Средний танк ČKD V-8-H образца 1938 года. Чехословакия
При написании статьи «Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Выбор прототипа» мною была взята справка, подготовленная в мае 1936 года Семеном Гинзбургом для начальника УММ, в которой, в частности, значилось:
«В настоящее время лучшие иностранные танки по всем характеристикам, кроме вооружения, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, разработанных шесть-семь лет назад… Наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют танки «Шкода», имеющие чрезвычайно мягкий ход, французские «Форме и Шантье обр. 1936 г.», как имеющие корпус из толстых броневых листов, соединенных сваркой, а также танки «Рено обр. 1935 г.», использующие броневое литье…» Хоть справка была посвящена только обзору новых образцов иностранных танков, в ней были также мысли и об отечественных боевых машинах: «В настоящее время развитие отечественных танков идет по пути наращивания их массы без изменения двигателя и конструкции ходовой части… Это приводит к тому, что ходовая часть и подвеска отечественных танков являются перегруженными и склонными к выходу из строя во время их боевой эксплоатации…»
В этой статье описывалось проектирование легкого массового танка со следующими характеристиками:
- вес — 14-18 т;
- вооружение — 76-мм пушка и 3 пулемета ДТ;
- экипаж – не менее 4 человек;
- макс скорость движения – 40-50 км/ч;
- скорость движения по пересеченной местности — до 25 км/ч;
- удельное давление на грунт не более 0,65-0,7кг/см2;
- запас хода — 200-230 км;
- бронирование:
- корпус: лоб — 30 мм, борт — 20мм;
- башня — 20 мм, маска пушки — 30 мм;
- движитель танка — гусеничный;
- проходимость – клиренс не менее 350 мм, ров — 2 м, брод — 1 м, стенка — 0,6 м;
- километраж службы до износа гусеничного движителя и трансмиссии не менее 3000 км;
- двигатель – 190-300 л.с.;
- компоновка танка — классическая;
- обеспечение удобного доступа к двигателю, агрегатам трансмиссии, ходовой части.
На бескрайних просторах рунета был найден танк, который почти полностью соответствовал предложенным требованиям — чехословацкий средний танк ČKD V-8-H образца 1938 года. Появись он года на 3 раньше и история отечественного танкостроения могла пойти совсем по другому пути.
Решение о создании нового основного танка, способного заменить LT vz.35 и LT vz.34, было рассмотрено Генеральным штабом Чехословацкой Республики в конце 1937 года. К этому времени стала очевидна неудача с программой создания легких танков категории II-b, которые по многим параметрам соответствовали британским танкам “пехотного” типа. Ни одной из фирм (в конкурсе участвовали Škoda и CKD) не удалось удовлетворить требования спецификации, которая менялась трижды с 1933 по 1937 год. Создаваемые параллельно средние танки категории III, ещё находились на стадии постройки и их ввод в строй ожидался в лучшем случае через год. В итоге был сделан вывод, что армии требуется танк среднего типа, способный также решать задачи по поддержке кавалерии и пехоты. В ответ на это фирма CKD оперативно предложила проект V-8-H (V-8 – тип двигателя, Н – гусеничная боевая машина) разработка которого велась с конца 1936 г.
Столь быстрая реакция на выданное техническое задание объяснялось весьма просто. В мае 1936 года фирмы Skoda и CKD заключили договор на постройку легкого пехотного танка SP-II-b, в конструкции которого учитывались замечания, предъявленные военной комиссией к танкам S-II-b и P-II-b. Проект получился многообещающим, однако Министерство национальной обороны (MNO) уже успело изменить ТТЗ. Между партнерами возникли разногласия и фактически ŠP-II-b доводился специалистами фирмы Škoda. Между тем, руководство CKD посчитало, что накопленный опыт можно использовать для собственного проекта.
Техническое описание танка V-8-H во многом соответствует танку ŠP-II-b, имея лишь незначительные изменения.
Корпус и башня танка имели клёпаную конструкцию и собирались на металлическом каркасе при помощи заклёпок и болтов. Лобовые листы корпуса и башни имели толщину 30 мм, борта – по 25 мм, корма – 20 мм, крыша и днище – 12 мм. Между боевым отсеком и моторным отделением имелась 5-мм бронеперегородка. Трансмиссия располагалсь в носовой части корпуса.
Экипаж танка состоял из 4-х человек: водитель, стрелок, командир и радиотелеграфист. В передней части корпуса находились места водителя (справа) и радиотелеграфиста (слева). Приборы наблюдения состояли из эпископа, установленного в люке размерами 300х60 мм, и смотровой щели с 50-мм бронестеклами, установленных в лобовом бронелисте корпуса. Командир танка и стрелок размещались в двухместной башне. Для наблюдения за полем боя могли использоваться эпископы в командирской башенке или перископ. Помимо этого танк оснащался монокулярным оптическим прицелом с 2,6-кратным увеличением и углом обзора 25%deg. В крыше башни имелся люк для посадки и высадки из танка и небольшой лючок справа для флажковой сигнализации. На танке устанавливался 8-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Praga NR, имевший рабочий объём 14230 см.куб. и мощность 250 л.с. Запуск двигателя производился от электростартера, но имелась возможность аварийного ручного запуска.
Ходовая часть была практически заимствована от танка ŠP-II-b и применительно на каждый борт включала следующие компоненты:
- 8 сдвоенных опорных катков размерами 350х94 мм, катки блокировались попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела индивидуальную подвеску с амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах;
- один независимый “натяжной” каток между первой тележкой и ведущим колесом;
- 3 поддерживающих ролика;
- передние направляющие колеса;
- задние ведущие колеса
- мелкозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 370 мм.
Вооружение опытного танка ŠP-II-b состояло из 47-мм пушки Škoda A9 и двух 7,92-мм пулеметов ZB vz.37. Пушка и один из пулеметов устанавливались в башне и имели возможность раздельного наведения. Второй пулемет находился в лобовом листе корпусе с небольшим смещением влево и обслуживался радистом. Боекомплект из 80 выстрелов для пушки располагался в задней части башни, 3000 патронов для пулеметов находились в специальных ящиках в боевом отделении.
Средства связи состояли из радиостанции vz.37 с дальностью действия 2 км и возможностью работы в качестве телеграфа. Антенна рамочного типа была выведена на левый борт. Также имелся телефон для обеспечения проводной связи с пехотными подразделениями.
Первый прототип среднего танка V-8-H имел однотонную окраску (скорее всего серого цвета) внешних поверхностей. Внутренние поверхости боевого отделения окрашивались в цвет слоновой кости.
Первый прототип V-8-H поступил на ходовые испытания летом 1937 года, даже раньше, чем ŠP-II-b. Впрочем, такая спешка имела и обратную сторону. Танк оснащался лишь макетом башни, а также не имел вооружения и части внутреннего оборудования. Чтобы довести текущую массу до проектной потребовалось применить весовую компенсацию. В другой ситуации такой “полуфабрикат” вернули бы фирме, но тогда у чехословацкой армии не было времени – частично готовый V-8-H был допущен к войсковым испытаниям, проведенными на полигоне в Миловицах. Последствия не заставили себя долго ждать. К началу 1938 года был составлен список из 143 (!) замечаний, 16 из которых имели критический приоритет. Самую большую проблему доставил перспективный двигатель Praga NR, который оказался слишком “сырым” и требовал значительных доработок. Замечания высказывались и в адрес ходовой части, где использовались опорные катки с резиновыми бандажами, показавшими невысокую прочность.
Модернизация танка V-8-H закончилась весной 1938 года. К этому времени была получена башня, установлен полный комплект вооружения, заменен двигатель (с улучшенной системой охлаждения) и проведены изменения в ходовой части. После пробега на 150 км, совершенного в марте, прототип вновь подвергся доработкам и в мае его представили на огневые испытания. В общей сложности, с января по август 1938 года V-8-H “намотал” 12735 км, из них 5473 км по бездорожью и пересеченной местности. Военная комиссия отметила значительное улучшение тактико-технических данных, но пожелала увеличить максимальную скорость танка.
Пока шли очередные доработки MNO, пока ещё единой республики, 20 апреля 1938 года заключило с фирмой ČKD контракт на поставку 300 серийных танков. Вообще-то такое решение было принято до завершения испытаний, но его окончательное утверждение состоялось только после Мюнхенского кризиса. Производство планировалось развернуть на нескольких предприятиях, в том числе и на заводах фирмы Škoda. При этом распределение заказа может показаться несколько странным – 105 танков должна была выпустить Škoda и лишь 95 ČKD. Предполагалось, что схожесть конструкций ST vz.39 и LT vz.35 способствовала бы скорейшему развертыванию серийного выпуска нового танка, однако тут выяснился один неприятный факт. Полная стоимость одного экземпляра ST vz.39 составила 1.250.00 крон, в то время как LT vz.38 фирмы Škoda стоил 998.000 крон. Немного подумав MNO сократило заказ до 150 штук, но в дальнейшем предполагалось вновь довести его до 300, если позволит ситуация.
Осенью были проведены дополнительные испытания пробегом на 1500 км и после устранения недоработок танк был принят на вооружение армии ЧСР 17 ноября 1938 года под обозначением ST vz.39 (Stredni tank vzor 39 – средний танк образца 1939 года). Спустя несколько дней, 21 ноября, MNO выдало разрешение о продаже V-8-H на экспорт, однако его цена выросла на 5%, что было связано с компенсацией огромных затрат на военные нужды. Как известно, 15 марта 1939 года Чехословакия перестала существовать как единое государство и большая часть техники досталась оккупировавших Чехию немецким войскам. Прототип танка V-8-H был вывезен немцами в Германию и доставлен на полигон в Эйзенахе, где в мае начались его 14-дневные испытания под контролем немецких специалистов. Нельзя сказать, что чехословацкий средний танк произвел сильное впечатление, но по большинству параметров он не уступал Pz.III, производство которого разворачивалось слишком медленно и было связано с массой технических проблем. Это позволило начать в ноябре 1939 года постройку второго прототипа, известного под обозначениями V-8-H II или V-8-Hz (zkusebni — опытный). Поскольку снова возникли неувязки с поставками комплектующих этот танк своевременно не смог получить башню и вооружение, поэтому недостающую массу компенсировали бетонными блоками уложенными на корпусе.
Зимой 1940 года V-8-Hz был доставлен на полигон в Куммерсдорфе, где после непродолжительных испытаний был сделан вывод, что лучшими боевыми качествами обладает всё же Pz.III.
ČKD V-8-H на ходовых испытаниях, 1938г.
Отвергнутый вермахтом V-8-H оказался весьма востребованным союзниками Германии. Летом 1939 года чехословацкие танки V-8-H, Т-11 (R-2-a) и Т-21 (Š-II-c) были предоставлены Румынии. Сравнительные испытания проводились в период с октября по ноябрь и, несмотря на ряд технических проблем, все три машины заслужили высокую оценку. Тем не менее, заказ поступил только на Т-21, а уже имевшиеся танки Т-11 предлагалось модифицировать, заимствовав некоторые технические решения от V-8-H. Оба плана реализовать не удалось и в войну Румыния вступила имея на вооружении только серийные Т-11.
Неудачей завершились переговоры с представителями Италии, Китая и Советского Союза. Причиной послужила слишком высокая стоимость танка. В начале 1941 года экспортный вариант танка V-8-H-Sv был предложен Швеции. От оригинальной модели он отличался усиленным бронированием, а также двигателем Volvo и возможностью установки 75-мм пушки Bofors. Шведская военная миссия, рассматривавшая возможность развертывания серийного производства V-8-H-Sv, внимательно ознакомилась с конструкцией этого танка и пришла к выводу, что более рациональным будет принятие на вооружение собственного танка Landsverk Strv m/42.
Последней попыткой получить зарубежный заказ стали переговоры с Турцией. На них была достигнута предварительная договоренность об оснащении V-8-H пушкой Škoda A7 калибра 37-мм, но в виду резко ухудшающейся международной обстановки заключить контракт не удалось. Обоим прототипам среднего танка V-8-H удалось пережить войну. В 1945 году их передали вновь созданной армии Чехословакии, но из-за ветхого технического состояния и устарелости конструкции использовать их не представлялось возможным. В итоге, через несколько лет, оба V-8-H были разобраны на металл.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА ČKD V-8-H образца 1938 г.
БОЕВАЯ МАССА, кг | 16200 |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5350 |
Ширина, мм | 2270 |
Высота, мм | 2340 |
ВООРУЖЕНИЕ | |
Пушки | 1×47-мм Škoda A9 |
Пулеметы | 2×7,92-мм ZB vz.37 |
БОЕКОМПЛЕКТ | |
Пушки | 80 снарядов |
Пулеметы | 3000 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптический монокулярный прицел |
БРОНИРОВАНИЕ, мм | |
Лоб корпуса | 32 |
Лоб башни | 32 |
Борт | 25 |
Корма корпуса | 20 |
Крыша | 12 |
Днище | 12 |
ДВИГАТЕЛЬ | Praga NR, бензиновый, 8-цилиндровый, V-образный, рабочим объёмом 14230 см3 |
МОЩНОСТЬ, л.с. | 250 |
ТРАНСМИССИЯ | механическая |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | 8 опорных катков с амортизацией на листовых рессорах, 1 независимый каток, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо |
СКОРОСТЬ, км/ч | 43,5 |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км | 150 |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Высота стенки, м | 0,80 |
Ширина рва, м | 2,00 |
Глубина брода, м | 0,90 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция vz.37 |
список источников:
- http://militera.lib.ru/tw/svirin_mn1/08.html,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/chech/ckd_v8h.htm,
- https://alternathistory.ru/alternativnye-tanki-rkka-obraztsa-1937-goda-vybor-prototipa.