В ходе научно исследовательских работ «Платформа БММП» планируется провести комплекс работ разного рода, преследующий несколько целей. Минобороны требует от подрядчиков провести исследования научно-методического, информационного и организационного характера, целью которых будет определение наиболее удобных путей разработки нового семейства боевых машин. Кроме того, на подрядчиков возлагается формирование набора исходных данных, необходимого для проведения научно-исследовательских работ, а также проведение анализа состояния и перспектив отечественных и зарубежных бронемашин. На основе этой информации предполагается сформировать облик перспективной боевой машины морской пехоты. Наконец, занятые в проекте организации должны будут разработать ходовой макет будущей платформы, который в дальнейшем примет участие в испытаниях и проверке примененных решений. Все эти работы должны быть завершены к 25 ноября текущего года.
Большой интерес представляет опубликованный документ под названием «Тактико-экономическое обоснование выполнения НИР “Платформа БММП”», а именно его раздел, где указываются возможные исполнители контракта. Так, в качестве потенциального головного исполнителя рассматривается ОАО «КАМАЗ». Как говорится в документе, эта организация в течение сорока лет занимается созданием колесной техники, в том числе автомобилей для армии, и в настоящее время является ведущим предприятием своей области. Кроме автозавода из Набережных Челнов в научно-исследовательских работах могут быть задействованы еще несколько компаний и организаций. Так, в качестве разработчика компоновки внутренних объемов и внешнего облика перспективной машины рассматривается ООО «Идема» (г. Бор, Нижегородская область); создание электроники могут доверить таганрогскому ОАО «НКБ ВС»; а для выполнения исследовательских и испытательных работ к проекту могут привлечь НИИЦ 3-го ЦНИИ Минобороны.
Из прочих документов, приложенных к информации о заказе, следует, что новая платформа БММП будет иметь колесный движитель. При этом прочие черты облика перспективной машины в настоящее время неизвестны. Прием заявок на тендер продлится до середины июля и по этой причине пока нельзя с уверенностью говорить, кто именно будет определять облик перспективной боевой машины для морской пехоты и кто разработает соответствующий проект. Тем не менее, уже сейчас можно попробовать провести анализ имеющейся у нашей страны техники и попытаться предугадать общие черты облика будущей БММП.
В первую очередь необходимо отметить, что идея создания специальной боевой машины для морской пехоты не является чем-то новым. Несколько лет назад уже появлялись сообщения о начале неких работ в этой области, однако тогда все осталось на стадии исследований и общих заявлений. В результате до сих пор морской пехоте приходится эксплуатировать изначально сухопутную технику, слабо приспособленную для полноценной работы на воде. В настоящее время морская пехота ВМФ России использует бронетранспортеры семейств БТР-70 и БТР-80, а также боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3Ф. Несмотря на возможность пересекать водные преграды вплавь, все эти машины разрабатывались для сухопутных войск и имеют недостаточные характеристики для полноценного использования в морской пехоте.
В последнее время все чаще звучат разговоры о необходимости оснащения морской пехоты техникой, способной к так называемому загоризонтному десантированию. Такой способ высадки на берег подразумевает, что десантный корабль выгружает технику на сравнительно большом (20-40 километров) расстоянии от береговой линии, после чего бронетранспортеры и боевые машины пехоты самостоятельно добираются до суши и вступают в бой. Загоризонтное десантирование уменьшает вероятность уничтожения кораблей, а также затрудняют противодействие десанту. Однако для подобной высадки бронетехника должна иметь хорошие показатели мореходности, а также быть способной двигаться по воде с большой скоростью. К сожалению, ни один из имеющихся отечественных типов легкой бронетехники не отвечает этим требованиям в полной мере.
Стоит отметить, у российской оборонной промышленности уже есть наработки по теме специализированных боевых машин для морской пехоты. Так, несколько лет назад предприятие КАМАЗ создало прототип бронеавтомобиля «Выдра», предназначенного для оснащения морской пехоты. К сожалению, подробная информация об этом проекте отсутствует и приходится довольствоваться лишь несколькими изображениями опытной машины. На фотографиях видны характерные обводы корпуса, прямо говорящие о предназначении этого бронеавтомобиля, а также примерная компоновка внутренних агрегатов. Согласно некоторым источникам, ряд наработок по проекту «Выдра» сейчас используется в работах по новой теме «Амфибия», ведущихся на том же заводе в Набережных Челнах.
Из сроков, выделенных на проведение научно-исследовательской работы «Платформа БММП», следует, что организации-подрядчики должны будут использовать имеющиеся наработки по соответствующим темам. В ином случае они рискуют не уложиться в установленные несколько месяцев. По этой причине в настоящее время трудно говорить о конкретном облике будущей боевой машины морской пехоты. Все фирмы и организации, предлагаемые в качестве подрядчиков, имеют определенные наработки по различным конструкциям, из-за чего пока остается только гадать, какие из них будут использованы в проекте. Вероятно, в настоящее время претенденты на получение контракта оценивают возможности и имеющиеся проекты, благодаря чему уже в середине июля смогут появиться первые конкретные сообщения. Немного позже, в ноябре-месяце Минобороны и организации-разработчики, скорее всего, продемонстрируют макет или даже прототип перспективной машины. Таким образом, в течение ближайших лет появится новый тип легкой бронетехники, который будет полностью соответствовать требованиям морской пехоты.
По материалам сайтов:
http://zakupki.gov.ru/
http://i-mash.ru/
http://lenta.ru/
http://business-gazeta.ru/