Попытка немцев высадиться на Моонзунд получилась неудачной и сопровождалась большими потерями. После болезненной неудачи немецкое командование задалось вопросом: почему так получилось и как избежать таких неудач впредь.
Была проанализирована техника десанта, которая заключалась в следующем: 1) погрузка на транспорты и переход к месту высадки; 2) предварительная перегрузка в виду берега с транспортов на лодки и шаланды; 3) буксирование этих лодок и шаланд к берегу.
Лошади, повозки и артиллерия перевозились на специальных десантных ботах. Это были четырехугольные, плоскодонные боты с двойным дном. При посадке бота на мель передняя стенка откидывалась и служила сходней.
Боты буксировались паровыми катерами до последней возможности и затем, когда становилось слишком мелко, направлялись к берегу либо при помощи шестов, либо подтягивались системой талей, заведенных на берегу за дерево, крупный камень и т. п. Размеры ботов должны были быть небольшие, чтобы их можно было поднимать на палубу и перевозить по железным дорогам. Поэтому длина их была не более 10,5 метра, ширина — не более 3,4 метра, осадка в полном грузу — не более 0,6 метра. Грузоподъемность этих ботов была незначительна: на них можно было перевозить либо 6–8 лошадей, либо 2 полевых орудия с передками, либо 1 шестидюймовую гаубицу, либо 1 грузовой автомобиль . Обводы ботов не давали возможности буксировать их с достаточной скоростью.
После неудачного Моонзунда немцы осознали всё несовершенство имеющихся у них средств высадки, а также неудобство использования в качестве поддержки десанта линкоров из ФОМ и эсминцев. Поэтому немцы начали проектировать самоходные десантные баржи — достаточно вместительные и способные самостоятельно добраться из места сосредоточения до места высадки. Для артиллерийской поддержки десанта были спроектированы мониторы. Уже даже строить их было приступили, но тут наступил 1918-й и капитуляция Германии.
В кригсмарине помнили опыт Моонзунда и наработки на его основе. Самоходные десантные баржи были разработаны и запущены в производство ещё до 1939-го. К лету 1940-го их имеется несколько десятков. С принятием решения по высадке в Англию СДБ получили приоритет, была быстро налажена их массовая постройка.
Ещё до войны также заложена серия мониторов: ВИ 5,5 тыс.т, 2×3 210 мм — калибр вполне достаточный для работы по берегу и для большинства морских целей, также 4×2 105 мм и 2×4 20 мм; дизель-электроходная СУ, обеспечивающая высокую манёвренность, в частности такой же по скорости задний ход, как и передний; скорость 18 узлов; броня: 150 мм борт, 200 мм лоб башен, 100 мм палуба.
Само собой, противоторпедные були.
И противоминная сеть на нос.
Понятно, что возможности Германии не резиновые и серия мониторов возможна не вдобавок к имевшимся в РИ кораблям, а вместо какой-то их части. То есть, чтобы добавить мониторы, надо от чего-то отказаться. Думаю, вполне можно отказаться от тяжёлых крейсеров; то есть, мониторы в немецком флоте появились вместо Хипперов – их серия вышла не в 5 штук, а в две. Построили эти две штуки, осознали, что крейсера это плоховатые, надо перепроектировать (что затянулось до осени 1939-го, а потом и вовсе было отменено). Опыт ПМВ в этой АИ вбил в сознание немцам, что необходимы не только дальние рейдеры, но и ближние прибрежники.
Первый монитор вступил в строй в 1930. К весне 1940-го в строю были 8 штук. Соединение мониторов участвовало в голландской операции. Таким образом, немцы атаковали Голландию не только с суши и воздуха, но и с моря. Немцам удалось захватить в плен нидерландское правительство и короля. Также немецкими трофеями стали большое количество голландских кораблей, в РИ ушедших в Англию.
Итого, к осени 1940 в строю находились 6 штук, ещё два монитора в ремонте после участия в захвате голландских портов и блокаде Дюнкерка.