Славься сим, «Екатерина» — самурая ты потрёс. Черноморские пушки на Дальнем Востоке
Содержание:
Советское (в хорошем смысле) решение.
В ноябре 1897 года в Санкт-Петербурге кабинет в Высочайшем присутствии бурно рассматривал предложение министра иностранных дел графа Муравьева о занятии незамерзающего порта в Китае. Михаил Николаевич заявил, что считает это «весьма своевременным, так как для России было бы желательно иметь порт на Тихом океане на дальнем востоке, причем порты эти… по стратегическому своему положению являются местами, которые имеют громадное значение».
Обладавший опытом организации реального промышленного производства Николай Александрович предложил не торопиться и обсудить этот вопрос спустя неделю, пока же всем присутствующим подготовить свои соображения, какие выгоды сможет получить от этого Россия, какими угрозами оно для нас может быть черевато и какие меры Россия должна будет предпринять для защиты новых приобретений в Желтороссии, и сколько финансовых и других ресурсов для этого потребуется.
К министу финансов Витте, на этом и последующих совещаниях решительно возражавшему против занятия Порт-Артура, Государь обратился отдельно: «Ваше мнение о внешней политике для Нас понятно, но касательно круга Вашей, Сергей Юльевич, ответственности — сообщите сумму, какую сможет выделить казна на чрезвычайные дальневосточные программы, если Нам будет угодно взять Порт-Артур или Да-лянь-ван. Не скроем, что мысль эта кажется Нам весьма притягательной: Владивосток обладает превосходной бухтой, но она по пять месяцев в году скована льдом. Чтобы построенная великими трудами Нашего народа Транссибирская магистраль стала одной из главных мировых транспортных артерий, она должна вести от незамерзающей Либавы до, например, незамерзающего Порт-Артура».
На следующем заседании кабинета министров заслушивали доклады по очереди всех министров, причем Генерал-Адмирал по бумажке зачитал доклад об анализе морских сражений японо-китайской войны 1894-95 годов, в котором очень подчеркивалась роль броненосных крейсеров в составе эскадры.
Принципиальное решение о взятии всего было принято, и тут же в Пекин отправилась представительная делегация, оснащенная массой звонких аргументов, весьма понятных сердцу любого китайского чиновника (500 000 руб. Ли Хунчжану и 250 000 руб. Чан Инхуану). В марте 1898 года, для защиты Китая от Германии и Британии, была подписана Русско-китайская конвенция.
Заблаговременно в Порт-Артур двинулась наша эскадра. В декабре в гавань Люйшуня вошли русские броненосные корабли Наварин, Сисой Великий, Россия и вспомогательный крейсер (транспорт) Саратов. С широкой улыбкой и звонкими аргументами с кораблей на берег уже Порт-Артура сошли русские воинские части — казаки, артиллеристы и экипажи кораблей. До марта там продолжались приемы, торжественные парады, звучали речи и лилось рекой шампанское, и после подписания пекинской конвенции китайский 20-тысячный гарнизон покинул Порт-Артур, оставив русским 59 пушек с боеприпасами, зато прихватив с собой немного русского золота (генерал Сун Цин получил 10 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь — 5 тысяч).
Квантунский полуостров с прилегающими островами, с портами Порт-Артур, Дальний, Талиненвань и другими составил Квантунскую область в составе Дальневосточного наместничества.
Карта Ляодунского полуострова
В Петербурге намеревались превратить Порт-Артур во вторую, наряду с Владивостоком, военно-морскую базу тихоокеанского флота России. Строительство крепости было начато в 1899 году по проекту военного инженера К. Величко.
Сложнее развивались бои на внутрикабинетном фронте. Совещания шли одно за другим. Витте яростно торговался, боролся как лев.
В итоге только в феврале 1898 г. Особое совещание признало:
1) «Главные силы должны быть на главном театре, каковым для данного времени является Дальний Восток».
2) «В Балтийском море ограничиться флотом береговой обороны».
3) «Состав флота для Тихого океана установить: 10 современных эскадренных броненосцев, 10 современных броненосных крейсеров, 10 современных бронепалубных крейсеров 1-го класса, 10 бронепалубных крейсеров 2-го класса, 10 легких крейсеров 3-го класса, 4 минных заградителя, 46 новых истребителей и миноносцев».
4) «Уже спущенный на воду «Ростислав» достроить. Строительство новых броненосцев для Черного моря пока не предпринимать».
5) «Боеспособность Балтийского и Черноморского флотов повышать за счет реконструкции старых кораблей».
6) «Те старые корабли, чья реконструкция нецелесообразна, разоружать и выводить из состава флота».
7) «Сроком готовности Тихоокеанского флота определить 1907 год».
Последний пункт был большой ошибкой. Заложенная в 1902 году четверка броненосцев для Тихоокеанского флота (Слава, Потемкин, Павел 1, Андрей Первозванный), совершенно не успела на войну, после нападения Японии их строительство было приостановлено, и достраивались они уже после войны по радикально переделанному проекту, а четверка броненосцев типа «Бородино», заложенная в 1899 году, в составе Второй Тихоокеанской эскадры вынуждена была пробиваться в Порт-Артур с боем.
Прекращение строительства кораблей для Черноморского флота также подвергается критике многих исследователей. Это решение привело к немалому упадку судостроительных заводов в Николаеве, Севастополе, Одессе, многие мастера вынуждены были переехать в Либаву и на Дальний Восток, впрочем, надо отдать должное царскому правительству — для переселения этих людей была создана специальная программа, квалифицированным рабочим давали по 200р подъемных, вагон для переезда, квартиры на месте, для мастеров и инженеров предложения были еще более привлекательными. Многие юноши даже специально поступали в профильные средние и высшие училища в Таврии, чтобы приобрести профессию кораблестроителя и переехать на Дальний Восток по этой программе.
Программа строительства крейсеров также не была выполнена, даже несмотря на то что, с целью ускорения строительства, в связи с большой загрузкой петербургских адмиралтейств и всех других судостроительных предприятий, было принято решение часть кораблей заказать за границей на лучших судостроительных заводах.
В частности, в Данию был передан заказ на тяжелую канонерскую лодку «Боярин» в 3200 тонн.
Аркан
Канонерская лодка строилась по чертежам новейшего американского проекта, любезно переданных фирмой Крампа после коррупционного скандала, о котором будет сказано отдельно. В Штатах по этим чертежам строились мониторы «Арканзас» и «Невада», в России — «Аркан» и «Невод», на Владивостокской верфи.
Двенадцатидюймовые орудия для шести этих кораблей были добыты путем отправки броненосца «Екатерина 2» на реконструкцию. Морально устаревший корабль вместе с Чесмой был поставлен к достроечной стенке Новониколаевской верфи, с броненосцев были сняты орудия 12″/30, и там он так и простоял до 1905 года, когда после победоносного окончания Русско-Японской войны финансирование Черноморского флота было увеличено. А порядком изношенные орудия главного калибра были рассверлены, в них были установлены лейнеры, были заменены затворы, и переделанные под бездымный порох пушки были переданы для строительства канонерок, 2 шт в Данию, для «Боярина», и 4 штуки во Владивосток, для «Аркана» и «Невода», оставшиеся 6 штук были установлены на железнодорожные транспортеры, объединены в особый артиллерийский полк и переданы в распоряжение Дальневосточного наместника.
Канонерки были построены по чертежам мониторов с минимальными изменениями: за счет отказа от тарана был устроен небольшой полубак, ну и разумеется американские орудия были заменены на аналогичные отечественные.
Основным вооружением канонерок были трехсотпятимиллиметровые орудия, установленные в башнях с прекрасными углами обстрела: 300 градусов по горизонту, от +1 до + 30 градусов по вертикали.
Достроенная первой канонерская лодка «Боярин» в 1902 году совершила переход в Кронштадт, была введена в строй и на следующий год была переведена на Дальний Восток. Стояла стационером в Шанхае, 6 февраля 1904г, по получении информации из Санкт-Петербурга об эвакуации японского посольства, была переведена Порт-Артур, а оттуда в Дальний, ночью 8 февраля счастливо избежала торпедных атак и 9 февраля приняла участие в отражении нападения японской броненосной эскадры Того. Сведения об эффективности этого огня спорны: он ли попал, или достигнутые попадания были целиком заслугой особого артиллерийского железнодорожного полка, определить сложно, так как баллистика орудий у них одинакова, и снаряды они применяли одинаковые.
Позже «Боярин» активно привлекался к бомбардировке подходящих к «Дальнему» японских войск, в июле прошел замену лейнеров в стволах и снова активно участвовал в многочисленных вылазках.
Канонерские лодки «Аркан» и «Невод» стояли в доках до 1904 года, после начала войны были ударными темпами достроены и после непродолжительных испытаний введены в строй. Участвовали в обороне Владивостока, в основном самим фактом своего наличия, и в поддержке знаменитой высадки десанта на Цусимские острова.
Оценка проекта.
Тяжелые канонерские лодки получились недорогими и достаточно мощными средствами усиления береговой обороны, существенно укрепили российский флот береговой обороны. Немалая броня и мощные двенадцатидюймовые пушки с большими углами возвышения, особенно после установки новейших приборов управления стрельбой, делали их опасным противником даже для броненосцев, а 107мм орудия позволяли с успехом обороняться от атак торпедных катеров и угрожать легким крейсерам. Полубак, хоть и небольшой, ощутимо повышал мореходность по сравнению с американскими аналогами. Опыт строительства и эксплуатации этих кораблей лег в основу создания еще более тяжелых мониторов для Великой Войны.
Эпилог.
Главное в этой альтернативе — то, что строительство Тихоокеанского флота ускоряется и расширяется за счет Черноморского флота. В итоге к началу войны мы получаем РИФ суммарно более слабый по числу броненосцев, в том числе на дальневосточном ТВД, но он становится сильнее за счет большего количества крейсеров, особенно легких.
На мой взгляд ощутимым просчетом был отказ от строительства канонерок. В РИ ПМВ потребовала от всех воюющих стран судорожного строительства разного елеплавающего хлама с большими пушками, значит подобные корабли — полезная и нужная штука.
Еще один важнейший момент — списание в утиль рухляди типа «Новгорода», «Чародейки» и тому подобных кораблей, числившихся в составе флота до 1907 года, высвобождение за счет этого эксплуатационных расходов и формирование за счет снятых с них орудий дополнительных береговых батарей, о чем я планирую написать позже.
ЗЫ: а если кого интересует название, то пояснение в комментах
UPD.
Несколько слов о такой важнейшей характеристике корабля, как стоимость. В данном случае мы можем быть весьма точны. Как сообщает годовой отчет американского Морского департамента за 1898 год, Штаты платили за каждый такой монитор в среднем по $855 500 (по тогдашнему курсу — 1 млн 660 тыс. руб).
С одной стороны, американцы строили их вдвое большей серией, чем будем строить мы, и в четыре раза большей серией, чем будет строить Дания, и при этом в Штатах в ту эпоху были самые низкие издержки на промышленное производство в мире, так что цена на Арканы должна быть выше, чем на аrkansasы, а с другой стороны, у нас на корабли будет монтироваться броня БУшная, снятая с Гангута, и возвращенные к жизни при помощи лейнирования пушки.
Так что все отлично с корабликами этими 🙂 Дешевые и сердитые, то, что доктор прописал. Датский обойдется казне в 1,7 млн, если датчане поставят туда все новое, а отечественные встанут существенно дешевле.