Советская модернизация русских дредноутов. Часть 2. Улучшить огневую мощь и защиту «севастополей» в 30-е годы ХХ века — задача оказалась не простой

19

Все части цикла

Советская модернизация русских дредноутов. Часть 2. Улучшить огневую мощь и защиту «севастополей» в 30-е годы ХХ века - задача оказалась не простой

Продолжение интересного цикла статей с канала «Navygaming Channel» на яндекс-дзене.

Продолжаем вспоминать процесс восстановления, ввода в строй и особенности модернизации русских балтийских линкоров, которые остались в распоряжении Советской России. От общих вопросов, вопросов восстановления механизмов и повышения мореходности и улучшения бронирования переходим к основному вооружению и противоминной защите. Начало можно почитать ТУТ.

…В ходе проведения модернизации на линкоре «Октябрьской революции» не забыли и про орудия главного калибра. Башни 305-мм орудий МК-3-12 были модернизированы в части скорострельности: при углах возвышения орудий от -3° до +15° градусов она достигла 3 выст./мин, а при больших (до предельного 25°) составила 2 выст./мин вместо прежних 1,8 на всех углах. С лёгким снарядом образца 1928 года (масса 314 кг) предельная дальность стрельбы возросла до 170 кбт (старым снарядом массой 470,9 кг – 130 кбт).

Носовая башня линкора «Марат» с 76-мм зенитными орудиями системы Лендера

Носовая башня линкора «Марат» с 76-мм зенитными орудиями системы Лендера

Не оставили без внимания и системы управления огнем (СУО) для главного и противоминного калибров. Линкор получил два поста КДП-6 для выдачи целеуказания ГК и четыре поста КДП2 -4 – для обеспечения действий противоминного калибра. В отличие от «Марата» 305-мм башни ГК «Октябрины» дополнительно получили 6-м дальномеры ДМ-6.

Линкор получил новые приборы управления стрельбой образца 1932 года (система центральной наводки «Гора»), в то время имеющаяся ПУС системы Н.К.Гейслера перешла в статус запасной. Такие же изменения произошли и с ПМК – была установлена СЦН «Каземат» (образца 1932 года), при этом ПУС Гейслера осталась аварийной. В то же время кардинально решить вопрос о повышении эффективности действий 120-мм орудий не удалось (и не стали), было оставлено то же самое количество орудий в казематных установках.

На "Марате" - середина 20-х годов ХХ века

На «Марате» — середина 20-х годов ХХ века

Важнейшей задачей модернизации линкора считалось усиление его средств ПВО, для чего в первую очередь предусматривалась установка перспективных 37-мм зенитных автоматов 11-К. Однако по окончании работ линкор «Октябрьская революция» (бывший «Гангут») в составе зенитного вооружения имел шесть устаревших 76,2-мм орудий Лендера, установленных на концевых башнях без какого-либо прикрытия, 4-45-мм полуавтомата 21-К и 4х4-7,62-мм пулемёта, для ЦУ использовались два дальномера. Причина такого решения – неудача с разработкой 37-мм зенитных автоматов. Также не удалось оснастить линкор катапультой для гидросамолёта, для установки которой планировали использовать третью башню ГК. Для применения гидросамолётов решили установить два громоздких универсальных крана грузоподъемностью 20 т в районе грот-мачты, которые обеспечивали при необходимости подъем / спуск на воду летательного аппарата или катера.

В итоге модернизация линкора «Октябрьская революция» была завершена 4 августа 1934 года. Что характерно, сроки работ удалось выдержать согласно плана, причём в этот период линкор участвовал в летних кампаниях 1932 и 1933 годов. После выполнения всех работ водоизмещение корабля составило 24235/ 26690 т (стандартное / полное), а стоимость всех работ – 40 млн. рублей («Марат» – «всего» 16,7 млн.руб.).

Советский линкор «Марат» с визитом в польской Гдыне

Советский линкор «Марат» с визитом в польской Гдыне

В целом проведённые модернизационные работы можно оценить как достаточно удачные (для того времени и тех условий), в предвоенные годы линкор занимался активной боевой подготовкой без каких-либо крупных аварий и происшествий, пройдя до июня 1941 года 56605 миль.

Последующие работы и ремонты уже не несли такой глобальный характер, а имели целью постепенное улучшение боевых возможностей корабля за счет плановых текущих ремонтов и частичной замены оборудования и систем.

В зиму 1938-1939 годов на линкоре заменили 12 изношенных стволов 120-мм казематных орудий, вместо трёх дизелей Фельзера установили два отечественных, работавших на электрогенераторы. Кроме того, интересным способом усилили бронирование башен ГК – на их крыши уложили 76-мм броневые листы массой по 7 т – к сожалению, не удалось узнать, как в этом случае поступили с пушками Лендера, которые были установлены на кормовых башнях. В следующую зиму работы по текущему ремонту продолжились, например, было заменена четверть водогрейных трубок в котлах, но большинство работ в последние предвоенные годы было направлено на усиление зенитного вооружения линкора.

Линкор «Октябрьская революция» (бывший «Гангут») до модернизации, 1929 год

Линкор «Октябрьская революция» (бывший «Гангут») до модернизации, 1929 год

В феврале 1940 года линкор наконец-то избавился от пушек Лендера, вместо них были установлены новые 76,2-мм зенитные установки 34-К с 12-мм броневыми башеноподобными щитами. Для управления зенитным огнём «Октябрьская революция» получила два поста с приборами ПУАЗО «Вест-5», однако отсутствие силовых приводов у орудий не позволило использовать в полной мере эти новшества. Весной 1941 года на линкор установили две спаренные 76,2-мм артустановки 81-К, расположив их на кормовых срезах, для чего пришлось снять по два 120-мм казематных орудия с каждого борта. Причем удаление этих 120-мм орудий позволило достаточно просто решить вопрос с размещением зенитного боезапаса – в двух погребах 120-мм орудий разместили снаряды для зенитных орудий, в двух других погребах – обеспечили совместное хранение зенитных и 120-мм снарядов. Надо отметить, что устанавливаемые зенитные орудия хотя и были разных систем (34-К и 81-К), но использовали одинаковые боеприпасы.

Линкор «Марат» после возвращения из Британии на рейде Таллина

Линкор «Марат» после возвращения из Британии на рейде Таллина

Дополнительно к 76,2-мм орудиям были установлены двенадцать новых 37-мм автоматов 70-К (по три на двух средних башнях и ещё шесть на мостиках и крыльях фок- и грот-мачты). Дополнительно установили восемь 12,7-мм пулемётов трёх систем (4х1, 2х2 ДШК и 2х4-12,7-мм «Виккерса»). Это усиление средств ПВО заменило малоэффективные 45-мм орудия 21-К и счетверённые пулемёты, которые были демонтированы ранее.

В целом проведённые мероприятия были разумными, однако были и странные решения. Например, на линкоре «Октябрьская революция» были оставлены четыре 450-мм подводных торпедных аппарата, размещённые на глубине 3,8 м ниже ватерлинии, с запасом торпед (12 штук) образца 1912 года.

Линкор «Октябрьская революция» на Неве (после модернизации)

Линкор «Октябрьская революция» на Неве (после модернизации)

Торпедный погреб находился в районе 115-116 шпангоутов, который со своим грузом представлял большую опасность для самого корабля, чем для его противников. Однако отметим, что к имеющемуся торпедному вооружению линкора командование корабля и флота относилось достаточно серьёзно. По данным А.М.Васильева, в период с 1927 по 1939 год ежегодно проводились тренировки торпедистов и проводились торпедные стрельбы (проведено 87 выстрелов).

Как уже отмечалось, модернизация «Октябрьской революции» проходила практически по тому же проекту, что и на линкоре «Марат», за небольшими изменениями, которые мы рассмотрели. Модернизация третьего линкора – «Парижской коммуны», уже имела большее отличие. Видимо, сказались как опыт проведённых работ на балтийских линкорах, так и то, что капитальный ремонт корабля проводился на Севастопольском морском заводе.

Линкор «Парижская коммуна» в 1932 году с измененным форштевнем

Линкор «Парижская коммуна» в 1932 году с измененным форштевнем

На ремонт «Парижская коммуна» встала 5 ноября 1933 года, причём изначально был оговорен ряд изменений. В частности предполагалось усиление горизонтального бронирования, усиление зенитного вооружения за счёт иностранных систем ПВО, и проведение ремонта непрерывно, что позволило бы уже к марту 1936 года вернуть линкор в строй. В дальнейшем ход работ потребовал изменения сроков, но об этом позже.

Как и на «Октябрьской революции», черноморский линкор лишился своих 25 старых котлов и получил 12 новых с нефтяным отоплением. Для этих целей были использованы котлы от «измаилов», как и на балтийской «Октябрьской революции».

Башенная установка для 305-мм орудий линкоров типа "Севастополь" и "Императрица Мария"

Башенная установка для 305-мм орудий линкоров типа «Севастополь» и «Императрица Мария»

Большинство корпусных работ и работ по электротехнической части также соответствовали таковым у систершипов. Например, носовая небронированная наделка была оборудована в носовой части линкора по типу «Марата» и «Октябрьской революции», линкор получил носовую броневую поперечную переборку толщиной 50 мм. Носовая труба на «Парижанке» была отогнута в сторону кормы ещё в 1927-1928 годах на Балтике перед уходом линкора в Чёрное море. Но в ходе модернизаций наклон и форма носовой дымовой трубы были ещё изменены, придав линкору силуэт, схожий с «балтийцами».

Одним из серьёзных отличий для «черноморца» стала замена 25-мм настила средней палубы (между 1-й и 4-й башнями по длине и между 37-мм броневыми переборками по ширине) на 75-мм листы цементированной брони. Для этого была использована русская броня, изготовленная в 1914-1916 годах для лёгких крейсеров типа «Адмирал Нахимов». То есть был реализован принцип горизонтальной защиты, при котором верхняя палуба была тоньше средней, что позволяло более успешно противостоять снарядам и бомбам противника.

Схема бронирования линкора «Парижская коммуна» (после модернизации)

Схема бронирования линкора «Парижская коммуна» (после модернизации)

Как отмечает А.М.Васильев:

«… теперь корабль мог выдерживать попадания 500-кг фугасных авиабомб, сбрасываемых пикирующими бомбардировщиками с высоты до 1000 м».

Вторым отличием стал более обширный проект модернизации башен главного калибра, который был реализован на «Парижской коммуне». В результате у 305-мм трёхорудийных башенных артиллерийских установок были увеличены предельные углы вертикального наведения до +40° (против +25° у остальных) и на 25 % увеличена скорострельность орудий. Предельная дальность стрельбы штатным снарядом составила 161 кбт (у «Октябрьской революции» – 170 кбт), специальным дальнобойным – до 241 кбт. Не забыли и про защиту башен – толщину брони крыш башен увеличили с 76 до 152 мм, как и на «Октябрьской революции».

Обновление системы управления огнём было масштабнее, чем на балтийских линкорах. «Парижская коммуна» также получила два новых КДП -6 для выдачи целеуказания ГК и четыре поста КДП2 -4 – для ПМК. Кроме этого, в ПУС системы Н.К.Гейслера один центральный аппарат стрельбы типа «Поллэн» заменили два новых типа «АКУР». Интересно, что и старый, и новые ЦАС принадлежали английским фирмам «Арго» и «Виккерс» соответственно.

Линейный корабль «Парижская коммуна», схема после модернизации, 1930 год

Линейный корабль «Парижская коммуна», схема после модернизации, 1930 год

Пушки Лендера, основные средства ПВО черноморского линкора, были заменены на шесть 76,2-мм орудий 34-К, но они были установлены не на башнях ГК, а над носовой и кормовой боевыми рубками. Место на концевых башнях тоже было занято – там разместили по три 45-мм полуавтомата 21-К. Завершили усиление противовоздушной обороны линкора двенадцать 12,7-мм пулемётов ДШК (по три на площадках двух мачт). Предварительный проект установки итальянских спаренных 100-мм зенитных орудий системы «Минизини» был отклонен.

Нельзя не отметить ещё один позитивный момент – с линкора демонтировали торпедное вооружение, устранив потенциальную угрозу внутреннего взрыва и освободив дополнительные помещения.

Линкор «Парижская коммуна» в море, 1927 год

Линкор «Парижская коммуна» в море, 1927 год

В итоге в январе 1938 года работы были закончены, и 18 февраля линкор «Парижская коммуна» поднял Военно-морской флаг, вернувшись в строй флота. За счёт проведённых работ нормальное водоизмещение модернизированного черноморского линкора возросло до 26130 т, а метацентрическая высота равнялась 1,1 м, что считалось недостаточным. Кроме низкой остойчивости оставалась ещё одна задача, которая не была решена в ходе этой обширной модернизации.

Башня "Парижской коммуны" с зенитными автоматами

Башня «Парижской коммуны» с зенитными автоматами

Одним из конструктивных недостатков линкоров типа «Севастополь» являлось фактически полное отсутствие конструктивной противоминной (противоторпедной) защиты (ПТЗ). На этапе проектирования линкоров считалось, что такую защиту возможно обеспечить продуманным, но простым разделением корпуса на главные отсеки поперечными водонепроницаемыми переборками. Однако опыты, которые были проведены ещё до Первой мировой войны с подрывом 120-кг зарядов мелинита опытных отсеков будущего корабля, показали полную невозможность обеспечить защиту корпуса от подводных взрывов только переборками. Проведённые взрывы показали неспособность 63,5-мм продольных переборок противостоять им и приводили к значительным разрушениям отсеков, что вело к скоротечной гибели корабля.

Проведенные в ходе модернизаций работы на советских линкорах не смогли устранить отмеченный недостаток, хотя такие вопросы неоднократно поднимались. Наиболее реальными считались варианты с установкой противоминных утолщений – блистеров, как их называли в советском флоте.

Эти работы были проведены уже позже…

Источники: Амирханов, Л. Главный калибр линкоров /Л.И.Амирханов, С.И.Титушкин. – СПб: «Гангут»,1993.- 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли Русского флота 8.1914 – 10.1917 г. Справочник/ Ю.В. Апальков.- СПб.: ИНТЕК, 1996. — 223 с.; Бажанов, Д. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота в дни Февральской революции/ Вестник молодых ученых. Серия «Исторические
науки», №1(5), 1999. — С.12-20.; Васильев, A. Линейные корабли типа «Марат» /
А.М.Васильев. — СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003. — 48 с.; Васильев, А. Первые линкоры Красного Флота. «Марат». «Октябрьская революция». «Парижская коммуна»/А.М. Васильев. — М.: Яуза/ЭКСМО, 2008. — 144 с.; Гангут, сборник. Вып. № 6/1993, 15/1998, 17/1998, 20/1999, 24/2000, 27/2001, 28/2001, 30/2002, 33/2003, 52/2009, 59/2010, 63/2011, 105/2018, 106/ 2018; Гельмерсен, П. Заградительные операции Балтийского флота у германского побережья в 1914-1915 г./П.В.Гельмерсен. — СПб.: Цитадель, 1998. — 38 с.; Дашьян, А. Все линкоры Второй Мировой. Часть 1/А.Ю.Дашнян, С.В.Патянин.- М.: Яуза/ЭКСМО, 2011. — 194 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй мировой /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Дашьян, А. Линкоры Второй мировой в цвете: самая полная энциклопедия /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман.- М.Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Дрезен, А. Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне/А.К.Дрезен.- М.-Л.: Партиздат, 1932. — 338 с.;
Золотарев, В. Русский флот в Первой мировой войне./ В.А.Золотарев, И.А.Козлов. – СПб: «Галлея-Принт», 2002. – 248 с.; Кровяков, Н. Ледовый поход Балтийского флота в 1918 году/ Н.С. Кровяков.- М.: Воениздат, 1955. – 221 с.;
Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза; Эксмо, 2015. – 384 с.; Платонов, А. Линейные силы советского флота /А.В.Платонов.- СПб: ИПК «Гангут», 2016. – 728 с.; Пухов, А. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год/А.Пухов.- М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 140 с.; Скворцов, A. Линейные корабли типа «Севастополь» /А.В.Скворцов. — СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003. — 48 с.; Флотские хроники. Выпуск второй. Сборник // Морская коллекция, № 2 (197) – 2016. – 32 с.; Флотские хроники. Выпуск третий. Сборник // Морская коллекция, № 27(202) – 2016. – 32 с.; Цветков, И. Дредноуты Балтики. Линейные корабли типа «Севастополь» в первой мировой войне и революции (1914-1919 гг.) / И.Ф.Цветков, Д.А.Бажанов. — Самара: Издатель Р.Р. Муниров, 2009. -200с.; Цветков, И. Линкор «Октябрьская революция»/ И.Ф.Цветков. — Л.: Судостроение, 1983. — 224 с.; Цветков, И. Линейные корабли типа «Севастополь». Часть I: Проектирование и строительство (1907-1914 гг.). 2 издание / И.Ф.Цветков.- СПб.: Боевые корабли мира, 2005.- 76 с.; Breyer, S. Stalins «Dickschiffe». Special Band 4./S. Breyer. – Podzun-Pallas-Verlag,1996.- 52 p.; Sobanski, M. Rosyjskie pancerniki typu «Sewastopol»/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. – 112 p.; Sobanski, M. The Russian Battleships Sevastopol Class/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. – 100 p.

источник: https://dzen.ru/a/Zt5qj0cEuFyNhGes

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account