«Советский Союз мог бы просуществовать 113 лет,если б ему не мешали, и 205 – если бы помогали».
Только речь пойдет не на тему Союза Совестких Социалистических Республик, а о Союзе Советских Суверенных Республик (или ССГ)
"…Союз Суверенных Государств, ССГ — несостоявшийся союз государств из краев и республик бывшего СССР.
В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовали за сохранение и обновление СССР большинство населения — за исключением шести республик (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые отказались проводить референдум на своей территории, т.к. ранее объявили о независимости или о переходе к независимости согласно результатам ранее прошедших в них референдумов о независимости.
На основе концепции референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках т. н. ново-огарёвского процесса весной-летом 1991 был разработан проект по заключению нового союза — Союза Советских Суверенных Республик (СССР, Союз ССР, Союз Суверенных Государств) как мягкой, децентрализованной федерации…"
I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Каждая республика – участник Договора, является суверенным государством. Союз Советских Суверенных Республик (СССР) – суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик и осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора.
2. Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного развития всем народам, проживающим на их территории. Участники Договора будут исходить из сочетания общечеловеческих и национальных ценностей, решительно выступать против расизма, шовинизма, национализма, любых попыток ограничения прав народов.
3. Государства, образующие Союз, считают важнейшим принципом приоритет прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией ООН о правах человека, другими общепризнанными нормами международного права. Всем гражданам гарантируется возможность изучения и использования родного языка, беспрепятственный доступ к информации, свобода вероисповедания, другие политические, социально-экономические, личные права и свободы.
4. Государства, образующие Союз, видят важнейшее условие свободы и благосостояния народа и каждого человека в формировании гражданского общества. Они будут стремиться к удовлетворению потребностей людей на основе свободного выбора форм собственности и методов хозяйствования, развития общесоюзного рынка, реализации принципов социальной справедливости и защищенности.
5. Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам – участникам Договора, в состав которых входят.
Участники Договора признают общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремятся к созданию правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к тоталитаризму и произволу.
6. Государства, образующие Союз, считают одной из важнейших задач сохранение и развитие национальных традиций, государственную поддержку образования, здравоохранения, науки и культуры. Они будут содействовать интенсивному обмену и взаимообогащению гуманистическими духовными ценностями и достижениями народов Союза и всего мира.
7. Союз Советских Суверенных Республик выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права, преемника Союза Советских Социалистических Республик. Его главными целями на международной арене являются прочный мир, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения, сотрудничество государств и солидарность народов в решении глобальных проблем человечества.
Государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества. Они вправе устанавливать непосредственные дипломатические, консульские, торговые и иные связи с иностранными государствами, обмениваться с ними полномочными представительствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не ущемляя интересы каждого из союзных государств и их общие интересы, не нарушая международные обязательства Союза.
II. УСТРОЙСТВО СОЮЗА
Статья 1. Членство в Союзе
Членство государств в Союзе является добровольным.
Государства, образующие Союз, входят в него непосредственно либо в составе других государств. Это не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по Договору. Все они обладают равными правами и несут равные обязанности.
Отношения между государствами, одно из которых входит в состав другого, регулируются договорами между ними и конституцией государства, в которое оно входит.
Союз открыт для вступления в него других демократических государств, признающих Договор.
Государства, образующие Союз, сохраняют право свободного выхода из него в порядке, установленном участниками Договора и закрепленном в Конституции и законах Союза.
Статья 2. Гражданство Союза
Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза.
Граждане Союза ССР имеют равные права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией, законами и международными договорами Союза.
Статья 3. Территория Союза
Территория Союза состоит из территорий всех государств, его образующих.
Участники Договора признают границы, существующие между ними на момент подписания Договора.
Границы между государствами, образующими Союз, могут изменяться только по соглашению между ними, не нарушающему интересы других участников Договора.
Статья 4. Отношения между государствами, образующими Союз
Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются настоящим Договором, Конституцией СССР, договорами и соглашениями, не противоречащими им.
Участники Договора строят свои взаимоотношения в составе Союза на основе равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров мирными средствами, сотрудничества, взаимопомощи, добросовестного выполнения обязательств по Союзному договору и межреспубликанским соглашениям.
Государства, образующие Союз, обязуются не прибегать в отношениях между собой к силе и угрозе силой; не посягать на территориальную целостность друг друга; не допускать размещения на своей территории вооруженных формирований и военных баз иностранных государств; не заключать соглашений, противоречащих целям Союза или направленных против образующих его государств.
Не допускается использование Вооруженных Сил Союза внутри страны, кроме их участия в ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, а также случаев, предусмотренных законодательством о режиме чрезвычайного положения.
Статья 5. Сфера ведения Союза ССР
Участники Договора наделяют Союз ССР следующими полномочиями:
– Защита суверенитета и территориальной целостности Союза; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация и руководство разработкой и производством вооружений и военной техники.
– Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охраны государственной границы, морского и воздушного пространства Союза; координация деятельности органов безопасности республик.
– Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза.
– Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических соглашений Союза.
– Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации; управление атомной энергетикой.
– Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль.
– Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координация деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.
Статья 6. Сфера совместного ведения Союза и республик
Органы государственной власти и управления Союза и республик осуществляют совместно следующие полномочия:
– Защита конституционного строя Союза, основанного на настоящем Договоре и Конституции СССР; обеспечение прав и свобод граждан СССР.
– Определение военной политики Союза, осуществление мероприятий по организации и обеспечению обороны; установление единого порядка призыва и прохождения воинской службы; решение вопросов, связанных с деятельностью войск и дислокацией военных объектов на территории республик; организация мобилизационной подготовки народного хозяйства; управление предприятиями оборонного комплекса.
– Определение стратегии государственной безопасности Союза и обеспечение государственной безопасности республик; изменение Государственной границы Союза с согласия соответствующего участника Договора; охрана государственных секретов; определение перечня стратегических ресурсов и изделий, не подлежащих вывозу за пределы Союза; установление общих принципов и нормативов в области экологической безопасности; установление порядка получения, хранения и использования расщепляющихся и радиоактивных материалов.
– Определение внешнеполитического курса Союза ССР и контроль за его проведением; защита прав и интересов граждан СССР, прав и интересов республик в международных отношениях; установление основ внешнеэкономической деятельности; заключение соглашений о международных займах и кредитах, регулирование внешнего государственного долга Союза; единое таможенное дело; охрана и рациональное использование естественных богатств экономической зоны и континентального шельфа Союза.
– Определение стратегии социально-экономического развития Союза и создание условий для формирования общесоюзного рынка; проведение единой финансовой, кредитной, денежной, налоговой, страховой и ценовой политики, основанной на общей валюте; создание и использование золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; разработка и осуществление общесоюзных программ; контроль за исполнением союзного бюджета и денежкой эмиссии; создание общесоюзных фондов регионального развития и ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф; создание стратегических резервов; ведение единой общесоюзной статистики.
– Разработка единой политики и баланса в области топливно-энергетических ресурсов, управление энергетической системой страны, магистральным газонефтепроводным, общесоюзным железнодорожным, воздушным и морским транспортом; установление основ природопользования и охрана окружающей среды, координация действий в области управления водным хозяйством и ресурсами межреспубликанского значения.
– Определение основ социальной политики по вопросам занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования, народного образования, здравоохранения; установление единого порядка пенсионного обеспечения и сохранения иных социальных гарантий при переезде граждан из одной республики в другую; установление единого порядка индексации доходов и гарантированного прожиточного минимума.
– Организация фундаментальных научных исследований и стимулирование научно-технического прогресса, установление общих принципов и критериев подготовки и аттестации научных и педагогических кадров; определение общего порядка использования лечебных средств и методик; содействие развитию и взаимообогащению национальных культур; сохранение исконной среды обитания малочисленных народов, условий их экономического и культурного развития.
– Контроль за соблюдением Конституции и законов Союза, указов Президента, решений, принимаемых в рамках союзной компетенции; создание общесоюзной криминалистической учетно-информационной системы; организация борьбы с преступлениями, совершаемыми на территории нескольких республик; определение единого режима организации исправительных учреждений.
Статья 7. Порядок осуществления полномочий государственных органов Союза и совместных полномочий государственных органов Союза и республик
Вопросы, отнесенные к совместной компетенции, решаются органами власти и управления Союза и образующих его государств путем согласования, специальных соглашений, принятия основ законодательства Союза и республик и соответствующих им республиканских законов. Вопросы, отнесенные к компетенции союзных органов, решаются ими непосредственно.
Полномочия, прямо не отнесенные статьями 5 и 6 к исключительному ведению органов власти и управления Союза или к сфере совместной компетенции органов Союза и республик, остаются в ведении республик и осуществляются ими самостоятельно либо на основе двусторонних и многосторонних соглашений между ними. После подписания Договора производится соответствующее изменение полномочий органов управления Союза и республик.
Участники Договора исходят из того, что по мере становления общесоюзного рынка сокращается сфера непосредственного государственного управления экономикой, необходимое перераспределение или изменение объема полномочий органов управления будет осуществляться с согласия государств, образующих Союз.
Споры по вопросам осуществления полномочий союзных органов, реализации прав и исполнения обязанностей в области совместных полномочий органов Союза и республик разрешаются посредством согласительных процедур. При не достижении согласия споры выносятся на рассмотрение Конституционного суда Союза.
Государства, образующие Союз, участвуют в реализации полномочий союзных органов посредством совместного формирования последних, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения.
Каждая республика может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз с согласия всех республик передать одной или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий.
Статья 8. Собственность
Союз и государства, его образующие, обеспечивают свободное развитие, защиту всех форм собственности и создают условия для функционирования предприятий и хозяйственных организаций в рамках единого общесоюзного рынка.
Земля, ее недра, воды, другие природные ресурсы, растительный и животный мир являются собственностью республик и неотъемлемым достоянием их народов. Порядок использования, владения и распоряжения ими (право собственности) устанавливается законодательством республик.
Государства, образующие Союз, закрепляют за ним объекты государственной собственности, необходимые для осуществления полномочий, возложенных на союзные органы власти и управления.
Государственная собственность, находящаяся в ведении Союза, является совместной собственностью образующих его государств и используется в их общих интересах, в том числе в интересах ускоренного развития отстающих регионов.
Государства, образующие Союз, имеют право на свою долю в золотом запасе, алмазном и валютном фондах Союза, имеющихся к моменту заключения настоящего Договора. Их участие в дальнейшем накоплении и использовании сокровищ определяется особыми соглашениями.
Статья 9. Союзные налоги и сборы
Для финансирования государственного бюджета Союза и других расходов, связанных с реализацией его полномочий, устанавливаются союзные налоги и сборы в размерах, определяемых по согласованию с республиками, а также их долевые отчисления на общесоюзные программы. Объем и назначение последних регулируются соглашениями между Союзом и республиками с учетом показателей их социально-экономического развития.
Статья 10. Конституция Союза
Основой Конституции Союза является настоящий Договор.
Статья 11. Законы
Законы Союза, конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям настоящего Договора.
Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик.
Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза.
Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает настоящий Договор, противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочий.
Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает настоящий Договор, противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий.
Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный суд Союза.
III. ОРГАНЫ СОЮЗА
Статья 12. Формирование органов Союза
Союзные органы власти и управления формируются на основе свободного волеизъявления народов и представительства государств, образующих Союз. Они действуют в строгом соответствии с положениями настоящего Договора и Конституции Союза.
Статья 13. Верховный Совет Союза ССР
Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза ССР, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза.
Совет Республик состоит из представителей республик, делегируемых их высшими органами власти. За республиками и национально-территориальными образованиями в Совете Республик сохраняется число депутатских мест, которое они имеют в Совете Национальностей Верховного Совета СССР в момент подписания Договора.
Все депутаты этой палаты от республики, непосредственно входящей в состав Союза, имеют при решении вопросов один общий голос. Порядок избрания представителей и их квоты определяются в специальном соглашении республик и избирательном законе Союза ССР.
Совет Союза избирается населением всей страны по избирательным округам с равной численностью избирателей.
Палаты Верховного Совета Союза совместно вносят изменения в Конституцию СССР; принимают в состав СССР новые государства; определяют основы внутренней и внешней политики Союза; утверждают союзный бюджет и отчет о его исполнении; объявляют войну и заключают мир; утверждают изменения границ Союза.
Совет Республик принимает законы об организации и порядке деятельности союзных органов; рассматривает вопросы отношений между республиками; ратифицирует международные договоры Союза ССР; избирает Конституционный суд Союза ССР; дает согласие на назначение Кабинета Министров Союза ССР.
Совет Союза рассматривает вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР и принимает законы по всем вопросам за исключением тех, которые относятся к компетенции Совета Республик.
Законы, принятые Советом Союза, вступают в силу после одобрения Советом Республик. Если закон, принятый Советом Союза, не получит одобрения в Совете Республик, он рассматривается повторно в Совете Союза и вступает в силу при условии голосования за его утверждение не менее двух третей депутатов этой палаты.
Статья 14. Президент Союза Советских Суверенных Республик
Президент Союза – глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью.
Президент Союза выступает гарантом соблюдения Союзного договора, Конституции и законов Союза; является главнокомандующим Вооруженными Силами Союза; представляет Союз в отношениях с зарубежными странами; осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Союза.
Президент избирается гражданами Союза на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании в целом по Союзу и в большинстве образующих его государств.
Статья 15. Вице-президент Союза ССР
Вице-президент Союза ССР избирается вместе с Президентом Союза ССР. Вице-президент Союза выполняет по уполномочию Президента Союза отдельные его функции и замещает Президента СССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 16. Кабинет Министров Союза ССР
Кабинет Министров Союза – коллегиальный орган исполнительной власти Союза, подчиненный Президенту Союза и несущий ответственность перед Верховным Советом.
Кабинет Министров формируется Президентом Союза по согласованию с Верховным Советом Союза. В работе Кабинета Министров Союза могут участвовать с правом решающего голоса главы правительств республик.
Статья 17. Конституционный суд Союза ССР
Конституционный суд Союза рассматривает вопросы о соответствии законодательных актов Союза и республик, указов Президента Союза и президентов республик, нормативных актов Кабинета Министров Союза Союзному договору и Конституции Союза, а также разрешает споры между Союзом и республиками, между республиками.
Статья 18. Союзные (федеральные) суды
Союзные (федеральные) суды – Верховный суд Союза Советских Суверенных Республик, Высший арбитражный суд Союза, суды в Вооруженных Силах Союза.
Верховный суд Союза и Высший арбитражный суд Союза осуществляют судебную власть в пределах полномочий Союза. Председатели высших судебных, арбитражных органов республик входят по должности в состав Верховного суда Союза и Высшего арбитражного суда Союза соответственно.
Статья 19. Прокуратура Союза ССР
Надзор за исполнением законодательных актов Союза осуществляется Генеральным прокурором Союза, генеральными прокурорами (прокурорами) республик и подчиненными им прокурорами.
Генеральный прокурор Союза назначается Верховным Советом Союза и ему подотчетен.
Генеральные прокуроры (прокуроры) республик назначаются их высшими законодательными органами и входят по должности в состав коллегии Прокуратуры Союза. В своей деятельности по надзору за исполнением союзных законов они подотчетны как высшим законодательным органам своих государств, так и Генеральному прокурору Союза.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Официальный язык Союза Советских Суверенных Республик
Республики самостоятельно определяют свой государственный язык (языки). Официальным языком Союза участники Договора признают русский язык.
Статья 21. Столица Союза
Столицей Союза ССР является город Москва.
Статья 22. Государственная символика Союза
Союз ССР имеет государственный герб, флаг и гимн.
Статья 23. Вступление Договора в силу
Настоящий Договор одобряется высшими органами государственной власти государств, образующих Союз, и вступает в силу с момента подписания их полномочными делегациями.
Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года.
С вступлением Договора в силу для государств, подписавших его, действует режим наибольшего благоприятствования.
Отношения Союза Советских Суверенных Республик и республик, входящих в состав Союза Советских Социалистических Республик, но не подписавших настоящий Договор, подлежат урегулированию на основе действующего законодательства Союза ССР, взаимных обязательств и соглашений.
Статья 24. Ответственность по Договору
Союз и государства, его образующие, несут взаимную ответственность за выполнение принятых обязательств и возмещают ущерб, причиненный нарушениями настоящего Договора.
Статья 25. Порядок изменения и дополнения Договора
Настоящий Договор или отдельные его положения могут быть отменены, изменены или дополнены только с согласия всех государств, образующих Союз.
В случае необходимости, по согласованию между государствами, подписавшими Договор, могут приниматься приложения к нему.
Статья 26. Преемственность высших органов Союза
В целях обеспечения непрерывности государственной власти и управления высшие законодательные, исполнительные и судебные органы Союза Советских Социалистических Республик сохраняют свои полномочия впредь до формирования высших государственных органов Союза Советских Суверенных Республик в соответствии с настоящим Договором и новой Конституцией СССР.
Правда, 27 июня 1991 г.
Фактически Конституция СССР 1977 года с некоторыми изменениями. Ничего принципиально нового, но если сравнить РФ жила по такому основному закону вплоть до "черного октября" пока исполнительная власть не задушила законодательную.
К чему я виду? Представим не случилось ГКЧП, не началась окончательная фаза распада — удалось сохранить союз. На что это будет похоже, понятное дело не на СНГ (вообще по своей сути международное образование, ни на ЕС). Это будет, как уже говорилось выше, децентрализованной федерации.Ближайший аналог, с оговоркой, РФ образца 1991-2000 гг, со всеми так сказать "болезнями" в виде сепаратизма и центробежных тенденций.
Из республик: почти все за искл. прибалтики, грузии, возможно армении.
Ваши мысли на это счет? Каким вы видите такой союз?