Сплошная электрофикация
Чтобы усилить противопехотные препятствия, их можно электризовать. Для этого по проволочным заграждениям пропускается ток высокого напряжения. Действие электризованных препятствий основано на известном явлении: человек, касаясь его, замыкает цепь на землю, ток проходит через его тело, что почти всегда приводит к летальному исходу. Сопротивление тела человека зависит от рода тока. Наиболее опасен переменный ток промышленной частоты (50-100 Гц). Как в русско-японской войне 1904-1905 гг., так и в империалистической 1914-1918 гг. применялся переменный ток с частотой 50 Гц и с напряжением 1500-3000 В.
Электризованные препятствия могут быть самых различных типов. Их применение определяется видами боя, временем на установку препятствия, наличием необходимых материалов и средств. Стационарные заграждения (электризуемый проволочный забор) устанавливались па кольях, деревьях, эскарпах. Наиболее распространёнными стали заграждения на кольях в виде многорядных сетей, проволочного забора, сетей на низких кольях, рогаток, ежей. Их недостаток — большая утечка тока, так как дерево — неважный изолятор, что приводит к значительному расходу энергии. Мощность, необходимая для электризации 1 км препятствий, достигала 200-250 кВт на 1 км. Электризованное заграждение (ЭЗ) включает в себя следующие основные элементы: источник электроэнергии; кабельную сеть; линейную часть; заземлитель. Один из выводов источника тока ЭЗ заземлён, другой подключён к линейной части. Человек, прикоснувшись любой частью тела к линейной части, оказывается под воздействием фазного напряжения. Стандартные ЭЗ представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки на деревянных кольях. Проволока на последнем ряде была под напряжением и крепилась с помощью резиновых трубок или фарфоровых изоляторов. В целях уменьшения тока утечки деревянные колья проваривали в масле или в смоле для увеличения их сопротивления. Иногда изолируют само основание кола от земли. Обычно перед первым рядом устанавливались противотанковые мины. Подвижные заграждения (сетки П-5 шириной 4 метра с ячейками 25×25 см) также хорошо зарекомендовали себя. Сеть, развешиваемая на деревьях, тоже может электризоваться. В лесу на высоте 2-3 м от земли протягивается стальной трос, прикреплённый на изоляторах к деревьям. К нему приделаны тонкие, малозаметные, свободно висящие проволочки, отстоящие одна от другой на 20-30 см, не доходящие до земли 25-40 см. Существуют также почвенные и водные заграждения. В основном применялся «корытный» способ электризации почвы: сапёры-электрики снимали дёрн, отрывали ровик шириной не менее шага, дно и стенки которого выстилались изоляционным материалом (полосы натуральной резины), ровик засыпался землёй и маскировался дёрном. Под дёрн укладывался оголённый кабель. А уже за полосами располагался противотанковый ров, вторую стенку которого завешивали смертоносной сеткой под напряжением. Солдаты противника, ступавшие на дёрн, получали сильный удар током. Иногда в землю с определённым шагом забивали металлические стержни, соединённые между собою подземным электрокабелем. В результате значительная площадь находилась под током. Так же действуют и водные электрозаграждения (в них только требуются меньшие потенциалы на электроде). Электризация разнообразных наземных препятствий широко применялась в 1-й MB, особенно германской и австрийской армиями. Они простирались по фронту на десятки километров как по переднему краю, так и в глубину. К концу войны и в русской армии, наиболее отсталой в электротехническом отношении, на северном фронте появились передвижные высоковольтные станции для электризации препятствий. В этот период применялись ЭЗ аналогичного устройства, что и во время русско-японской войны. Кроме того, были разработаны особые типы заграждений — сеть «Вулкан», низко расположенный «Спотыкач». Делались попытки электризации полос земли и выбросов электризуемых тонких тросов с помощью гранатомётов и миномётов, которые покрывали значительные участки. Тросы запитывались от передвижной автомобильной высоковольтной станции. Сначала они вызывали большую утечку тока, затем, по мере нагрева, земля подсыхала и утечка уменьшалась. Из-за шаговой разности потенциала перебегающий или переползающий боец неизбежно поражался. На вооружение нашей армии электрозаграждения были приняты задолго до Великой Отечественной войны. Они применялись на границах Советского Союза, где создавались укрепрайоны (УР). Такой УР был создан и под Ленинградом. Здесь впервые электроснабжение долговременных сооружений и электризуемых заграждений осуществлялось от местной энергетической системы. Электризованные препятствия применялись белофиннами в войне 1939-1940 гг. В то время в СССР развернулось движение за всеобщую электрификацию. В армии была своя электрификация. В стране в середине 1930-х гг. три института проводили работы с целью создания «непроходимых зон при помощи электризации почвы» — Харьковский электротехнический институт (ХЭТИ), Военно-электротехническая академия (ВЭТА) и Научно-исследовательский инс¬титут инженерной техники РККА (НЙИТ). В штате стрелковой дивизии в апреле 1941 г. были взводы электризуемых заграждений. С первых дней ВОВ началось широкое использование ЭЗ, которые применялись для прикрытия боевых порядков наших войск в обороне и флангов в наступлении. На Карельском перешейке для ЭЗ использовались передвижные электростанции АЭ-2, они подавали ток на спецсетку шириной 2,5-4 м, подвешиваемую на кольях на высоте 30 см над землёй. Финны страшно боялись эл. препятствий, поэтому на участках, где они стояли, редко совершали вылазки. Поэтому ночью, как правило, препятствия были под напряжением. Когда в декабре 1942 г. заработала Ладожская ледовая трасса, 13-й электробатальон установил две передвижные электростанции на берегах Ладожского озера, а на льду — 10 км заграждений из спирали Бруно и сетки П-5. Управление заграждениями осуществлялось шифром и действовало безотказно. Диверсантам не удалось нарушить работу Дороги жизни. В самом начале войны из состава 12-го отдельного инженерного полка ЛВО была сформирована отдельная электротехническая рота. 7 июля роту направили на выполнение боевой задачи в район приграничной ж/д станции Вяртсиля. Первый взвод развернул малозаметные ЭЗ. На них противник потерял более двух десятков солдат. Второй и третий взводы устанавливали водные электризуемые заграждения протяжённостью 8 км на реке Тохма-йоки. В июне 1944 г. батальон установил 31 км электрозаграждений у переднего края обороны 17-го УРа — от Ладожского озера до устья реки Вуоксы. ЭЗ разбили на участки, в нужных местах оставили проходы. На каждый участок напряжение подавалось отдельно, и простым переключением можно было обеспечивать как непроходимую оборону, так и простор для манёвра наших войск. В этом отношении ЭЗ очень удобны. На Л-нинградском фронте ЭЗ сыграли немалую роль, стали мощным средством поражения живой силы противника, способствовали эффективному инженерному укреплению местности. Был возведён участок электрозаграждений в 40 км Луга — Кингисепп. Особенно удачно ЭЗ были применены недалеко от посёлка Пулково, где была перекрыта единственная дорога на г. Пушкин. Затем ЭЗ возвели у Красногвардейска. Всего на оборонительных рубежах Ленинграда было установлено 8800 электрозаграждений. Это был один из уникальных видов оружия, с которыми столкнулась Германия уже в первые месяцы войны. Малоизвестная страница истории — участие специалистов Мосэнерго в битве под Москвой. С началом войны была сформирована 33-я отдельная инженерно-сапёрная бригада спецназначения, включающая батальон электризуемых заграждений. Таких соединений в то время не имела ни одна армия! Одним из самых выдающихся военно-инженерных достижений стало строительство в 1941 г. под Москвой системы ЭЗ. Электрозаграждения возводились по линии Хлебниково — Подольск («Хлебниковский рубеж») на 2-м тыловом участке Можайской линии обороны непосредственно перед укреплениями Московской линии обороны для усиления Московского стратегического плацдарма и вошли составной частью в комплекс оборонительных сооружений на рубеже (25—45 км от Москвы) по линии Клязьминское во¬дохранилище — Хлебниково — река Клязьма — Сходня — Нахабино — Перхушково — Красная Пахра — Домодедово. Под Москвой ЭЗ были возведены в невиданных до сих пор масштабах. Для координации усилий по их строительству было создано Управление спецработ Западного фронта. Заграждения должны были снабжаться энергией от электростанций Мосэнерго. Но столь грандиозное строительство в условиях войны не могло не столкнуться с отсутствием необходимых материалов, инженеров и квалифицированной рабочей силы. Строительство первой очереди пояса ЭЗ протяжённостью более 150 км было завершено к 25 сентября 1941 г. 8-й отдельный инженерно-строительный батальон к октябрю разработал и ввёл фронтовое оборонительное высоковольтное полукольцо вокруг Моск¬вы. В истории военного дела это был первый случай использования стационарных электризуемых заграждений в таких масштабах! За месяц-полтора было осуществлено невиданное строительство, были построены десятки километров заграждений. Командующий фронтом генерал Г.К. Жуков возлагал большие надежды на ЭЗ. Но гитлеровцы не дошли до них. Они были остановлены на ближних подступах к Москве. Только западнее Нахабино вражеская разведка напоролась па них и потеряла девять человек. Кстати, немало проблем всегда возникало из-за трупов вражеских солдат, оставшихся на линейной части после неудачных атак. Они создавали режим, близкий к короткому замыканию. В Сталинграде в августе 1943 г. 6 км кабельной сетки 6-го батальона электризуемых заграждений убили 400 солдат и офицеров противника. ЭЗ применялись на Курской дуге, в Ясско-Кишипёвской операции, при блокировании 188-тысячной вражеской группировки под Будапештом, у озера Балатон… Там, где наша пехота стояла под прикрытием, как их называли, «огненных сеток», она жила, образно говоря, как у Христа за пазухой. В течение всего XX в. шла масштабная разработка и усовершенствование ЭЗ. В результате современные заграждения, состоящие на вооружении Российской армии, имеют ряд преимуществ: незначительное потребление энергии, способность функционировать от источника энергии малой мощности; возможность достаточно точно регулировать степень воздействия на биообъект на уровне поражающего и отталкивающего эффектов, простота в обслуживании и эксплуатации; невысокая стоимость относительно других инженерных заграждений. Актуальным сегодня считается разработка ЭЗ, воздействующих на противника бесконтактно, на расстоянии. Работы по созданию такого устройства ведутся в Военно-инженерном университете. Применяют ЭЗ и сегодня — в основном в пограничных заграждениях и при охране особо важных объектов. Например, в 1956 г. Франция возвела электризованные заграждения на алжиро-тунисской границе. Для охраны шахт отечественных МБР используется «Сетка-1000», расстилаемая на земле в районе ограждений площадки. ЭЗ также использованы в составе израильского забора, отделяющего территорию страны от арабского мира.
(с) "Техника Молодежи" №5 — 2013