«Советская Ольга»: Советские линкоры с 4-х орудийными башнями
Советская Ольга.
Молодое советское государство после всех неурядиц имело 4 линейных корабля…. Нет три — сгорел линкор «Полтава» / «Фрунзе», и ввести в состав флота его не удалось. Или все же четыре? – в советский флот должен был вернуться линкор «Екатерина». Все же три – линкор «Екатерина» был в ужасном состоянии, и вводить в строй его не следовало. Или все же четыре – если учесть недостроенные корабли «Николай-1» и «Измаил» (там 0,5 и там 0,5, вместе будет литр). Все-таки три – ни один из недостроенных линкоров так и не бы достроен.
Молодому советскому государству было не до линкоров, тут лишь бы сохранить имеющиеся. Поэтому все «Измаилы» (предварительно с них было снято все интересное – механизмы, башни, орудия, турбины…) были проданы на металлолом.
Когда советское государство отпраздновало свое десятилетие, оно уже достаточно окрепло, и решило заняться флотом. Модернизация эсминцев типа «Новик», строительство СКР типа «Ураган», строительство эсминцев (тип «Гневный») и их лидеров («Минск»). Дошла очередь и до крейсеров – модернизация и достройка крейсеров типа «Светлана». И наконец главные силы флота – линкоры то же проходили модернизацию.
***
Речь идет о линкорах типа «Севастополь».
Был добавлен полубак, поработали над носовой частью, машинами, вооружением как главного (подняли углы возвышения орудий), так и вспомогательного (поставили 6 100-мм установок Минизини) калибров.
***
Накопив большой опыт на тральщиках, эсминцах, подводных лодках, СССР приступил к созданию и новых крейсеров (а не достройке еще царских) проекта 26. И не за горами было время, когда надо было приступать к созданию линкоров.
И советские инженеры с конструкторами действовали в духе Магомета, но с советским размахом! «Если Магомед не идет к горе, гора идет к Магомеду» — в смысле при достаточном количестве взрывчатки, времени, людях, любую гору можно заставить двигаться (превратив ее в оползень). Никто не мешает советским инженерам, в свободное от работы время (а вот во время работы заниматься другими работами, прямо не относящиеся к данной работе, ведь можно получить такие работы, что после этого не захочешь заниматься никакими посторонними работами на работе), заниматься линкорами. Предэскизные проекты линкоров действительно заставляли обращаться к богу: рассматривались проекты от скромных 18 тыс. тонн с 254-мм орудиями, до сибаритов в 80 тыс. тонн с 500-мм орудиями. Будь последний проект реализован, то моряки капиталистических держав (при встрече с таким кораблем) обязательно бы вспомнили бы бога.
Между тем, учитывая сколько внезапных проблем выскочило при строительстве советских эсминцев и крейсеров (там проблемы по-прежнему возникали), стоило учитывать, что будут проблемы и при строительстве линкоров. Поэтому, не мешало бы советским инженерам и рабочим, сначала потренироваться на «малом» линкоре, прежде чем приступать к строительству гигантов в 50-60 тыс.тонн водоизмещением.
Свою лепту внесли и морские учения. Как оказалась «теория комбинированного удара» имеет свои недостатки, а теория «москитного флота» и вовсе может быть вредительской. Так на прошедших учениях (агрессора изображали советские линкоры) выяснилось, что из-за сильного волнения торпедные катера не смогли вообще выйти в атаку (если не считать трех удачных атак на собственные эсминцы). Эсминцы имели больше шансов на прорыв и удар, но опять как показали учения – подобный удар грозил большими потерями для эсминцев. Одним из вариантов помощи эсминцам и стали (точнее должны были стать) крейсера типа «Киров» — быстроходные они должны были поддержать свои эсминцы, огнем своих орудий проложив дорогу через вражеские эсминцы или отвлечь вражеские крейсера (от наших эсминцев).
Но «Кировы» были крейсерами, а у противника крейсеров больше; и если сами «Кировы» должны были прикрывать эсминцы, то кто-то же должен был сторожить сторожей, в смысле прикрыть «Кировы». Таким «прикрывальщиком» должен был стать или большой крейсер…. или малый линкор.
И ведь все получалось прекрасно – линкор (большой крейсер) за счет своих размеров не мог ни приковать внимание противника, и отвлечь противника от устремившихся в атаку минных сил. Не стоило забывать и про мощное вооружение, которым куда сподручнее разгонять вражеские легкие силы (да и вражескому линкору, получившему предварительно «чемодан», было бы труднее пережить попадание торпед).
Появление на сцене крейсеров и эсминцев не стало для командного состава «Кронштадта» апокалиптическим откровением. Собственно, никто и не сомневался, что это произойдет. Более-менее неожиданным являлось только включение в строй выходящих в торпедную атаку кораблей тяжелого крейсера в качестве лидера. Шаг был оригинальный и, в принципе, удачный. Тяжелый крейсер волей-неволей заставлял обращать на себя внимание большей части имеющихся на борту стволов, ослабляя, соответственно, плотность огня по эсминцам. Короткая вспышка ругани, вперемешку с профессиональной терминологией, наполовину состоящая из вырывания друг у друга биноклей, ознаменовала мозговой штурм по опознанию головного британца.
Цитата «Вариант БИС»
Вот только привлекая внимания, линейный корабль неизбежно привлекал бы и вражеские снаряды. Поэтому «прикрывальщику» требовалось мощная защита – на этом этапе бронирование большого крейсера стало стремительно расти. А поскольку растет бронирование, неизбежно растет и водоизмещение.
***
Стоит отметить и появление теории «отвлекающего корабля». Если требуется корабль, который отвлечет противника от наших эсминцев и привлечет огонь вражеских пушек, то почему бы не создать «блокадопрорыватель»? Но если те блокадопрорыватели в первую очередь должны подрывать мины, то наш «прорыватель» будет защищен от снарядов. Но от броненосца по защите, блокадопрорывателя по назначению, «боксерской груши» по характеру, кораблю-мишени по факту, флот отказался еще до стадии эскизных работ. Ведь корабль-мишень вещь, конечно, хорошая (а ведь это мысль! – радиоуправляемый корабль да на врага), но ведь должен еще и вести огонь, иначе обращать внимания будут мало.
***
В феврале-марте 1936 года Балтийское КБ-4 представило эскизный проект линкора в 35 тыс.тонн, являющегося советским вариантом английского линкора «Нельсон». И под влиянием различных предложений, хотений, и возможностей промышленности, «советский Нельсон — Ушаков» стал преображаться.
В первую очередь было решено отказаться от трехорудийных башен в пользу четырехорудийных, и таким образом СССР получал линкор сильнее чем у Владычицы морей. Вот только английский линкор имел всего 9 406-мм орудий, а советский линкор с 12 406-мм орудиями, ни одного этого 406-мм орудия в металле не имел.
Поэтому было решено ставить 3 4-х орудийные башни, но с 356-мм орудиями, как раз на уровне «вашингтонских линкоров».
Вот только было решено строить «малый» линкор, и проект КБ-4 начали и дальше сокращать.
Вооружение было решено сократить до 8 356-мм орудий в двух башнях. Взвесив все за и против – мощный огонь на нос или экономия веса, убрали возвышенную башню – будем экономить на барбете.
Убрав башню, сократили общую длину до 200 метров, и немного пришлось сократить ширину – для придания скоростных качеств. 23-узловая скорость советских моряков не устраивала.
Добавили полубак – в отличие от просвещённых англичан, у советских моряков был своя взгляд на океан.
Вспомогательное вооружение планировалось из 8-12 152-мм и 8 100-мм, но затем учитывая боевой путь броненосца «Слава» (советский линкор должен был главным калибром бить по линкорам, противоминным – по крейсерам) было решено ставить пушки по серьезнее – в 180-мм (2*4). Дополняло вооружение линкора 16 (8*2) 37-мм зенитных автомата.
Зато защита была на уровне английского линкора (не исключена хорошая работа советской разведки) сообщившей точные сведенья.
“Групповое” расположение башен, позволило иметь мощную защиту 356-мм плиты, установленные под наклоном 22°. Сверху цитадель закрывалась толстой броневой палубой: над погребами и машинами ее толщина достигала 160 мм, а над котельными отделениями — 76 мм. Наконец, с носа и кормы броневой ящик закрывался 229-мм траверзами.
***
(тут можно было написать и побольше, вот только боюсь, что тогда Господа точно вспомнят
Коллега вы бога то побойтесь! При 356+330+200+___-мм защиты вы и в 50 тысяч не уложитесь!)
***
Водоизмещение (необходимо учитывать широкое использование сварки), советского линкора едва достигало 30 тысяч тонн (не уточняется какое именно). Хотя линкор получался малым и слабым, но постоять за себя он мог. Французский «Дюнкерк» и японские «Конго» проигрывали советскому кораблю. Английский «Кинг Джордж 5» оказался не многим сильнее, а учитывая бой на встречных курсах – так и во все слабее. Что касается потенциального противника, то угроза исходила от суперлинкоров типа «Бисмарк», линейные крейсера типа «Шарнхорст» уступали советскому линкору.
Как и ожидалось, при строительстве «советской Ольги», на ряду с внедрение новых методов строительства и производства обнаружилось множество, казалось бы, решенных проблем (брак броневых плит, «улучшения проекта», нехватка квалифицированных рабочих). Причем часть проблем, обнаруженные при работах на «Ольге», умело исправлялись… и обнаруживались на трех других систершипах. В последствии ведомство Л.П. Берии заинтересовалось, почему не был налажен «обмен опытом».
Еще одной проблемой стало вооружение – 356/52-мм пушки и башни пришлось буквально забирать из различных батарей береговой обороны. Частично эту проблему удалось решить с помощью промышленности, худо-бедно освоившей выпуск 356-мм орудий.
На фоне всех ужасов что творились с орудиями главного калибра, проблемы вспомогательного калибра попросту смешны. Хотя можно и посмеяться.
Итак, первоначальный проект со 152-мм орудиями накрылся медным тазом, по причине отсутствия этих самых 152-мм орудий. Да эти орудия разрабатывались, но сейчас их не было.
Тогда было решено ставить (как и предлагал другой проект) 180-мм орудия, вот только эти орудия требовались крейсерам. Выбирая линкор без ПМК или крейсер без ГК, пришлось выбирать линкор.
Наконец в голову пришла хорошая идея – ставить универсальный калибр, в 130-мм. Но не имелось башен со 130-мм, башни только разрабатывались.
(в конечном итоге, линкор получил не бывало мощное зенитное вооружение – 20 100-мм орудий)
Заложенный в начале 1937 года (три систрешипа были заложены в 1938 году – еще один на Балтике, и два на Черном море), первый советский линкор вошел в строй в начале 1941 года. И то необходимо учитывать, что неофициальная часть закладки пришлась еще на 1936 год, а окончательная доводка пришлась уже на май 1941 года. С другой стороны, необходимо учесть различные простои: замена некачественной брони, чехарда со вспомогательным калибром, установка новых 356-мм орудий…. А также ситуацией в Европе, в результате которой то затухали все работы над линкором (надо развивать в первую очередь сухопутные силы), то наоборот начиналась штурмовщина (срочно нужен большой флот).
Заложи СССР не урезанный, а полноценный линкор, то ввод его в строй точно бы затянулся бы до 1943 года (при условии, что не было бы Великой Отечественной Войны).
Но Великая Отечественная Война началась…
— 4500 метров.
Это прозвучало пугающе близко. Самое главное в «Векторе» – он не просто показывал людям, что там, он подсказывал наблюдателям, где сосредоточить внимание. Технически, наблюдатели могли легко отыскать цель на таком расстоянии, но в тёмную безлунную ночь, со светомаскировкой на кораблях, реальность отличалась от теории. Поэтому знание того, где искать, дорогого стоило.
— Очень хорошо. Открыть огонь.
То, что произошло дальше, случилось так быстро и слаженно, как бывает только после долгих тренировок и при полной готовности операторов – с пальцами, зависшими над переключателями. Боевые прожектора «Ольги» выхватили из тьмы ничего не подозревающий немецкий крейсер. Каждая деталь его надстроек выделялась потоками яркого белого света. Долей секунды спустя 100-мм зенитки «Ольги» выбросили в небо «люстры». Они разорвались над крейсером, образовав множество льдистых светляков. Восемь 356-мм орудий, заранее наведённых на цель, выстрелили, отправив в краткий полёт бронебойные снаряды, врезавшиеся в корпус «Хиппера». Впечатляющее зрелище, заставившее замолчать всех на мостике. Крейсер вздрогнул под ударами и покачнулся, когда снаряды проникли глубоко в его нутро. Взрывы не просто выбросили снопы оранжевого пламени. Они вырвали огромные куски конструкции, ломая корабль по швам. «Хиппер» выбыл из боя, даже не вступив в него.
В башнях «Ольги» началась перезарядка. Подъемники подавали к орудиям снаряды и картузы с порохом. Затем штоки задвигали их в казённики. По мере готовности каждого ствола в отсеке управления огнём загорался зелёный индикатор. Башни немного довернули, повинуясь лёгким движениям наводчиков. Затем на кнопку нажали, и все восемь орудий вновь выстрелили. На всё ушло двадцать секунд.
Это произошло за секунду до того, как второй разрушительный бортовой залп разорвал погибающий немецкий крейсер. Левченко увидел, как его орудийные башни взлетели высоко в воздух, подброшенные взрывом. Зрелище внезапно пригасло – прожектора неожиданно выключились. «Хиппер» теперь освещался только «люстрами», а красные сполохи пожаров поглотили его.
Появление советского линкора, явившегося уничтожать его конвой, привело немецкого контр-адмирала в ужас. Более того, линкоры (русские не будут исключением) никогда не появляются в одиночку. С ним ещё крейсера и эсминцы, и нас сейчас порвут.
Немецкие корабли были ярко видны в ночи, подсвеченные лучами советских прожекторов, включались на нескольких секунд. Ровно настолько, чтобы зенитки успели вывесить осветительные снаряды вокруг цели, а затем снова гасли. После этого линкор вновь исчезал во тьме, и ярким костром выделялся горящий немецкий миноносец.
Замысел русских был понятным: Линкор освещает цели и принимает на свою толстую шкуру все снаряды, которые мы можем выпустить в него. Тем временем крейсера и эсминцы, оставаясь во тьме, расстреливают нас.
Он почувствовал, как «Принц Ойген» вздрагивает. Его орудия стреляли по вспышкам русских кораблей.
(Используется книга «Изо всех сил»)
… и совсем не по тому сценарию, по которому планировалось. В отличие от страниц литературных произведений, в жизни советским линкорам в жизни так и не удалось вести крейсера и эсминцы в бой прикрывая их огнем и броней. Советский балтийский флот оказался запер в Ленинграде.
И здесь, защищая город русской революции, советским линкорам пришлось стрелять, и стрелять активно. Ничего что русские снаряды летели не во вражеские корабли, немецким и финским войскам от этого было не легче.
Что бы облегчить жизнь немецких и финских войск, немецкое командование активно применяло авиацию. Главная советская база – Кронштадт практически не имела авиации, система ПВО еще не была налажена, и для немецких пилотов советские линкоры представлялись огромной и заманчивой целью, которую они стремились потопить. В ответ русские стремились сбить немецкие самолеты… или хотя бы отогнать их. В большинстве случаев, удавалось отогнать (не дать прицельно отбомбиться) немецкие самолеты, в некоторых – и сбить.
Вот только немецким пилотам так и не удалось попасть бомбой по советским линкорам (не вошедший в строй линкор №2 парочку бомб все же получил). Да – близкие попадания, от которых на советских линкорах была течь были, но вот прямых попаданий не было. Или если бы какой-то немецкий пилот не погиб бы – он мог бы добиться попадания?
Но попаданий в советские линкоры не было (как на Балтике, так и на Черном море), и советские линкоры продолжали вести огонь…
***
Причем, дальность стрельбы для двух линкоров – «Гангут» и «Петропавловск», а также черноморского «Севастополя» составляет 29340 м.
А вот дальность стрельбы «Ольги» (РИ дальность стрельбы 356-мм орудий «Измаила), составляла 34860-52858 м (причем учитывая, что орудия будут потом новыми, то именно 50 тысяч метров). А значит зона в которой немецкие войска оказываются под обстрелом – больше, соответственно и потерь у них больше. Это в свою очередь уменьшает потери советских войск, и позволяет захватывать другие рубежи.
***
В 1945 году ситуация частично поменялась – немецкие корабли на Балтике вели огонь по наступающим советским войскам. Но стоило выйти тройке советских линкоров – и немецкие корабли предпочли не встречаться с русскими. А вот немецким войскам, оказавшимися под обстрелом русских линкоров, было по большому счету все равно где умирать – у русского Ленинграда или в родной Померании. «В шаге от победы или в шаге от разгрома» — все равно смерть. Немецкая авиация неоднократно предпринимала попытки потопить советские линкоры, но благодаря усиленной системе ПВО и господству в воздухе советской авиации, и новые атаки немецкой авиации на советские корабли были безуспешны. Да близкие попадания были, линкоры получали повреждения от близких взрывов, но серьезных повреждений избежали (имеется в виду от авиации, линкор «Гангут», идя протраленным фарватером, получил повреждения напоровшись на мину).
Трудно сказать, какой именно вклад внесли советские линкоры в Победу в Великую Отечественную Войну, закончившейся 1 мая 1945 года (существует версия, что советская сторона специально задержала акт подписания о капитуляции Германии на несколько часов, что бы и в Берлине было 1 мая). Но то, что они приблизили ее – несомненно.