Советский «Ринаун» на минималках, или тяжелые крейсера Проекта 66
Советский «Ринаун» на минималках, или тяжелые крейсера проекта 66
Вскоре после завершения Великой Отечественной войны по указанию И. В. Сталина народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал флота Н. Г. Кузнецов представил на утверждение правительства проект десятилетнего плана военного кораблестроения на 1946-1955 годы. Исходя из опыта только что закончившихся боевых действий на море, для создания авианосных соединений предусматривалось построить по четыре больших и малых авианосца, в состав сил охранения которых, наряду с эсминцами и сторожевыми кораблями, для повышения их боевой устойчивости предполагалось включить тяжелые и легкие крейсеры.
Проект плана неоднократно подвергался корректировке, из него исключили сначала большие, а затем и малые авианосцы. В результате в плане, утвержденном постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 27 ноября 1945 года, авианосцев не оказалось. Адмирал флота Н. Г. Кузнецов не смог оказать реального влияния на судьбу этого плана, так как в начале 1947 года его сняли с должности главкома ВМС и назначили начальником управления военно-морских учебных заведений, а затем направили на Дальний Восток, где он проходил службу в различных должностях до 1951 года.
Согласно утвержденному плану военного кораблестроения предусматривалась постройка четырех тяжелых и тридцати легких крейсеров, а также закладка в 1953-1955 годах еще трех тяжелых и семи легких крейсеров. В складывавшейся военно-стратегической обстановке крейсеры становились основой надводных сил ВМФ СССР, тем более что находившиеся в его составе линейные корабли безнадежно устарели, и хотя предусматривалась закладка в 1955 году двух кораблей этого класса, было очевидно, что построить их в силу ряда причин вряд ли удастся.
Как известно, советский флот закончил войну, располагая всего шестью современными легкими крейсерами (постройки 1938– 1944 годов) проектов 26 и 26-бис с артиллерией калибра 180 мм и бронированием борта до 50 и 70 мм соответственно. Для пополнения крейсерских сил ускоренными темпами достраивались по откорректированному с учетом опыта войны проекту 68К крейсера типа «Чапаев» (со 152-мм артиллерией и усиленной до 100 мм бортовой броневой защитой), заложенных в 1939-1941 годах по проекту 68.
В это время разрабатывался проект второй серии этих кораблей – 68-бис, более полно удовлетворявший возросшим требованиям ВМС, что повлекло за собой рост их главных размеров и водоизмещения. Однако вероятный противник (ВМС США) обладал большим количеством крейсеров (в 1945 году – 75 единиц), в том числе тяжелых, с 203-мм орудиями и 127-203-мм бортовым бронированием, а также так называемыми «большими крейсерами» (линейными) типа «Аляска» с 305-мм артиллерией и 229-мм броневым поясом. Немногочисленные отечественные крейсеры – как находившиеся в строю, так и намеченные к постройке – со 152– 180-мм пушками и 50-100-мм броневой защитой не могли достаточно эффективно противостоять им. Н. Г. Кузнецов полагал, что задача обеспечения боевой устойчивости соединений советских надводных кораблей может быть решена включением в их состав тяжелых крейсеров с 9-дюймовой (229-мм) артиллерией.
«Такие крейсера могли с успехом бить все корабли своего класса и были бы относительно невелики и недороги»,
– считал он
С 1946 года в ЦКБ-17 Министерства судостроительной промышленности (МСП) (где до войны проектировались крейсеры проектов 26, 26-бис, 68 и 69) и в Центральном научно-исследовательском институте военного кораблестроения ВМС развернулись проектные проработки новых кораблей этого класса по оперативно-тактическим заданиям (ОТЗ), утвержденным Н. Г. Кузнецовым: легкого крейсера (проект 65) с артиллерией калибра 152 мм и вариантов тяжелого крейсера (проект 82) с 220-мм и 305-мм орудиями. В качестве потенциальных противников рассматривались лучшие крейсеры ВМС США того времени – легкие типа «Кливленд» и тяжелые типа «Балтимор».
Легким крейсерам ставились задачи охранения главных сил эскадры (линкоров и авианосцев) на переходе морем и в бою от атак миноносцев, торпедных катеров, бомбардировщиков и торпедоносцев, поддержка и вывод в атаку самих миноносцев, несение походного дозора при эскадре. На тяжелые крейсеры возлагались уничтожение крейсеров с 203-мм артиллерией, борьба с крейсерами типа «Аляска» и сковывание боем более крупных кораблей противника.
В результате исследования тактических свойств легких крейсеров, выполненного в Военно-Морской академии, возникла идея создания нового типа крейсера, обладающего большой огневой мощью и высокой скоростью хода (до 36-38 уз) при ограниченном водоизмещении за счет облегченного бронирования. Предэскизный проект такого корабля с индексом ЛКР-22, обозначавшим «легкий» крейсер с артиллерией повышенной мощности калибра 220 мм, был разработан ЦКБ-17 по ОТЗ, утвержденному главкомом ВМС адмиралом И. С. Юмашевым в 1947 году.
Одновременно по предложению ЦКБ-17, поддержанному руководством МСП, и предэскизном проекте 65, кроме варианта, разработанного по ОТЗ ВМС (со 152-мм орудиями), выполнили вариант со 180-мм артиллерией.
Проект ЛКР-22 поддержки не встретил. При рассмотрении просьбы служб ВМС ускорить разработку проекта 65 И. В. Сталин, получив от И. С. Юмашева подтверждение, что крейсеры проекта – значительно лучше кораблей проекта 26, сказал следующее:
«Мы строим сейчас тяжелые крейсеры с артиллерией 305 мм и легкие с артиллерией 152 мм. Собираемся создать средние крейсеры с артиллерией 220 мм. Страна не может позволить создавать три крейсера, там, где можно обойтись двумя! Через полтора года мы должны утвердить проект промежуточного крейсера и развернуть их строительство».
Поэтому, вновь назначенный на пост военно-морского министра летом 1951 года Н. Г. Кузнецов распорядился о продолжении работ по проектированию тяжелого крейсера с 10-дюймовой артиллерией. Разработку предэскизного проекта 66 крейсера с 254-мм артиллерией по ОТЗ ВМС, утвержденному Николаем Герасимовичем, ЦКБ-17 завершило в начале 1952 года. Эскизный проект по тактико-техническому заданию, утвержденному постановлением правительства в апреле 1952 года, был представлен на его рассмотрение в конце того же года. Разработкой проекта руководил 40-летиий главный конструктор Н. А. Киселев, обеспечивший в 1950 году успешное завершение постройки и сдачу флоту всех пяти крейсеров проекта 68К, за что его удостоили Сталинской премии. Ближайшими помощниками Киселева являлись инженеры Н. В. Брезгун, А. В. Маринич, Н. А. Агафоиов, П. П. Милованов, талантливые коиструкторы-практики М. П. Богомолов, П. П. Липии.
Главным наблюдающим ВМС по проекту 66 назначили капитана 1 ранга Е. А. Карпухина, его заместителем – капитан-лейтенанта А. А. Борисова. Наблюдение по своим специальностям вели А. Ф. Филимонов, П. Г. Грищенко, А. И. Пухов и другие.
С января 1945 года в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро осуществлялось проектирование 254-мм двухорудийной башенной артиллерийской установки, предназначавшейся сначала для крейсера проекта 82. В 1954 году изготовили опытный образец 254-мм орудия.
Характерными техническими решениями, положенными в основу проекта 66, являлись:
- всемерное стремление конструкторов при выполнении требований ОТЗ к максимально возможному сокращению главных размеров и водоизмещения корабля;
- использование в качестве главного оружия чрезвычайно мощных 254-мм орудий с длиной ствола 56 калибров;
- размещение всей артиллерии, как главного, так и универсального калибров, – линейно-возвышенное, в диаметральной плоскости;
- надежное бронирование всех жизненно важных частей корабля;
- обеспечение весьма высокой скорости полного хода;
- наличие развитого радиолокационного вооружения;
- ориентация на максимальную унификацию вооружения, оборудования и механизмов с другими отечественными проектами кораблей.
Выполнение основных требований ОТЗ по бронированию, конструктивной подводной защите, скорости н непотопляемости при заданном стандартном водоизмещении 24800 т. как подтвердили данные эскизного проекта, оказалось вполне возможным.
В соответствии с заключением по эскизному проекту, выданному Главному управлению кораблестроения ВМС и утвержденному
Н. Г. Кузнецовым в марте 1953 года, он подлежал корректировке с изменением расчетных толщин бронирования верхней и главной (средней) палуб по данным отстрела на полигоне опытного отсека с учетом превышения разработчиком массы башен главного калибра против заданной, а также других замечаний и предложений заказчика. Эту работу ЦКБ-17 завершило в августе 1953 года.
23 декабря того же года Главный штаб ВМС выдал задание Военно-морской академии всесторонне оценить основные тактико-технические элементы крейсера проекта 66, что коллектив академии выполнил к 1 марта 1954 года путем проведения исследовательской тактической игры. В качестве противников в артиллерийском поединке рассматривались новейшие в ту пору американские тяжелые крейсеры типа «Де Мойн», вступившие в строй в 1948-1949 годах и отличавшиеся от кораблей типа «Балтимор» автоматизированными 203-мм артиллерийскими установками (обладавшими увеличенной вдвое огневой производительностью), а также улучшенной броневой защитой.
Результаты игры оказались двояки:
с одной стороны, превосходство отечественного крейсера в дальнобойности, поражающем действии артиллерии главного калибра и скорости хода позволяло рассчитывать на несомненное уничтожение корабля противника без риска получить при этом сколь-нибудь серьезные повреждения;
с другой стороны, у иностранного крейсера было превосходство в скорострельности на малых и средних дистанциях боя, что к тому же дополнялось лучшей системой РЛС.
К счастью, встретиться бою, кораблям не пришлось.
Описание конструкции
Корпус
Во время корректировки изначального проекта стандартное водоизмещение выросло с 24800 до 25230 тонн, нормальное с 26900 до 28510, а полное с 29000 до 30750.
В целом корпус был традиционной для артиллерийских кораблей форм — гладкопалубным. На нём имелось три палубы. Надстройка размещалась по центру корабля. Башни главного калибра размещались по линейно-возвышенной схеме.
Корпус собирался по продольной системе набора, за исключением днища и бортов в районе цитадели, где применялась поперечно-продольная схема.
Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении пяти смежных отсеков протяжённостью не менее 20% длины корабля.
Противоминная защита
Главный бронепояс образовывала 155-мм броневая плита. Она распространялась на 1,6 метра ниже ватерлинии.
Верхний бронепояс состоял из 50-мм броневой плиты. Кормовой имел толщину от 50 до 135 мм.
Носовой траверз состоял из плит толщиной от 50 до 170 мм до
Оконечности в районе ватерлинии прикрывала 20-мм броня.
Главная палуба после пересмотра проекта имела толщину 50 мм в районе цитадели, а нижняя — 70-90 мм
Рубка имела броню от 130 (на крыше) до 210 мм (носовая стенка).
Башни главного калибра имели 300 мм брони спереди, 180 мм с бортов, 265 мм сзади и 135-145 на крыше. Броня барбетов достигала 180 мм.
Энергетическая установка и ходовые качества
Энергетическая установка состояла из трёх турбозубчатых агрегатов и девяти котлов типа КГВ 110/64. Она давала 70000 л.с. на каждый из трёх валов.
Все машины были изолированы друг от друга и при попадании снаряда или торпеды в любой из них терялось только 1/3 мощности корабля.
Вспомогательное оборудование
Экипаж и обитаемость
Экипаж: 1378 человек. Из них:
100 офицеров
93 мичмана и главстаршин
1235 матросов
Вооружение
Главный калибр
В качестве главного калибра во всех вариантах использовались шесть 254-мм орудий в двухорудийных башнях СМ-8.
Основные характеристики СМ-****
— длина ствола — 56 калибров
— дальность стрельбы ******
— масса снаряда *****
— начальная скорость ******
— максимальная скорострельность*******
— углы вертикального наведения ******
(что за ошибка?)
— углы горизонтального обстрела — от 0° до 145° (для носовых башен), от 30° до 180° для кормовой башни)
— боезапас — 100 выстрелов на каждый ствол.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
4х2 130-мм орудий БЛ-190А
Боезапас — 200 выстрелов
Основные характеристики БЛ-190А:
— длина ствола — 58 калибров
— расчётная скорострельность — 15 выстр/мин.
— масса снаряда — 33,4 кг
— дальность стрельбы — 28 км (163 кб.)
— досягаемость по высоте — 15 км
— углы вертикального наведения — от -8° до +83°
— углы горизонтального обстрела — от 0° до 140° (для носовых башен), от 30° до 180° для кормовых башен)
В качестве зенитной артиллерии шесть счетверённых 45-мм установок СМ-20 ЗИФ и шесть счетверённых 25-мм установок БЛ-120. Боезапас 800 и 1000 выстрелов соответственно.
Основные характеристики СМ-20 ЗИФ:
— длина ствола — 78 калибров
— расчётная скорострельность — 135-160 выстр/мин для очереди из 50 выстрелов
— масса снаряда — 1,41 кг
— дальность стрельбы — 11 км (78 кб.)
— досягаемость по высоте — 6,7 км
— углы вертикального наведения — от -13° до +85°
Основные характеристики БД БЛ-120:
— длина ствола — 80 калибров
— расчётная скорострельность — 270-300 выстр/мин
— масса снаряда — 0,286 кг
— дальность стрельбы — 7,5 км
— досягаемость по высоте — 2,8 км
— углы вертикального наведения — от -5° до +90°
Авиационное вооружение: отсутствует.
В арсенале корабля хранилось 90 пистолетов ТТ, 240 автоматов ППШ и 290 карабинов СКС.
Судьба проекта
Оба корабля «Рига» и «Ростов» были заложены в 1953 году и достроены в 1957 году (строительство еще двух кораблей «Москва» и «Сталинград» было прекращено в 1956 году). Оба являлись флагманами соединений крейсеров проектов 26 и 68, но осуществляли и самостоятельные плавания (так на «Риге», генсек Хрущев Н.С. прибыл с визитом в Великобританию). Прошли ряд модернизаций – установка зенитных ракет, противокорабельных ракет, вертолетов. В 1993 году корабли были исключены из состава военно-морских сил и разрезаны на металл.
Этот корабль в искусстве
Корабль реализован в игре World of Warships, где получил название Ростов.