Советская бронетанковая эпопея. Часть 2. Исправление ошибок, или универсальное шасси

17

Часть первая

Содержание:

Введение, история создания

Итак, 1934 год. МС-33 показали себя довольно спорными машинами, из весомых плюсов имеющими только бронирование, и в некотором смысле — орудие. Поэтому, почти сразу же были начаты работы по созданию танка следующей модели.

Советская бронетанковая эпопея. Часть 2. Исправление ошибок, или универсальное шасси

Кроме того, разведкой было выяснено, что Франция разрабатывает танк с бронированием, эквивалентным 40 мм, что требовало усиления вооружения. Ещё одной проблемой 33-го стали односкатные катки. Резиновые бандажи быстро приходили в негодность, что увеличивало износ других элементов конструкции.

Однако, было решено не ограничиваться одним танком и разработать сразу 3 машины, дополняющие друг друга на поле боя.

В результате, к концу 1934- началу 1935 года был представлен линейный танк, бронетранспортёр и штурмовая САУ.

МС-34

Итоговая масса возросла до 12,5 тонн. Форсированный двигатель ЗиС-101 мощностью 130 л/с обеспечивал ему несколько лучшую, чем у предшественника, подвижность. В купе с новой трансмиссией это обеспечило максимальную скорость 32 км/ч по шоссе и 25 — по пересечённой местности. Запас хода увеличили до 300 км путём добавления дополнительного топливного бака.

Ходовая получила улучшенные двухскатные катки, также была переработана конструкция гусеничных лент. Был добавлен пятый опорный каток.

Советская бронетанковая эпопея. Часть 2. Исправление ошибок, или универсальное шасси

Расширен погон башни, добавлены собственные люки для каждого члена экипажа. У командира появилась панорама и 2 триплекса. Наконец, был установлен вентилятор. Экипаж также составляет 4 человека.

Советская бронетанковая эпопея. Часть 2. Исправление ошибок, или универсальное шасси

Из новшеств также можно выделить переработанную орудийную установку, состоящую из 45-мм пушки 20-К и пулемёта ДТ. Изменена конструкция амбразуры стрелка — радиста.

Важным решением стал электрический привод башни, резко увеличивающий её скорость вращения.

Бронирование верхнего лобового листа возросло до 30 мм, как и маски орудия. Появилась фара на башне.

Боекомплект составил 120 снарядов к пушке и 3000 патронов к пулемётам.

СУ-76-Ш (Штурмовая)

Проект штурмового орудия был, в целом, тепло принят командованием. Могущества 45-мм пушки не хватало для борьбы с укреплениями, и требовалось что-то более солидное.

Моторное отделение машины оставили без внутренних изменений, однако, пришлось переработать боевое и отделение управления.

Слева от орудия в довольно тесных условиях разместились мехвод и наводчик. За казённой частью пушки — заряжающий, слева от него — командир. Компоновка была довольно тесной, но несмотря на это в машине нашлось место для 55 76-мм унитарных выстрелов. В 1936 году на комбашенку стали устанавливать пулемёт ДТ.

Советская бронетанковая эпопея. Часть 2. Исправление ошибок, или универсальное шасси

Важным нововведением стала башенка кругового наблюдения.

За счёт сэкономленной на башне массы удалось довести лобовую броню до 40 мм.

Пушка ПС-3 в перспективе должна была быть заменена на более мощный аналог.

БТР-У-1

В концепции современной войны основой наступления должна была стать мотопехота, поддерживаемая танками, артиллерией, авиацией и газами. В этих условиях создание бронированной «телеги» для пехоты стало делом первостепенной важности.

Масса машины уменьшилась до 7 тонн, что позволило оставить двигатель от МС-33. Это стало возможно благодаря тому, что 33-е сводили в пехотные полки как устаревшую технику, что увеличивало унификацию.

Вооружение весьма скромное: 1 пулемёт ДТ и 8 бортовых амбразур для десанта. Экипаж состоял из командира — мехвода, а также 9 десантников.

Броня осталась на уровне МС-33, что, правда, не стало серьёзной проблемой.

Советская бронетанковая эпопея. Часть 2. Исправление ошибок, или универсальное шасси Советская бронетанковая эпопея. Часть 2. Исправление ошибок, или универсальное шасси

Весомым плюсом стала возможность быстрого извлечения двигателя.

Производство и боевое применение

Всего до декабря 1938 было произведено 2520 бронетранспортёров для укомплектования Штурмового корпуса.

Су-76-Ш производились дольше всех, до 1939 года, в количестве 1530 штук.

И, наконец, МС-34 выпустили в количестве более 4000 машин.

Боевое крещение все 3 машины получили в Финляндии. В целом, результат был положительным. Особенно хорошо себя показали СУ-76-Ш при штурме финских укреплений.

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account