13

При написании статьи «Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Выбор прототипа» мною была взята справка, подготовленная в мае 1936 года Семеном Гинзбургом для начальника УММ, в которой, в частности, значилось:

Средний танк ČKD V-8-H образца 1938 года. Чехословакия

«В настоящее время лучшие иностранные танки по всем характеристикам, кроме вооружения, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, разработанных шесть-семь лет назад… Наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют танки «Шкода», имеющие чрезвычайно мягкий ход, французские «Форме и Шантье обр. 1936 г.», как имеющие корпус из толстых броневых листов, соединенных сваркой, а также танки «Рено обр. 1935 г.», использующие броневое литье…» Хоть справка была посвящена только обзору новых образцов иностранных танков, в ней были также мысли и об отечественных боевых машинах: «В настоящее время развитие отечественных танков идет по пути наращивания их массы без изменения двигателя и конструкции ходовой части… Это приводит к тому, что ходовая часть и подвеска отечественных танков являются перегруженными и склонными к выходу из строя во время их боевой эксплоатации…»

В этой статье описывалось проектирование легкого массового танка со следующими характеристиками:

  • вес — 14-18 т;
  • вооружение — 76-мм пушка и 3 пулемета ДТ;
  • экипаж – не менее 4 человек;
  • макс скорость движения – 40-50 км/ч;
  • скорость движения по пересеченной местности — до 25 км/ч;
  • удельное давление на грунт не более 0,65-0,7кг/см2;
  • запас хода — 200-230 км;
  • бронирование:
  • корпус: лоб — 30 мм, борт — 20мм;
  • башня — 20 мм, маска пушки — 30 мм;
  • движитель танка — гусеничный;
  • проходимость – клиренс не менее 350 мм, ров — 2 м, брод — 1 м, стенка — 0,6 м;
  • километраж службы до износа гусеничного движителя и трансмиссии не менее 3000 км;
  • двигатель – 190-300 л.с.;
  • компоновка танка — классическая;
  • обеспечение удобного доступа к двигателю, агрегатам трансмиссии, ходовой части.

На бескрайних просторах рунета был найден танк, который почти полностью соответствовал предложенным требованиям — чехословацкий средний танк ČKD V-8-H образца 1938 года. Появись он года на 3 раньше и история отечественного танкостроения могла пойти совсем по другому пути.

Первый прототип среднего танка ČKD V-8-H, 1939г.

Первый прототип среднего танка ČKD V-8-H, 1939г.

Решение о создании нового основного танка, способного заменить LT vz.35 и LT vz.34, было рассмотрено Генеральным штабом Чехословацкой Республики в конце 1937 года. К этому времени стала очевидна неудача с программой создания легких танков категории II-b, которые по многим параметрам соответствовали британским танкам “пехотного” типа. Ни одной из фирм (в конкурсе участвовали Škoda и CKD) не удалось удовлетворить требования спецификации, которая менялась трижды с 1933 по 1937 год. Создаваемые параллельно средние танки категории III, ещё находились на стадии постройки и их ввод в строй ожидался в лучшем случае через год. В итоге был сделан вывод, что армии требуется танк среднего типа, способный также решать задачи по поддержке кавалерии и пехоты. В ответ на это фирма CKD оперативно предложила проект V-8-H (V-8 – тип двигателя, Н – гусеничная боевая машина) разработка которого велась с конца 1936 г.

Столь быстрая реакция на выданное техническое задание объяснялось весьма просто. В мае 1936 года фирмы Skoda и CKD заключили договор на постройку легкого пехотного танка SP-II-b, в конструкции которого учитывались замечания, предъявленные военной комиссией к танкам S-II-b и P-II-b. Проект получился многообещающим, однако Министерство национальной обороны (MNO) уже успело изменить ТТЗ. Между партнерами возникли разногласия и фактически ŠP-II-b доводился специалистами фирмы Škoda. Между тем, руководство CKD посчитало, что накопленный опыт можно использовать для собственного проекта.

Техническое описание танка V-8-H во многом соответствует танку ŠP-II-b, имея лишь незначительные изменения.

ČKD V-8-H первый прототип, вид с левого борта, 1939г.

ČKD V-8-H первый прототип, вид с левого борта, 1939г.

Корпус и башня танка имели клёпаную конструкцию и собирались на металлическом каркасе при помощи заклёпок и болтов. Лобовые листы корпуса и башни имели толщину 30 мм, борта – по 25 мм, корма – 20 мм, крыша и днище – 12 мм. Между боевым отсеком и моторным отделением имелась 5-мм бронеперегородка. Трансмиссия располагалсь в носовой части корпуса.

Экипаж танка состоял из 4-х человек: водитель, стрелок, командир и радиотелеграфист. В передней части корпуса находились места водителя (справа) и радиотелеграфиста (слева). Приборы наблюдения состояли из эпископа, установленного в люке размерами 300х60 мм, и смотровой щели с 50-мм бронестеклами, установленных в лобовом бронелисте корпуса. Командир танка и стрелок размещались в двухместной башне. Для наблюдения за полем боя могли использоваться эпископы в командирской башенке или перископ. Помимо этого танк оснащался монокулярным оптическим прицелом с 2,6-кратным увеличением и углом обзора 25%deg. В крыше башни имелся люк для посадки и высадки из танка и небольшой лючок справа для флажковой сигнализации. На танке устанавливался 8-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Praga NR, имевший рабочий объём 14230 см.куб. и мощность 250 л.с. Запуск двигателя производился от электростартера, но имелась возможность аварийного ручного запуска.

ČKD V-8-H на ходовых испытаниях, 1938г.

ČKD V-8-H на ходовых испытаниях, 1938г.

Ходовая часть была практически заимствована от танка ŠP-II-b и применительно на каждый борт включала следующие компоненты:

  • 8 сдвоенных опорных катков размерами 350х94 мм, катки блокировались попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела индивидуальную подвеску с амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах;
  • один независимый “натяжной” каток между первой тележкой и ведущим колесом;
  • 3 поддерживающих ролика;
  • передние направляющие колеса;
  • задние ведущие колеса
  • мелкозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 370 мм.
ČKD V-8-H на ходовых испытаниях преодолеввает водную преграду, 1938г.

ČKD V-8-H на ходовых испытаниях преодолеввает водную преграду, 1938г.

Вооружение опытного танка ŠP-II-b состояло из 47-мм пушки Škoda A9 и двух 7,92-мм пулеметов ZB vz.37. Пушка и один из пулеметов устанавливались в башне и имели возможность раздельного наведения. Второй пулемет находился в лобовом листе корпусе с небольшим смещением влево и обслуживался радистом. Боекомплект из 80 выстрелов для пушки располагался в задней части башни, 3000 патронов для пулеметов находились в специальных ящиках в боевом отделении.

Средства связи состояли из радиостанции vz.37 с дальностью действия 2 км и возможностью работы в качестве телеграфа. Антенна рамочного типа была выведена на левый борт. Также имелся телефон для обеспечения проводной связи с пехотными подразделениями.

ČKD V-8-H на ходовых испытаниях, 1938г.

ČKD V-8-H на ходовых испытаниях, 1938г.

Первый прототип среднего танка V-8-H имел однотонную окраску (скорее всего серого цвета) внешних поверхностей. Внутренние поверхости боевого отделения окрашивались в цвет слоновой кости.

Первый прототип V-8-H поступил на ходовые испытания летом 1937 года, даже раньше, чем ŠP-II-b. Впрочем, такая спешка имела и обратную сторону. Танк оснащался лишь макетом башни, а также не имел вооружения и части внутреннего оборудования. Чтобы довести текущую массу до проектной потребовалось применить весовую компенсацию. В другой ситуации такой “полуфабрикат” вернули бы фирме, но тогда у чехословацкой армии не было времени – частично готовый V-8-H был допущен к войсковым испытаниям, проведенными на полигоне в Миловицах. Последствия не заставили себя долго ждать. К началу 1938 года был составлен список из 143 (!) замечаний, 16 из которых имели критический приоритет. Самую большую проблему доставил перспективный двигатель Praga NR, который оказался слишком “сырым” и требовал значительных доработок. Замечания высказывались и в адрес ходовой части, где использовались опорные катки с резиновыми бандажами, показавшими невысокую прочность.

ČKD V-8-H первый прототип с балластом вместо башни, 1939г.

ČKD V-8-H первый прототип с балластом вместо башни, 1939г.

ČKD V-8-H первый прототип с балластом вместо башни, 1939г.

ČKD V-8-H первый прототип с балластом вместо башни, 1939г.

Модернизация танка V-8-H закончилась весной 1938 года. К этому времени была получена башня, установлен полный комплект вооружения, заменен двигатель (с улучшенной системой охлаждения) и проведены изменения в ходовой части. После пробега на 150 км, совершенного в марте, прототип вновь подвергся доработкам и в мае его представили на огневые испытания. В общей сложности, с января по август 1938 года V-8-H “намотал” 12735 км, из них 5473 км по бездорожью и пересеченной местности. Военная комиссия отметила значительное улучшение тактико-технических данных, но пожелала увеличить максимальную скорость танка.

Пока шли очередные доработки MNO, пока ещё единой республики, 20 апреля 1938 года заключило с фирмой ČKD контракт на поставку 300 серийных танков. Вообще-то такое решение было принято до завершения испытаний, но его окончательное утверждение состоялось только после Мюнхенского кризиса. Производство планировалось развернуть на нескольких предприятиях, в том числе и на заводах фирмы Škoda. При этом распределение заказа может показаться несколько странным – 105 танков должна была выпустить Škoda и лишь 95 ČKD. Предполагалось, что схожесть конструкций ST vz.39 и LT vz.35 способствовала бы скорейшему развертыванию серийного выпуска нового танка, однако тут выяснился один неприятный факт. Полная стоимость одного экземпляра ST vz.39 составила 1.250.00 крон, в то время как LT vz.38 фирмы Škoda стоил 998.000 крон. Немного подумав MNO сократило заказ до 150 штук, но в дальнейшем предполагалось вновь довести его до 300, если позволит ситуация.

ČKD V-8-H первый прототип с балластом вместо башни, 1939г.

ČKD V-8-H первый прототип с балластом вместо башни, 1939г.

Осенью были проведены дополнительные испытания пробегом на 1500 км и после устранения недоработок танк был принят на вооружение армии ЧСР 17 ноября 1938 года под обозначением ST vz.39 (Stredni tank vzor 39 – средний танк образца 1939 года). Спустя несколько дней, 21 ноября, MNO выдало разрешение о продаже V-8-H на экспорт, однако его цена выросла на 5%, что было связано с компенсацией огромных затрат на военные нужды. Как известно, 15 марта 1939 года Чехословакия перестала существовать как единое государство и большая часть техники досталась оккупировавших Чехию немецким войскам. Прототип танка V-8-H был вывезен немцами в Германию и доставлен на полигон в Эйзенахе, где в мае начались его 14-дневные испытания под контролем немецких специалистов. Нельзя сказать, что чехословацкий средний танк произвел сильное впечатление, но по большинству параметров он не уступал Pz.III, производство которого разворачивалось слишком медленно и было связано с массой технических проблем. Это позволило начать в ноябре 1939 года постройку второго прототипа, известного под обозначениями V-8-H II или V-8-Hz (zkusebni — опытный). Поскольку снова возникли неувязки с поставками комплектующих этот танк своевременно не смог получить башню и вооружение, поэтому недостающую массу компенсировали бетонными блоками уложенными на корпусе.

Зимой 1940 года V-8-Hz был доставлен на полигон в Куммерсдорфе, где после непродолжительных испытаний был сделан вывод, что лучшими боевыми качествами обладает всё же Pz.III.

Средний танк ČKD V-8-H образца 1938 года. ЧехословакияСредний танк ČKD V-8-H образца 1938 года. Чехословакия

ČKD V-8-H на ходовых испытаниях, 1938г.

Отвергнутый вермахтом V-8-H оказался весьма востребованным союзниками Германии. Летом 1939 года чехословацкие танки V-8-H, Т-11 (R-2-a) и Т-21 (Š-II-c) были предоставлены Румынии. Сравнительные испытания проводились в период с октября по ноябрь и, несмотря на ряд технических проблем, все три машины заслужили высокую оценку. Тем не менее, заказ поступил только на Т-21, а уже имевшиеся танки Т-11 предлагалось модифицировать, заимствовав некоторые технические решения от V-8-H. Оба плана реализовать не удалось и в войну Румыния вступила имея на вооружении только серийные Т-11.

Неудачей завершились переговоры с представителями Италии, Китая и Советского Союза. Причиной послужила слишком высокая стоимость танка. В начале 1941 года экспортный вариант танка V-8-H-Sv был предложен Швеции. От оригинальной модели он отличался усиленным бронированием, а также двигателем Volvo и возможностью установки 75-мм пушки Bofors. Шведская военная миссия, рассматривавшая возможность развертывания серийного производства V-8-H-Sv, внимательно ознакомилась с конструкцией этого танка и пришла к выводу, что более рациональным будет принятие на вооружение собственного танка Landsverk Strv m/42.

ČKD V-8-H на складе военной техники, 1939г.

ČKD V-8-H на складе военной техники, 1939г.

Последней попыткой получить зарубежный заказ стали переговоры с Турцией. На них была достигнута предварительная договоренность об оснащении V-8-H пушкой Škoda A7 калибра 37-мм, но в виду резко ухудшающейся международной обстановки заключить контракт не удалось. Обоим прототипам среднего танка V-8-H удалось пережить войну. В 1945 году их передали вновь созданной армии Чехословакии, но из-за ветхого технического состояния и устарелости конструкции использовать их не представлялось возможным. В итоге, через несколько лет, оба V-8-H были разобраны на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА ČKD V-8-H образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА, кг

16200

ЭКИПАЖ, чел.

4

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

5350

Ширина, мм

2270

Высота, мм

2340

ВООРУЖЕНИЕ

Пушки

1×47-мм Škoda A9

Пулеметы

2×7,92-мм ZB vz.37

БОЕКОМПЛЕКТ

Пушки

80 снарядов

Пулеметы

3000 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптический монокулярный прицел

БРОНИРОВАНИЕ, мм

Лоб корпуса

32

Лоб башни

32

Борт

25

Корма корпуса

20

Крыша

12

Днище

12

ДВИГАТЕЛЬ

Praga NR, бензиновый, 8-цилиндровый, V-образный, рабочим объёмом 14230 см3

МОЩНОСТЬ, л.с.

250

ТРАНСМИССИЯ

механическая

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

8 опорных катков с амортизацией на листовых рессорах, 1 независимый каток, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо

СКОРОСТЬ, км/ч

43,5

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км

150

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

0,80

Ширина рва, м

2,00

Глубина брода, м

0,90

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция vz.37

список источников:

  • http://militera.lib.ru/tw/svirin_mn1/08.html,
  • http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/chech/ckd_v8h.htm,
  • https://alternathistory.ru/alternativnye-tanki-rkka-obraztsa-1937-goda-vybor-prototipa.
Подписаться
Уведомить о
guest

475 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account