Эпиграф: "Фурманов долго рассматривал задник пулемёта в башенке броневика, а потом подозрительно спросил: — А почему это у вас, товарищ Чапаев, пулемет без патронов? — Он глиняный, — равнодушно ответил Чапаев. — Ага… — с каким-то непонятным злорадством сказал Фурманов, — пулемёт, у вас, значит, глиняный. Следуя вашей логике, сабля у вас деревянная, пистолет игрушечный, а броневик фанерный, да? — Нет. Фанерный у нас комиссар." В.Пелевин, "Чапаев и пустота", из ненаписанного.
Мой знакомый просил сделать краткий обзор таких вооружений и выложить у вас. Исполняю его просьу. За дизайн не ругайте, мне некогда было разбираться в премудростях вашего сайта.
Гражданская война велась при огромном недостатки самых элементарных ресурсов, что повлекло за собой огромный примитивизм в характере военных действий, вплоть до возвращения к приемам тактики ХIХ века: штыковые атаки без патронов, сшибание конницы "лоб в лоб" и прочее… То же касалось и технической сферы. Это повлекло за собой необходимость в самодельном оружии всех образцов.
1. БРОНЕТРАМВАЙ
Первым эрзац-оружием Гражданской (если отсчитывать с Октябрьского восстания)справедливо можно назвать такое незаурядное явление как бронетрамвай московских красногвардейцев. Точнее их было, собственно, два. Один, на бетонированной платформе, знаком всем по фотопубликации в книге Д.Рида "Десять дней, которые потрясли мир", а другой был скорее блиндированным. Подробно его история изложена здесь, я приведу лишь цитату:
"Идея оборудовать трамвай, защищенный от пуль, осенила Михаила Виноградова перед самым восстанием. Он принес Штернбергу в гостиницу «Дрезден» листок с нехитрыми чертежами и рисунком броневагона, на борту которого написал любимую строчку: «Постою за правду до последнева!» Павел Карлович улыбнулся, вспомнив слова удалого купца Калашникова, спрятал чертежи в карман со смутной надеждой — авось пригодятся. Апаков, которому Штернберг показал листок с расчетами Виноградова, заинтересовался: — Прикинем.
Броневых листов в Замоскворецком трамвайном парке оказалось мало, едва хватило на кабину вагоновожатого. Думали-гадали и заменили броню деревянными рамами, простенки засыпали песком, попробовали: пуля не берет! По предложению Штернберга внутри установили вращающееся колесо, укрепили на нем пулемет. Так и родился «бронетрамвай», как его окрестили создатели, не очень смущаясь тем, что роль брони пришлось передоверить 50-миллиметровым доскам".
2. БРОНЕПОЕЗДА
Ровно та же самая нужда возникла при проектировании первых советских бронепоездов. Все они, как правило, делались рабочими заводов, были сделаны на скорую руку и имели крайне примитивную конструкцию. В самый первый этап подобные "бронепоезда" представляли из себя платформы, углярки, пульманы, американские вагоны, защищённый не только бронёй, но и рельсами, мешками с песком, брёвнами — словом, что попадётся под руку. Об этом достаточно ёмко написано в классической работе о бронепоездах в "Моделисте-Конструкторе":
По внешнему виду наши «блинд-поезда", массово строявшиеся в 1918—1919 годах, мало отличались от английских времен англо-бурской войны. Создавались они обычно без каких-либо чертежей, буквально в течение суток. Это были товарные вагоны, угольные пульманы либо платформы с сооруженными на них блиндажами из шпал, бревен, досок, рельсов, мешков с песком или металлической стружкой, кусков металла и т. п. Часто встречались и бронелетучки — один вагон с орудием, намертво закрепленным на его лобовом торце и способным вести огонь только вдоль направления железнодорожного полотна. В бортах вагона устраивались бойницы для для пулеметов и винтовок. В качестве тяги применялся любой подвернувшийся под руку паровоз, и лишь изредка котел его обкладывали мешками с песком. …. Поначалу бронепоезда, даже изготовленные на крупных заводах, отличались явным примитивизмом. Бронеплощадки (а именно их конструкция и характеризует степень совершенства самих бронепоездов) представляли собой вариации на тему: бронеказемат, занимающий примерно три четверти платформы, и на оставшейся площади — упрощенный барбет с тумбовой установкой орудия, нередко с отрезанной хоботовой частью лафета. Подчас на орудии отсутствовал даже штатный щит. Кстати, в боях под Царицыном участвовали именно такие бронепоезда …. К числу поставщиков подобных конструкций принадлежил Брянский завод в Екатеринославе, где их строительство проходило под руководством М. Числова и В. Марочкина. Один из бронепоездов — № 59 имени Свердлова — направили на помощь юзовским шахтерам, три — в Поволжье. Первый, укомплектованный рабочими Екатеринославских железнодорожных мастерских, под командованием В. Зуна принял боевое крещение 1 мая 1919 года в районе станции Юзовка у Наклонного рудника. Бронепоезд лобовой атакой поддержал фланговый удар пехоты и разгромил батальон противника. Летом 1919 года с группой бронепоездов, прикрывая отход полевых частей, он одним из последних проследовал через Харьков, ушел на линию Белгород — Курск и, попав там в ловушку, был взорван своей командой на станции Лосево. … Значительный объем работ выполнили рабочие предприятий Царицына. С сентября 1918 по февраль 1919 года Царицынский орудийный завод Русского акционерного общества артиллерийских заводов отремонтировал 81 бронепоезд (учитывая восстановление неоднократно поврежденных) и совместно с заводом ДЮМО, который занимался бронировкой платформ, построил еще 7. Царицынские бронепоезда так называемой Хлебниковской конструкции, приближались к пределу доступного в те годы совершенства. Они включали две четырехосные двухбашенные площадки, вооруженные трехдюймовыми полевыми пушками образца 1902 года, установленными в круглых вращающихся на железных поддонах башнях двухслойной бронировки (24-мм сталистое железо) с пружинной (рессорной) прослойкой; но большой вес площадок (около 80 т) не допускал движения по слабому полотну и легким мостам.
…
Много сил восстановлению бронепоездов отдавали рабочие Ижорского адмиралтейского и механического завода в Колпине. Всего через него прошло около 40 поврежденных бронепоездов. В 1918 году здесь собрали первый поезд собственной конструкции, в следующем году дали армии еще 6. Основу программы составляли бронепоезда, оснащенные трехдюймовыми «противоаэропланными» орудиями Путиловского завода. В центре четырехосной платформы устраивался пулеметный каземат, выполненный из однослойной брони, имеющий по 4 станковых пулемета на борт; а на каждом ее конце открыто размещались зенитка, защищенная откидными экранами. Подобное компоновочное решение характерно дли бронепоездов ижорской и путиловской постройки. На заводе разработали и 2-орудийную площадку казематного типа. Недостаток ее заключался в том, что для любого из орудий, оказавшегося при формировании поезда обращенным своим стволом в сторону состава, обстрел по горизонту определялся только боковыми секторами. Иную картину представляла двухбашенная площадка бронепоезда № 87, допускавшая одновременную стрельбу орудий в направлении продольной оси состава, для чего одна из башен устанавливалась на более высоком подбашенном барабане. Характерной особенностью всех бронеплощадок, построенных ижорцами, являлось однотипное решение бронезащиты ходовой части. Столь же стереотипно выглядели клиновидные бронепаровозы. Примерно та же история, что и с московским бронетрамваем, произошла и с первым советским бронепоездом, изготовленном на Путиловском заводе для борьбы с войсками Краснова-Керенского. Бронепоезд (правда, было бы правомерней назвать его блиндпоездом) представлял собой две угольные платформы «Фокс-Арбель» типовой бронировки, вооруженные "противоаэропланными" орудиями. Аналогичные бронеплошадки входили в состав железнодорожных зенитных батарей Путиловского "Стально артиллерийского дивизиона". В качестве тяги использовался паровоз серии Ч.
…..
В те же октябрьские дни 1917 года, когда путиловские рабочие достраивали свой бронепоезд, солдаты 10-го железнодорожного батальона старой армии, дислоцированного в Минске, добровольно перешли иа сторону Советской власти и сформировали «Минский коммунистический бронепоезд имени Ленина". Судя по фотодокументам, в его состав входили два однотипных блиндвагона с многочисленными вннтовочными бойцами, один из которых имел раздвижную торцевую стенку, обеспечивающую стрельбу из 78-мм полевой пушки вдоль железной дороги, и одну площадку с зенитными орудиями, подобную бронеплощадкам «Стального артдивизиона», но с откидными экранами большого размера вместо узких откидных панелей.
…….
Пожалуй, самым известным бронепоездом в истории гражданской войны стал № 6 «Путиловцы" имени тов. Ленина, ведущий свою "родословную" от железнодорожной батареи Путиловского артиллерийского "Стального дивизиона". В июле 1918 года батарея отличилась в боях при подавлении Ярославского мятежа, после чего была выведена на ремонт в Нижний Новгород. Там на ее основе и сформировали новый бронепоезд. Его облик характеризует ряд особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание доставшийся от старой армии бронепаровоз, судя по всему, ранее входивший в состав «Минского коммунистического бронепоезда имени В. И. Ленина". Он оказался на Сормовском заводе из-за повреждений, полученных в боях на Восточном фронте. Интересно то, что бронировка скрывала пассажирский паровоз серии Я осевой формулы 1-3-0 — случай крайне редкий, если не единственный в своем роде. Боевая часть включала две легкие сормовские бронеплощадки с 76-мм зенитными пушками, но с особой, нетрадиционной для завода защитой ходовых тележек — сплошными неподвижыми экранами с дверцами для доступа к буксам. На усиленной платформе монтировались бронекузов (каземат) и две концевые орудийные башни. Конструктивно остов каземата составлял каркас, выполненный из углового проката. Бронировка — два слоя высокосортной твердой стали с прокладкой из прокрашенной древесины. Квадратные бронелисты внутреннего слоя крепились к каркасу, наружные — к внутренним с помощью винтов. Пол был усилен 5-6-мм броней. Орудийная башня состояла из нижней неподвижной аст и турели. Повторный механизм позволял развернуть турель на 360 градусов за 40 с. Зенитные орудии устанавливались на штатных станках, а бронеплощадкн вооружались полевыми пушками на тумбовых станках сормовского или брянского типа. Очень удачным и крайне распространённым вариантом стали бронепоезда на базе американских вагонов-годол (угольных полувагонов). Подробно с их конструкцией можно ознакомиться здесь: http://vvs2058.ucoz.ru/publ/samodelnye_bronepoezda/3-1-0-236 Американский металлический вагон-гондола (угольный полувагон), российской сборки (Владивостокских железнодоророжных мастерских) 1915-1917 г.г., использованный большевиками при постройке импровизированного бронепоезда.
Я от себя добавлю о двух наиболее экзотических "бронепоездах". О хлопковом и жестяном. Как вы думаете, где мог появиться хлопковый бронепоезд? Правильно, только в Туркестане. В 1918 г. отрезанный от внешнего мира Туркестан варился в собственном соку. Воевали Ташкентский Совет большевиков и Ашхабадский Совет эсеров, поддерживавшийся англичанами, коих эсеры пригласили сдержать немцев и турок. Немцев и турок англичане не сдержали (Баку были ими таки взят), но помогали эсерам оружием и деньгами. Силы англичан насчитывали 180 сабель из 28-го легкокавалерийского полка, 450 штыков (120 из 14 Гемпширского полка и 330 из 19-го Пенджабского), а также 2 орудия. Силы Ашхабадского Совета — 350 сабель (50 русских и 300 туркменов), 1150 штыков (1000 русских и 150 туркменов), 7 орудий. Красные имели почти 9000 тысяч человек, часть которых составляли австрийские интернационалисты (военопленных в Ташкенте было более 40 000). Обе стороны имели по аэроплану. Но главным оружием были бронепоезда. Так как вести войну в песках невозможно, борьба велась вдоль линии железной дороги. Ашхабадский Совет с интервентами имел 2 или 3 самодельнхй поезда. Краткие описания их сохранились. Капитан Юлот, офицер 28-го легкокавалерийского полка, так описывает поезд №1: «Он состоял из двух платформ, прицепленных впереди поезда и нагруженных железнодорожным металлом (очевидно, англичанин имел в виду рельсы), для того, чтобы приводить в действие мины (?) до того, как локомотив достигал бы их; за ними следовала бронированная платформа с полевым орудием. В связи с тем, что на дороге не было тоннелей, высота установок не имела значения. Следующим следовал пассажирский вагон, на крыше которого был сооружен бронированный командный пост с двумя пулеметами, из которого командир руководил огнем и локомотивом путем подачи сигналов. За ним следовал мощный бронированный локомотив; сразу же за ним следовал бронированный пассажирский вагон. Он служил отсеком для команды. Замыкающей, исключая два вагона за ней, была платформа с гаубицей».
По словам Блекера, одного из интервентов, «ни по конструкции, ни по тактическому использованию эти поезда не были похожи на бронированные поезда 1900 или 1901 года в Южной Африке, или на тяжелые орудия на железнодорожных платформах на Западном фронте. Это была помесь этих двух видов». Бронировали поезда железком, хлопком, а то и тем и другим. Красные имели три поезда с более мощными пушками. Но главный их эрзац был в другом — если англичане контролировали уголь и нефть, то у Ташкента не было даже дров на поезда. Поэтому большевики пускали на топливо саксаул… и сушёную рыбу. В виду специфических условий и применение поездов было специфическим, определявшим весь характер войны — "эшелонный". Войска жили в поездах, отходя с ними на базу для ремонта и вооружения и армия просто исчезала с фронта как таковая. Командир 19-го Пенджабского полка подполковник Кноллис так описывал применение поездов: «Поезд должен был стоять за холмом, с наблюдательным постом на холме, и стрелять из-за холма. Кроме того, локомотив должен «дышать» — поэтому он делал это как кит, выкидывая огромные клубы пара в интервалах между движениями вперед или назад, чтобы быть вне опасности, когда враг стрелял, ориентируясь на клубы дыма. Если бы бронепоезд противника был достаточно отважным для того, чтобы высунуться из-за угла, он был бы в пределах короткой дистанции и в очень неудачной позиции, потому как другой поезд его уже поджидал».
Бои завершились успехом красных. Летом 1919 англичане оставили район, и к Ташкенту подошла РККА. В завершение о эрзацах в этом регионе стоит отметить, что обе стороны применяли традиционное туркменское оружие, в том числе и копья. Более подробно здесь:
Далее. Были ли на фронте Гражданской фанерные броневики — истории точно не известно. А вот жестяные бронепоезда — были. Их использовал знаменитый атаман Григорьев — командарм, авантюрист, красный и зелёный батька; о нем разговор сам по себе особый. Появились эти "бронепоезда", когда потребовалась артиллерия против войск противника в районе Одессы — французов, греков, румын и пр. По сути, представляли они из себя обычные железнодорожные платформы, обитые жестью. От чего они защищали? От ветра.
Цитата: «То были обыкновенные вагоны-платформы с установленными на них пушками и пулемётами. К платформам были прибиты листы жести, которые больше защищали от ветра, чем от пуль и пушечных снарядов. Всё же люди чувствовали себя за этой жестью в настоящем бронепоезде. Всего этих «бронепоездов» мы имели тринадцать».
Тютюник Ю.И. В борьбе против оккупантов.//Чёрная книга: Сборник статей и материалов по интервенции Антанты на Украине в 1918–1919 гг./Всеукраинское о-во содействия жертвам интервенции. – Екатеринослав, 1925. – с. 222.
Надо сказать, в своём порыве экипажи таких "бронепоездов" сильно вырывались вперёд и во время боёв подходили чуть ли не к самой Одессе. Когда Григорьев об этом узнал, он пришёл в ярость и потребовал такие фокусы прекратить. Впрочем, после того, как Григорьев объявил мятеж против большевиков, эта артиллерия быстро превратилась в обузу — бросить их было нельзя, а на железных дорогах Григорьева было легче бить.
3. САМОДЕЛЬНЫЕ КАНЛОДКИ
Аналогичная ситуация с бронепоездами была и на флоте. На речном. Не сосчитать примеров, когда из подвернувшихся под руку пароходов, лодок, баркасов, яхт и пр. делали путем установки пулемётов и орудий импровизированный канонерки. Самой известной является, конечно, воложский пароход "Ваня-коммунист". А наиболее солидна в 1918 году выглядела Байкальская флотилия красных на Прибайкальском фронте под командованием "красного адмирала" Л.М.Власова: ледокол "Байкал" (одна 6-дюймовая мортира с 11 снарядами), ледокол "Ангара" (два трехдюймовых орудия и 4 станковых пулемета) и (пароход "Кругобайкалец" — 1 пулемет). Впрочем, такую широкую тему охватить невозможно. Перейдём к авиации.
4. САМОДЕЛЬНЫЕ АЭРОПЛАНЫ
Самодельный аэроплан сделать сложнее, чем канонерку или бронепоезд. Требуются специальные знания и технические возможности. Тем не менее, подобные примеры известны. В сотне километров к северу от Кургана, на аэродроме у станции Вагай под Ялуторовском размещались 3-й и 14-й Сибирские авиаотряды. В первом из них насчитывалось пять французских «Сопвичей», «Ньюпор-17», а также самолет, обозначенный в документах, как «Попов-VII». С большим трудом удалось выяснить, что эта уникальная машина, не отмеченная ни в каких справочниках и энциклопедиях, была собрана из частей различных списанных самолетов колчаковским авиамехаником Поповым в мастерских Курганской летной школы. К сожалению, из-за отсутствия чертежей и фотографий мы не можем даже отдаленно представить, как выглядел этот аппарат. Более того, его порядковый номер говорит о существовании других, более ранних самолетов Попова, но о них не сохранилось никаких упоминаний. ….
Тщательно изучив возможности заводов Урала и Сибири, Отдел воздушного флота пришел к неутешительному выводу, что на местное производство самолетов и тем более – авиадвигателей рассчитывать не приходится. Правда, надо отметить, что одна попытка такого рода все же была предпринята. Талантливый авиамеханик И.И. Диль сумел построить в Центральных авиационных мастерских колчаковской армии (ЦАМ) оригинальный двухместный истребитель собственной конструкции. Особенностью этого самолета был изменяемый в полете угол атаки бипланной коробки. По замыслу автора, увеличение угла атаки улучшало скороподъемность, а уменьшение – давало прирост скорости. Летом 1919-го прапорщик Рождественский испытал машину, отметив хорошие летные данные. В сентябре ЦАМу был дан заказ на 10 экземпляров истребителя, но на его выполнение уже не хватило времени. Ни один серийный образец так и не успели закончить, а судьба опытной машины неизвестна. В 1920 году Диль эмигрировал в Китай, а оттуда – в Америку.
…
Прекращение загранпоставок побудило белогвардейцев к выпуску аэропланов своими силами. Инженер завода «Анатра» Дмитрий Федоров спроектировал и построил в мастерских симферопольского авиапарка весьма удачный двухместный разведчик ДФ-1 с мощным 280-сильным мотором «Майбах». Расчетная дальность полета составляла более 1000 км! Планировалось начать серийное производство машины, но по многим причинам (прежде всего, из-за нехватки двигателей) эти планы так и остались на бумаге. Кстати, известный автор В.Б. Шавров в своей книге «История конструкций самолетов в СССР» писал, что Федоров начал постройку аэроплана в ноябре 1920-го, то есть уже после эвакуации врангелевцев из Крыма. Но данные опроса перебежавшего в начале октября к большевикам авиационного фотографа Овцына свидетельствуют о том, что ДФ-1 был построен и готов к полетам задолго до этого.
Пример, как и все ниже, что о авиации, взят из книги М.Хайруллина и В.Кондратьева "Военлеты погибшей империи". Кроме того там описаны многочисленнийшие случаи, когда из-за изношенности аппаратов и нехватки запчастей лётчики применяли всевозможнейшие ухищрения: меняли моторы, шасси и обшивку, делали из нескольких машин одну, ставили на заграничные "Дэ Хеввиленды" винты для 240-сильных двигателей Сидли "Пума", отпилив концы лопастей, даже провода бывали самодельные, из неизолированной железной проволоки. Тяжелей всего пришлось красным авиаторам Туркестана — у них не было резервов. Поэтому им приходилось постоянно рвущиеся амортизаторные жгуты по много раз связывать узлами, организовывать кустарное производство винтов в… ташкентских мебельных мастерских, обшивать крылья бязью, из которой делалось постельное бельё… А из-за недостатка бомб применять… Хм. Впрочем, это следующий пункт.
5. АВИАБОЕПРИПАСЫ
Из-за недостатка держателей для бомб в Граждансую нормой стало, когда лётчик выбрасывал бомбы из кабины вручную. Временами это кончалось трагически. Временами и бомб не было. Приходилось применять другие боеприпасы. Так, вышеупомянутые туркестанские лётчики вместо бомб кидали трех- или шестидюймовые фугасные снаряды с приделанными стабилизаторами. На деле снаряды или не взрывались или взрывались глубоко в земле. Но выбирать было не из чего. Белым было ненамного лучше. Так, колчаковские лётчики сбрасывали сорокафунтовые шестовые мины от миномета Лихонина.
По этому поводу стоит обратиться к сохранившемуся в архивах интересному предложению капитана Куликовского, в котором он предлагал приспособить под авиабомбу вообще любой фугасный снаряд.
Журнал №72 Технической части колчаковского ГАУ от 16 апреля 1919г. по поводу предложения Капитана Куликовского «О способе приспособления 3дм, 42лин. и 48лин. гаубичных снарядов для бросания с аэропланов», утвержденный ген-майором Костиным:
«…Капитан Куликовский предлагает следующий способ превращения любого фугасного снаряда, снаряженного со взрывателями 3ГТ и 4ГТ, в аэропланную бомбу. На снаряд до упора в ведущий поясок надевается железное кольцо, которому припаяны 4 направляющих крыла стабилизатора. Концы крыльев втягиваются позади проволокой. При таком устройстве центр тяжести системы находится близ головной части снаряда и снаряд, сброшенный с аэроплана головной частью вниз, скоро начинает падать совершенно вертикально, и в таком положении достигает земли…..
Принимая во внимание, <…> ту крайнюю нужду, которая ощущается в настоящее время в аэропланных бомбах, Техническая часть полагает, что предложение Капитана Куликовского заслуживает внимания и должно быть использовано….»
Но довольно оригинальными боеприпасами Гражданской стали "стрелы", на которых остановимся подробнее. Стрелы представляли из себя заостренные стержни длиной 10 – 20 см с продольными проточками в хвостовой части, игравшими роль стабилизатора. Они применялись немецкой авиацией в Первую Мировую, но от низ быстро отказались из-за неэффективности. А в Гражданской, когда речь зачастую велась о моральном эффекте, они пригодились. "Стрелы высыпали из специального деревянного ящика или просто из мешка на скопления живой силы неприятеля. Такая стрела, сброшенная с большой высоты, теоретически могла пробить насквозь всадника вместе с конем, но вероятность попадания была гораздо ниже, чем при использовании осколочных бомб или стрельбе из пулемета. Однако моральное воздействие «стального дождя», особенно на неустойчивую и малограмотную солдатскую массу из мобилизованных крестьян, бывало довольно сильным. Поэтому, столь примитивное оружие, вышедшее из употребления на фронтах Первой мировой войны еще в 1915 году, использовалось красной авиацией вплоть до конца 1921-го. Летом 1919-го стрелы иногда применялись для своеобразного «минирования» дорог. Дело в том, что падая с определенной высоты, стрела уходит в землю не полностью. Над поверхностью остается ее хвостовая часть высотой 5 – 10 см, в зависимости от плотности грунта. Дороги, «засеянные» подобным образом, оказывались почти непроходимыми для конницы. Лошади калечили копыта, ступая на торчащие из земли железные стержни. Белогвардейским всадникам приходилось спешиваться и либо выдергивать их, либо, наоборот, заколачивать до конца чем придется под руку. Надо ли говорить, насколько это снижало темпы передвижения. Существовала еще одна, более редкая разновидность стрел, так называемые «бомбочки» конструкции В.Л. Слесарева. «Бомбочка» представляла собой свинцовый грузик каплевидной формы размером с палец, снабженный жестяным стабилизатором. Внешне он действительно напоминал маленькую игрушечную авиабомбу. Такие «игрушки» за счет своего веса пробивали даже крыши домов и палубные доски волжских пароходов. «Бомбочки» (возможно, трофейные) иногда применяла и белая авиация". Ну, и наконец, лётчики летчики 8-й армии придумали сбрасывать на противника просверленные бидоны из-под бензина и консервные банки с продырявленным дном. Они издавали при падении жуткий вой, вызывавший панику среди конников. Особенно эффективным это оказалось в сочетании с мелкими осколочными бомбочками. Так был ликвидирован наметившийся прорыв белоказачьей кавалерии у Боброва. При этом отличились летчики Шнель, Жемчужин и Петренко. Наконец, доходило до анекдотических случаев. При форсировании красными реки Белой в июне 1919 г. экипаж "Бикодрона" 29-го авиаотряда нагрузил машину 4-мя пудами обломков рельс и булыжника! Летнаб Гесслер сбрасывал их над головами противника и утверждал, что добился немалого психологического эффекта. И в завершение темы авиации.
6. АЭРОСТАТ-ПОЗИЦИЯ
"8-го июня [1920] был отмечен уникальный эпизод, когда большевики использовали в качестве летающей огневой точки… аэростат, буксируемый автолебедкой. Двое стрелков, сидевших в гондоле, обстреливали из ручных пулеметов наступающие цепи белогвардейцев. Все это закончилось метким шрапнельным выстрелом врангелевской зенитки, разорвавшим баллон в клочья".
7. БРОНЕТРАКТОРА
Итак, вернувшись к теме брони. Кратко о самодельных бронетракторах ВСЮР из известной статьи Коломийца: В начале 1919 г. деникинцы начали делать свои бронетрактора на базе Ревельского завода и завода Судосталь в Новороссийске.. Бронировали прибывшие из Англии трактора "Холт", "Буллок-Ломбард "(в документах красных проходят как "Висконсин" — по названию штата в США, где находился завод-изготовитель), "Рустон" и "Клейтон", которые были раньше армейскими тягачами. Два "Буллок-Ломбарда" под названиями "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай" вошли в н.февраля 1919 г. в состав 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии. Машины были удачными. Правда, в к.1919 они достались красным. Но машина "Астраханец" с Ревельского завода, отправленная в апреле на фронт Донской армии, получилась неудачной: башни не вертелись, вода в радиаторе кипела, два пулемета вышли мертвыми.
8. САМОДЕЛЬНЫЕ САУ
Кроме того, белые использовали своеобразные самодельные САУ. Они представляли собой морские орудия калибром до 120-мм, установленные за броневым щитом на платформе тракторов. Изготовление таких машин велось на заводе Неф-Вильде в Таганроге, но судя по всему, было построено всего несколько штук. Организационно такие самодельные САУ входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказской армии. Весной 1920 года в ходе боев на Кубани весь состав дивизиона попал в руки красных. Трофейные машины передали в 34-й сводный тяжелый гаубичный дивизион 9-й Кубанской Красной Армии. Во время боев с десантом генерала Улагая на Кубани, красные использовали одну "бронетракторную батарею", потерянную в районе станции 1 Ново-Джерелиевской 18 августа 1920 года. Хочу заметить также, что обычной в те годы была практика переноса морских судов на сушу и бронепоезда, и наоборот, полевых орудий на пароходы. В завершение темы брони.
9. НЕПОДВИЖНЫЕ БРОНЕВИКИ
В первые годы появилась практика (особенно на Восточном фронте) устанавливать броневики с пулемётами на железнодрожные платформы и использовать их как подвижную укреплённую боевую точку. Дёшево и сердито. Одновременно нередки были случаи, когда вышедшие из строя броневики устанавливали в качестве пулемётной позиции на городах во время уличных боёв. Это касается, к примеру, Октябрьского восстания в Петрограде, когда у броневика юнкеров Зимнего дворца заглох мотор и он стоял посреди площади, а также всяких других восстаний (например, во время восстания унтер-офицеров в Борисоглебске в 1918 неисправны броневик использовали точно так же красные).
10.САМОДЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ПАРТИЗАН
По сути, всё оружие партизан было вначале эрзацом. Что оно из себя представляло, все знают: вилы, сабли из кос, самодельные пики (бывало, из переделанных штыков), самодельные пистолеты, самодельные пушки из железных труб или древесных стволов, а также оригинальная придумка — трещотка вместо пулемёта. Появилась она, по логике, из аналогичных трещоток сибирских охотников для облав на зверя. Но, что интересно, одно из первых упоминаний о таких трещотках встречается в сводке по 3-й армии, в которой сообщалось о действиях "кулацких банд" на границе с восставшим Ижевско-Воткинским районом. Плюс аналогичные трещотки почему-то были у восставших казаков на Дону (плюс — их самодельные пули из свинца; "Тихий Дон" все читали…). Выглядели трещотки примерно так: Что касается пушек, то они были довольно разные: от простых труб, в которые заталкивали куски металла с порохом до прям-таки "изделий". Не имея возможности подробно остановиться на этом вопросе (скорее всего, посвящу этому отдельный пост), лишь дам краткие описания таких пушек: http://www.artillery-museum.ru/schema-4.htmlВ зале имеется весьма интересный экспонат — самодельная 50-мм гладкоствольная пушка, применявшаяся уральскими красными партизанами в боях с белогвардейцами. Пушка дульнозарядная с ударно-капсюльным механизмом куркового типа, стреляла каменными ядрами или «дробом» на дальность до 250 м. Одна из наиболее технологичных самодельных пушек того времени, судя по всему. Обычно они выглядели вот так: Начало октября 1919 года, партизанская армия Третьяка: "Свой отдых от боевых действий партизаны тоже проводили за делом. Кто как мог старался укрепить боеспособность своей части. Мало-бащелакский партизан, слесарь тов.Стрельников, которому помогали и другие, сделал в кузнице пушку из обреза железной трубы. Штаб дивизии решил посмотреть, как будет стрелять сделанная ими пушка. На ровной площадке, против горы, куда должен был лететь снаряд на укрепленных железныхкозлах лежал метра полтора длиной и вершка четыре толщиной, железный обрез, натуго и крепко сжатый несколькими железными кольцами, чтобы его при выстрелах не разорвало. Отверстие внутреннего прохода было небольшое. Изобретатель тов.Стрельников разными железными обрезками и гвоздями начал натуго набивать внутреннее отверстие, потом засыпал порцию пороха, хорошенько заделал и зажёг ведущий к пороху небольшой фитиль. Опасаясь несчастного случая, мы отошли сажени на две. Раздался оглушительный выстрел, эхо от которого далеко раскатилось по горам.Вместе со снарядом сажени на две вперёд отбросило и самую пушку. После выстрела партизаны пошли на гору смотреть, куда девались железные обрезки и гвозди, которыми тов.Стрельников зарядил свою самодельную пушку. Оказалось, что многие обрезки и гвозди, пролетевши более шести сот шагов, плотно впились в ствол дерева".
И.Я.Третьяк, "Партизанское движение в Горном Алтае". Новосибирск, 1933 г.
А вот из дерева:
«…Таежные партизаны Сибири и Дальнего Востока в годы японской интервенции на Дальнем Востоке, уходя в тайгу, создавали собственную артиллерию. В долгую ночь партизану-кузнецу Котову пришла в голову смелая мысль: сделать самим пушку, деревянную, большую, оббить ее железными обручами. Срубили большую лиственницу, отрезали длинный кусок для «тела орудия». Инструментов не было. Долбить било нечем. Придумали выжечь сердцевину раскаленной железкой. Выжигали у костра, насквозь не прожигали. «Затвора то нету». На лыжах один партизан, крадучись, добрался в свою деревню. Там весь день в кузне ковали толстые, крепкие обручи на пушку, чтобы ее не разорвало от выстрела. На следующую ночь партизан с обручами примчался обратно в лагерь. Так выдолбили из лиственницы три пушки. Нехватало терпения у партизан. Хотелось скорее итти на белых. Быстро набили обручи. Прикрепили пушку к саням. Стали ждать ночи. Порох зашили в мешочки и этими мешочками зарядили деревянные пушки. Вместо снарядов забили ствол кусками железа. Молча, бесшумно подошли к селу, занятому белыми. Установили пушки у самого селя. Громыxнули пушки одна за одной». Затем белые услышали не только артиллерийскую канонаду, но и пулеметную стрельбу. У партизан не было пулеметов. Большие деревянные трещотки заменяли им пулеметы. Бой был короткий. Белых разбили на голову».
М. Шехтер, «Русской артиллерии 550 лет. Историческая справка», Госполитиздат при СНК УССР под редакцией комбрига Н.Д. Яковлева. 1939 г.
Также в Сибири изредка использовали пушки времен ХVIII века. Наиболее известный случай — применение красногвардейцами Барнаула на Черепановском фронте трёх пушек-мортир против наступающего эшелона чехословаков. Первый выстрел был самым удачным: кусок металла из пушек сбил паровозную трубу! Правда, потом одна из пушек разорвалась и от них отказались. Так же роговские партизаны после захвата Кузнецка (и страшного погрома, к слову), взяли две пушки из крепости, чтобы сбить колокольню в Тогуле — с неё роговцев поливали свинцом два белых пулемётчика. Одну утопили в речке, а вторая так в Тогуле и осталась. Стоит как памятник Гражданской войне. Пулеметчиков роговцы "сняли" атакой при поддержке пулемётной команды И.Дрожжкина. Также пару раз в документах о восстания в Сибири в 1920 попадалось, что у "белобандитов" были "кремнёвки" — очевидно, кремневые ружья.
11. ПОДВИЖНЫЕ ПУЛЕМЁТЫ
Самым известным эрзацем является, безусловно, пулемётные тачанки. Еще в ходе Первой мировой войны в кавалерии, не довольствуясь перевозкой пулеметов в седельных вьюках, требующей время на снятие и сборку, перевозили их на тачанках. Ходят слухи, что первым начал стрелять с тачанки в 1916 г. будущий белоказак Шкуро. Так или иначе, тачанки как подвижные пулемётные станки оказались наиболее удачной оружйной находкой всей Гражданской войны. Однако собственно тачанками нестандартное применение пулеметов не ограничилось. Собственно, кроме знаменитых тачанок как подвижной пулемётной точки, использовались и менее удобные для этой цели автомобили. Причем и красными, и белыми. Понятно, что это — продолжение практики Первой Мировой. Приведу пару цитат о красных, так как эти примеры более наглядны. Наиболее известными грузовиками такого рода являются грузовики автоотряда при ВЦИК им.Свердлова, позже отправленные на фронт: "В 1920 г. во время боев с белоказаками под Ростовом-на-Дону в районе хутора Волошин частям Первой конной армии преградила путь артиллерийская батарея противника. Тогда в бой ввели несколько грузовиков автобронеотряда им. Я.М.Свердлова, в кузовах которых было установлено по два пулемета «Максим». Перед экипажами двух машин была поставлена задача — разгромить артиллерийскую батарею, мешавшую продвижению войск. Автомобили, водителями которых были Е. Архипов и С. Пискунов, на максимальной скорости ворвались в расположение батареи врага и пулеметным огнем артиллерийские расчеты были практически мгновенно уничтожены. Успех автомобилистов помог общему наступлению Моторизованные «стрелково-пулеметные» отряды появлялись на протяжении всей Гражданской войны, где для этого имелся транспорт. А в ходе советско-польской войны возможности такого отряда продемонстрировал польский налет на Ковель 12–13 сентября 1920 г., в котором участвовали 45 грузовиков с пехотой и пулеметами. Главком С.С. Каменев в 1922 году писал: «Мы видели в минувшем периоде Гражданской войны неоднократное использование конницей… грузовиков, вооруженных пулеметами. Врангелевская же конница в этих случаях пользовалась даже легкими автомобилями, также вооруженными одним или двумя пулеметами»." Также в то время существовало такое явление как "автопулемёт" — автомобиль с закрепленным пулеметом спереди, сзади, а то одновремено и спереди и сзади автомобиля. Применялись они в основном частями ЧОН в наале 20-х в борьбе против банд.
"Идея вооружения пулеметом обычного автомобиля была давно известна — еще в 1889 г. в США полковник Р.П. Дэвидсон предложил поставить пулемет «Кольт» с бронещитом на четырехместный автомобиль. Британский энтузиаст Ф.Р. Симе в 1900 году разработал установку пулемета «Максим» на одноместный квадроцикл. В это же время русскому военному ведомству подобную машину предлагал инженер Б.Г. Луцкой. Установку пулеметов на автомобили учебной автороты планировали в России в 1911 году. Хотя в России автомобилей, как известно, было мало (на середину 1918 года — около 6,6 тыс., в Германии в это время только в рейхсвере их насчитывалось около 60 тыс.), да и дороги в основном были плохи, вооруженные автомобили нашли применение в Гражданской войне".http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/136400/Fedoseev_-_Pulemety_russkoii_armii_v_boyu.html
Это был всё С.Федосеев, "Пулемёты русской армии в бою".
А уж случаев, когда на первых порах, в 1918-19 командиры ездили по фронту на автомобилях с пулемётами — на крайний пожарный или даже специально для рейдов по территории противника — не сосчитать! Вот типичный эрзац такого рода:
"Выручил вовремя подоспевший к месту боя импровизированный броневик, сооруженный изобретательным механиком Иёном Лещенко. Старенький, обшарпанный автомобиль «мерседес» вынырнул из лощинки и, развернувшись под носом противника, открыл огонь по атакующей коннице. Эффект оказался поразительным: кавалеристы, приняв весьма странное сооружение за грозный броневик, резко осадили коней и бросились врассыпную. История этой машины относится ко времени нашего отхода из Каменской. Фанатически влюбленный в технику, Лещенко ни за что не хотел расстаться с автомобилем, вернее, с его останками. Измятый, исковерканный кузов, разбитый мотор — вот все, что сохранилось от прежнего «мерседеса». Но надеяться на лучшее не приходилось, и Лещенко задумал восстановить машину во что бы то ни стало. Привязав ее к арбе, запряженной парой волов, водитель толкал этот жалкий скелет от Каменской до Морозовской, где и собрал его с грехом пополам. Правда, не хватало одного колеса. Находчивый Лещенко и тут вышел из положения — сшил из кожи подобие круга, набил его шерстью, тряпьем и — колесо готово! На заднем сидении соорудили дощатый помост, на нем закрепили пулемет, положили ящики для лент, а сверху (чтобы не особенно допекало солнце) натянули парусиновый тент. И вот это неуклюжее на вид сооружение, оставляя за собой густо-сизый след дыма и пыли, покатило за отходившими войсками. Скорость его не ахти какая, защиты [139] от пуль, осколков — никакой, зато уж сектор обстрела превосходный — тело пулемета вращалось по круговой, и это позволяло сеять свинцом на все четыре стороны. А то, что неказист на вид, сбит из дерева и накрыт холстом — неважно. Ведь противнику все равно не видно издалека".
Толмачев И. П. В степях донских. — М.: Воениздат, 1959.
Ну, и наконец, из арсенала Первой Мировой пригодились мотоциклы с пулемётами.
Также попытки приспособить максимы для зенитной стрельбы с помощью всяких станков, лежания на земле и пр. логично завершились зенитными тачанками.
12.ВИНТОВКА А.ШЕРИПОВА Очень странное свидетельство есть о винтовке знаменитого чеченского коммуниста, командира Чеченской Красной Армии Шерипова. "В этот день был убит Шерипов Асланбек. Его родственник показал мне винтовку Асланбека, с пристроенным магазином для 25 патронов. Я впервые видел такую русскую винтовку". http://www.ingushetia.org/history/vladikavkaz/34.html И всё. Что за винтовка, чего, как — ни слова. Одно из двух — либо ШЕрипов ухитрился раздобыть где-то автомат Фёдорова, и тогда чеченские боевики на Кавказе появились раньше, чем мы думаем :), либо Шерипов нашёл где-то в ауле кузнеца, оказавшегося оружейным гением, и который ухитрился перебить ему мосинку под 25 патронов, что из области фантастики. И, наконец, два наиболее удачных для тех времён примера.
13.БЕРДАНКА-ГРАНАТОМЁТ Во время Пепеляевского рейда в Якутии (1923 г.) Сибирская дружина поймала в ловушку отряд И.Строда, который был вынужден обороняться в маленьком якутском стойбище Сасыл-Сасыы без резервов и подмоги. Стремясь защититься, бойцы Строда сделали сделали защиту штаба и окопы из кизяка — его не пробивали пули. Тогда пепеляевцы попробовали применить гранаты. "22 ночью были брошены нами 8 пробных гранат из бердан, но недолёт. Командующий Дружиной приказал на участках вынести окопы возможно больше вперёд, заготовить побольше гранат и произвести 26-го гранатную атаку (Гранаты привинчивались к шомполам из выпускались из берданок)". Е.К.Вишневский, "Аргонавты белой мечты", Харбин, 1933 год, стр. 118. Особо не помогло, судя по всему.
Надо сказать, что впервые таким образом придумали стрелять гранатами ещё в русско-японскую — в Порт-Артуре 1904 года. Гранат там хватало, и ими стали стрелять из винтовок. В целом оружие было малоэффективное, но во время наиболее удычных выстрелов гранаты летали до 50 метров.
Кстати, в той ж русско-японской придумали гранатного змея — обычный воздушный змей с гирляндой гранат подводился над нужным местом, после чего хозяин дёргал за вторую веревочку, узел гранат развязывался и те падали вниз. Таковй вот змей-бомбардировщик.
14.ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СНАРЯДЫ
Во всех подробностях рассказывается тут: http://www.kurgangen.org/local-finding/grajdanskaya/pesyaniy/ Краткий пересказ сюжета. 17 сентября 1919 года в Курганском уезде под д.Песьяновкой белые войска штурмовали красную позицию. Красные явно уступали, а Ленинская батарея, поддерживавшая их своим огнём, работала на пределе. Наконец в решающий момент закончились снаряды. Что делать? Командир батареи, старый артиллерист Серебряков решил от отчаяния стрелять зажигательными. Эти снаряды при разрыве заливали всё вокруг воспламеняющейся жидкостью и использование таких снарядов против живой силы противника никогда раньше даже не рассматривалось. Опыт неожиданно получился удачным. Горящая жидкость заливала белых солдат, кони, обезумевшие от огня на своей шкуре, носились по полю, сбивая всех вокруг, поднялась паника и победа досталась красным. "В 20-е годы, на этот случай, обратили внимание военные специалисты. Пример необычного, но чрезвычайно удачного решения, был описан в специальном военном журнале «Красная артиллерия». Вошел он и в многотомные учебники, по истории отечественной артиллерии. Не исключено, что этим примером, могли руководствоваться и конструкторы отечественного огнеметного оружия, создавшие аппараты нового типа — не выплескивающие на противника огненную струю, как в годы Первой мировой войны, а посылающие вперед смертоносный заряд, начиненный горючим веществом". На этом я и заканчиваю краткий обзор основных и известных на данный момент эрзац-вооружений Гражданской войны. Нетрудно заметить, что, как правило, они несут моральное воздействие на противника и абсолютно непригодны в более-менее профессиональной войне.