов по срокам и качеству работ.
Это касается и новейшего оборудования, в котором так заинтересованы флотские структуры: новейшие радары AN/SPY-6, новые системы РЭБ по программе SEWIP Block III, средства борьбы с неприятельскими системами управления, связи, компьютерными системами.
И все это потребует денег. Естественно. И не просто денег, а огромных ресурсов, которые американские финансисты пока не готовы прикинуть даже приблизительно. Расходы на флот продолжают расти, хотя отдачи пока не наблюдается. В одни только тренажеры для отработки навыков кораблевождения и тактической подготовки экипажей надводных кораблей в 2013-2021 годах было вложено около 5 миллиардов долларов. Результат – более 10 аварий и катастроф с 2010 года с участием американских военных кораблей.
Постройка новых кораблей, ремонт и модернизация старых, приобретение новой аппаратуры, организация береговой инфраструктуры для новых кораблей, подготовка экипажей – командование надводных сил США прекрасно понимает уровень и глобальность замыслов.
Однако, американские адмиралы настроены весьма решительно. Их уверенность в том, что за десять лет можно реально совершить такой переворот во всем, что касается дел флотских, потрясает.
Но Китай продолжает наращивать свои военно-морские силы, а руководство государства продолжает реализацию стратегии «Три линии островов». Согласно этой концепции, к 2050 году китайские ВМС должны обеспечить себе способность свободно действовать в первую очередь на рубеже Алеутские острова – Гавайские острова – страны Океании. А также обладать возможностью решать широкий спектр задач на огромной акватории – вплоть до южной части Бенгальского залива, центральной и северной части Аравийского моря, Персидского залива, Красного моря и восточного побережья Африки.
Если учесть, насколько активно флот НОАК КНР пополняется новыми кораблями, если заметить, насколько гармонично идет это развитие, как в отношении надводных, так и подводных сил, можно сделать вывод в том, что в китайском руководстве прекрасно понимают, как правильно реализовать свои амбиции.
И почему-то есть уверенность в том, что реализация программы по созданию первого китайского атомного авианосца более вероятна, чем, скажем, создание нового американского крейсера УРО.
Волей или неволей, но мы становимся очевидцами начала нового глобального противостояния в Мировом океане. Да, пока это территория Тихого океана и части Индийского, но…
Предсказать хотя бы приблизительно, как будут развиваться события, сказать не возьмется ни один нормальный аналитик. Огромное желание вернуть в океане утраченные позиции для США и не менее огромное желание Китая стать морским гегемоном Тихого океана на долгое время станут реакторами, подпитывающими новое противостояние.
Но вообще в американской прессе что-то слишком много аналитических предсказаний относительно того, что китайский флот может выиграть у американского.
Потому усилия американских адмиралов вполне понятны. Весь вопрос только не в том, насколько хорошо будут спланированы мероприятия по усилению роли американского флота в Мировом океане, а насколько хорошо эти разработки будут реализованы.
Так что – время покажет.