Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о корветах проекта 20380 и сходных с ним проектов?
Содержание:
Присказка о корвете 20380
В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был военно-морской флот, и стали ему нужны новые надводные корабли.
Не в городе Богдан и не в селе Селифан, не долго, но и не коротко, строили-строили, и, наконец, построили, корвет проекта 20380.
И был, братцы мои, корвет проекта 20380 во 2001 годе, когда его завершили проектированием и зачали постройкою, самый что ни на есть чудо-корабль.
Спереди у него располагалася новая универсальная (сиречь, супротив надводных, наземных и воздушных супостатов) автоматическая пушка А-190 калибру 100 мм. Много легче, чем прежняя корабельная универсальная пушка того же калибру АК-100, но не хуже ничем, а, напротив, вдобавок еще и скорострельнее прародительницы.
Против надводных супостатов корвет получил две четырехтрубные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран», которые всем были хороши, кроме однаго: никак их не применишь против иной какой цели – ни против подводной лодки, ни против сухопутного ворога. Только по надводной цели етою ракетою стрелять можно.
Для обороны от воздушных супротивников проектировщики замыслили поставить на корвет проекта 20380 новый зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Редут» ажно на 12 вертикальных пусковых ячеек и разместить там либо 12 зенитных управляемых ракет (ЗУР) средней дальности 9М96Е либо 48 ЗУР малой дальности 9М100 (по 4 штуки в одной ячейке), либо какое-то их сочетание. К примеру, можно уместить во двенадцати ячейках и 6 ЗУР средней дальности 9М96Е и ещё 24 ЗУР малой дальности 9М100. Этакое решение позволяло бы корвету проекта 20380 бороться с воздушными супостатами и на дальностях до 40…50 км при помощи ЗУР 9М96Е, и на дальностях до 15 км при помощи ЗУР 9М100.
Правда, к 2001 году не поспели поставщики ЗРК «Редут» представить его в натуре пред ясны очи строителей головного корабля, и, повинившись, предложили разместить на баке головного корабля «Стерегущий» модуль противовоздушной обороны «Кортик-М». «Кортик-М» на корвете «Стерегущий» имеет два 30-мм шестиствольных зенитных автомата АО-18К, а ракет не имеет вовсе, но чтобы запутать тех, кто помыслит на головной корабль проекта 20380 напасть с воздуха, назвали модуль «Кортик-М» буквосочетанием ЗРАК, которое расшифровывается, если википедии верить, как «зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс»:
Повинную голову меч не сечет. Поставили на головной корвет «Стерегущий» этот самый «Кортик-М», так что переднюю полусферу защитили и 100-мм пушкой, и 30-мм автоматами, а вот зенитнами ракетыми не защитили вовсе никакымя.
Ну, а уж начиная со второго по счету корвета проекта 20380, когда сподобились таки поставщики представить строителям корветов три года назад обещанный ЗРК «Редут», так его сразу и поставили в первый серийный корвет именем «Сообразительный» и далее во все корветы серии, акурат в том месте, где на головном корабле размещался модуль «Кортик-М».
Дополнили комплекс вооружения корвета двумя побортно расположенными у вертолетного ангара проверенными временем шестиствольными 30-мм артиллерийскими установками АК-630М.
Для противудействия подводным противникам в корвете проекта 20380 проектировщики впервые в отечественном военном кораблестроении использовали два новых четырехтрубных 324-мм торпедных аппарата «Пакет-НК», которые можно снаряжать как противолодочными, так и противоторпедными торпедами. По правде-то сказать, против подводных лодок иностранцы с 60-х годов двадцатого века и до сих пор использовают для вооружения своих надводных кораблей трехтрубные 324-мм торпедные аппараты, и только советские специалисты им наперекор использовали могучие 533-мм торпедные аппараты (и поныне по им ностальгируют, не вельми понятно почему).
И, в довершение всего, как вишенка на торте, корвет получил не токмо вертолетную площадку, но и поместительный сарай для вертолета типа Ка-27, цистерну для хранения изрядного объема вертолетного топлива, а также корабельный катер и RIB-лодку.
Что же касается главной энергетической установки (ГЭУ), то она у корвета проекта 20380 задумана из четырех дизельных двигателей, каждый мощностью по 6000 л.с, всего, стало быть, суммарной мощностью 24 000 л.с. Этакое устройство ГЭУ позволило корвету проекта 20380 похвалиться экономичностью, которою до того отечественные корабли не хвалились вовсе. Однако, суммарная мощность для боевого корабля такого водоизмещения получилась не велика, и, как следствие, максимальная скорость составила токмо 26,5 узлов, ежели в страничку Википедии посмотреть.
Как, стало быть, известно стало русским людям про корвет проекта 20380, так сразу среди них образовались Злопыхатели и залаяли, что, дескать:
- пушка А-190 на корвете очередями не стреляет;
- ЗРК «Редут» стреляет исправно, токо по цели завсегда промахивается;
- противокорабельные ракеты «Уран» и стреляют как требуется и по цели попадают, но летают тихонько и недалёко;
- ежели бортовой вертолёт найдёт подводную лодку супротивника за границею зоны поражения комплекса противолодочной обороны «Пакет-НК», то поразить ея корвету будет нечем;
- дизеля ломаются кажный день.
Да: с дивана теоретизировать полегше будет, чем отлаживать сложные технические комплексы и системы в бурном море.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но, однако ж:
- пушку А-190 наладили быстрее всего, застрекотала как положено;
- ЗРК «Редут» мало-помалу научился попадать в цель;
- в 2009 году была представлена новая модификация ракеты для комплекса «Уран» именем Х-35УЭ с увеличенной до 260 километров дальностью стрельбы, каковая хоть и летит не быстрее звука, но низенько и ее хрен углядишь;
- против подводных лодок надводные моряки научились воевать союзно (ватагой из 2-3 корветов), и при этом один из бортовых вертолётов группы вооружали торпедами, а остальные вертолёты вели поиск;
- и даже прямым промыслом Господним наладили дизеля так, чтобы в морской поход корвету можно было без буксира отправляться.
И стал таким макаром корвет проекта 20380 вельми прелестным боевым кораблем, для всякой надобности пригожим.
«А мои ти корветы сведоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени; пути имь ведоми, яругы имъ знаеми, луци у нихъ напряжени, тули отворени, сабли изъострени».
Что на современный русский язык в переводе Игоря Заболоцкого может быть переведено так:
— А корветы славные —
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под радарами,
Выросли, как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все моря им знаемы,
Пушки их настроены,
Ячейки их отворены,
Комплексы все точные,
Контакты позолоченные.
Примечание: тут стихотворный перевод фрагмента «Слова о полку Игореве» от Игоря Заболоцкого испорчен вставками от автора.
Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.
Присказка о корвете 20385
В 2012 году, а потом и в 2013 году, заложили два корвета во многом похожих на проект 20380, но модернизированного проекта. Проект этот получил номер 20385.
Хотели как лучше: заменить узко-специализированный противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с 8 ракетами на универсальный ракетный комплекс «Калибр» с 8 ракетами (там и противокорабельные разные ракеты огромной быстроты и дальности, и противолодочные, и против наземных целей), да еще и боекомплект ЗРК «Редут» увеличили с 12 до 16 ячеек, и поставили новый радиолокационный комплекс «Заслон», чтобы видел корабль воздушных супротивников дальше, лучше, и мог много кого обстреливать враз.
Но получилось как всегда: когда согласовывали заказчики проект – веселились, а посчитали — прослезились. Этак, говорят, чегой-то дорого вышло. Нам подешевше надо чего-нито.
Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.
Присказка о корвете 20386
Ладно. Если подешевле – можем, сказали проектировщики и спроектировали такой корвет проекта 20386, что ни словом сказать, ни пером описать. А уж когда от картинок к делу перешли и зачали его строить, то оказалося, что и вовсе он и не дешевле, а даже совсем наоборот.
Строят-строят, а с вооружением не понятно. Какое-то модульное, а что это означает — не разобрать. Вот пушка точно есть, похоже, что 100-мм калибру, и зенитный ракетный комплекс какой-то имеется на баке, и, похоже, что на борту старый знакомый ПКР «Уран», но все это как-то не конкретно.
Главная же энергетическая установка пошла в совсем иную степь: два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27500 л.с. разработки НПО «Сатурн», да плюс два главных электродвигателя АДР-1600-В мощностью по 2200 л.с. разработки ОАО «Звезда». Словом, про экономию топлива речь походу не идет, а речь идет о высокой максимальной скорости, как оно и положено у боевых кораблей. Да еще сбоку электродвижение приплели.
Одним словом, вышло навроде американских литоральных кораблей – красиво, дорого и непонятно простому уму.
А может, так и надо: зачем простому-то уму про такое задумываться? Можа, и не след!
Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.
Сказка о корвете 20380М1
Присказку, стало быть, завершаем, даже затянули слегка, пора бы уж и сказке началу быть.
В 2020 годе решили еще десяток корветов построить, и говорят: де, проект 20385 слишком дорогой, а проект 20386 таков, что и вовсе только сплюнуть можно, чтобы не сказать худого слова вслух. Ну а строить проект 20380 как-то странновато выходит через 20 лет после завершения проектирования.
Думали – думали проектировщики, и придумали. Надо, стало-быть, добра молодца на работу нанять и дело это ему поручить. Наняли – дело нехитрое. А он им и говорит:
— Люди добрые! Заместо «Урана» надобно ракетный комплекс «Калибр» ставить на корвет, то каждому понятно, кроме, конешно, производителей «Урана», да жен ихних с детишками малыми. Понятно каждому, что уж коли в малые ракетные корабли «Каракурты» по 800 тонн водоизмещением ракетный комплекс «Калибр» запихивают, то уж оставлять корабль за две тыщи тонн без такого оружия никак не возможно. Особливо потому, что придумана нонче чудо-ракета «Циркон», которую можно всунуть в ячейку УКСК «Калибр». И летит она так быстро, что защититься от нее супротивнику никак не возможно будет. А еще придумали ракету «Калибр-М», которая летит не так быстро, как «Циркон», но оченно далеко.
— Начал неплохо, продолжай – отвечают ему проектировщики.
— Дороговизна же корвета 20385 в основном в новом радарном устройстве да повышенном числе ячеек ЗРК «Редут». Так что оставьте дешевый радар какой-нито и ЗРК «Редут» о двенадцати ячейках как в серийных корветах. А нарастите-ка вы длину корпуса корвета проекта 20380 на 10 метров, и как раз выйдет длина как в американских эсминцах «Флетчер» времен Второй Мировой войны. Пригожие были кораблики, всем на зависть. Ну а сталь корабельная не дюже дорога. Но, коли длину нарастите, стыдно будет оставаться с четырьмя двигателями по шесть тысяч лошадок, маловато будет. Пусть для экономического ходу останутся дизеля, а форсажными ставьте два газотурбинных двигателя М70ФРУ мощностью 12000/14000 л. с. (мощности приведены для номинальных и для максимальных режимов). Они размер имеют небольшой и поместятся в машинные отделения без затруднения. Итого мощность ГЭУ будет 2х6000+2х12000/14000=36000/40000 л.с. И экономично, и быстро.
— Зачем жа, добрый молодец, длину корпуса-то увеличивать? – спрашивают его.
— Нынче модно катера с лодками открыто не размещать, а прятать за лацпортами. Так что корабельный катер с RIB-лодкою разместить лучше бы между трубою и передней мачтой, там, где был раньше ПКР «Уран», токмо раздвинуть чуток эту часть корабля (чтобы без труда там девятиметровые безэкипажные катера помещалися, когда их наконец-то поставщики изготовят), а на баке, коли корпус корабля удлинен, разместится УКСК «Калибр» в числе два модуля по 8 ячеек, опосля ЗРК «Редут».
— А что, после того, как лодки уберешь, вертолетный ангар вширь нарастим?
— Нет, лучше поставить побортно у вертолетного ангара вместо старых шестиствольных пушек АК-630М новые ЗРАКи «Палаш» с пушками и ракетами, две штуки, словно на фрегате проекту 22350. У него, говорят, у Палаша-то, стволы длиннее, и к тому же наведение оптико-электронное, так что к помехам он устойчивее будет, чем АК-630М, ну и ракеты имеются.
— Ну, рисуй, — говорят проектировщики добру молодцу.
Он и нарисовал, хрен сотрешь:
Отнесли проектировщики проект 20380М1 к Заказчику, а он им и говорит:
-Ой ты гой еси, добрый молодец! Задумал ты корабль-то видать от большаго ума, а вышла у тя чушь несусветная. Зачем нам пара побортно расположенных у вертолетного ангара ЗРАК «Палаш» на корвете шириной в 13 метров, если мы их и на фрегате проекта 22350 шириной в 16 метров разместить не сумели и пришлось ставить его без ракет, только в варианте ЗАК? Сам-то ЗРАК «Палаш» ты нарисовал, бумага она все стерпит, а подпалубный объём у него знаешь какой? Не знаешь, ибо это секрет.
-Каковую, стало быть, резолюцию изволите изложить, Ваше благородие?
-Возвертай, шельмец, взад кормовые шестиствольные 30-мм автоматы АК-630М. Не нами сия пушка придумана, не нам её и с вооружения снимать! Все равно у тебя подпалубного пространства для Палаша нет – хочь с ракетами, хочь без ракет.
Закручинился добрый молодец, с лица взбледнул, заплакал горючими слезами.
Стало жалко его Заказчику, всё же чай русские люди.
-Ну, говорит, добрый молодец, ты не журись, заходи, если чо. А лучше всех кораблей на свете сторожевой корабль проекта 1135 был, на котором я служил во время оно. Вот ты туда посмотри, для ума твого в том польза превеликая будет.
Сказка о корвете 20380М2
Сказано добру молодцу было ласковое слово Заказчиком за ради вежества токмо, а добрый молодец на следующий день заново приходит на голубом глазу.
— Вот, — говорит, — вернул любезные Вашему сердцу 30-мм пушки АК-630М на прежние места у вертолетного ангара, а взамен катеров разместил комплексы управляемого вооружения «Гибка», в максимальном варианте (на одной установке 12 ЗУР «Верба»). Такая вот комбинация АК-630М + «Гибка» защитит от воздушного супостата заднюю полусферу, а к подпалубному пространству она и вовсе нетребовательна.
— О как. А в проекте 1135 глядел?
— В качестве же главной энергетической установки корвета я по примеру сторожевого корабля проекта 1135 поставил четыре газотурбинных двигателя М70ФРУ мощностью 12000/14000 л. с. (мощности приведены для номинальных и для максимальных режимов). Они размер имеют небольшой и поместятся в машинные отделения без затруднения. Итого мощность ГЭУ будет 4х12000/14000=48000/56000 л.с. Это будет быстрый и надежный корабль, хотя и не такой экономичный, как проект 20380.
-Что ж, — говорит Заказчик человеческим голосом, — дело выглядит небесперспективно, пойдём, Адмиралу доложим. Ум хорошо, а два лучше.
Понесли Адмиралу, а он им и говорит:
— Крупновато выходит, не осилят кораблестроителя дальневосточныя такую длину корпуса, надо меньше. Про вооружение же так скажу: вы что, долбодятлы, проект модернизации БПК «Маршал Шапошников» не видали? Там и «Уран», и «Калибр» поместились. Это не спроста. «Уран» стоит недорого, летит низко, попадает надежно. Если прекратить его выпускать, а потом потребуется наново производство восстанавливать – локти пооткусываем. Таковую технику завсегда надо серийно производить, ровно, стало быть, без рывков, а коли перестанем заказывать, заводы рабочих в простой отправят, те рабочие по шабашкам разбегутся, станки на металл сдадут, это все потом ежели и соберешь взад, то не скоро и с большими затратами. Но и «Калибр» хорош, тут правда ваша, никак без него не желательно на боевом корабле в сине море ходить. Словом, сделайте как на модернизированном БПК «Маршал Шапошников» сделали. Про катера девятиметровые скажу, что это дело для корвета не принципиальное. Поместились бы они на корвете – хорошо, а нет – ну и пёс с ними. Сойдут и старый катер с RIB-лодкою, лишь бы не тонули. Дизеля же в ГЭУ верните взад – на Тихом океане расстояния большие, экономия топлива там самое главное и есть. Слоты с 3 барабанами и 5 линиями чаще остальных встречаются в каталоге казино. Это такие азартные игры с реальным выводом денег, как Бук оф Ра, Гараж, Резидент. Такая структура, как показывает статистика, приносит наибольшие выигрыши. Его размер зависит также от RTP слота и от его волатильности, наличия джекпота и его типа.
Сказка о корвете 20380М3
Начертили как сказано: и «Уран», и «Калибр» поместилися, хотя, конечно, на БПК «Маршал Шапошников» ячеек «Калибр» больше имеется – так там и водоизмещение океанское. Длина 107,5 метров вроде не слишком велика. Благодать:
Картинку принесли ко Большому воеводе.
— Эх, — говорит им Большой воевода, — парсунка-то ваша хороша, да я ужо договора подписал строить корветы проекта 20380, восемь штук, да еще две штуки корветов проекта 20385. Поздно вы, робяты, спохватилися.
— Что ж нам делать таперича? — спрашивает Заказчик.
И тогда буй тур Большой воевода изронил свое златое слово, со слезами смешано, сказал:
— Ох сыны, не знал я зла такого! Устал я от проектирования вашего, как ни рисуете – всё хуже и хуже получается. Потому и решил строить то, что уже спроектировано. Однако вижу: зудит у вас в карандашах, и надобно их об бумагу поточить. Коли так, нарисуйте мне такой чертёж, чтобы от проекта корвета 20380 не отойти ни на шаг, а все же его улучшить.
Сказка о корвете 20380М4
Пригорюнился добрый молодец пуще прежнего, а потом попросил жану свою Царевну-лягушку: «Нарисовать мне наказано Большим воеводою такой чертеж, чтобы от проекта корвета 20380 не отойти ни на шаг, а все же его улучшить».
Царевна-лягушка добра молодца спрашивает:
— А ежели корвет проекта 20380 будет против, к примеру, вражеского ракетного эсминца воевать, надо ему будет восемью ракетами залпом стрелять по супостату, али четырьмя?
— Ну так-то я не военный, а по моему разумению, четырьмя стрельнуть достаточно будет. Ежели обнаружит своевременно – то собьёт и четыре, и восемь. А если не обнаружит, то и четырех хватит за глаза.
— А вертолет, если улетел лодки подводные вынюхивать, он с одного борта корвета будет их искать, либо как блоха скакать зачнет: то с правого борта на левый борт скакнет, то, напротив, – с левого на правый?
— Да вроде что и с одного борта от корвета вертолет поиск ведет.
— Ну-тка и нарисуй, что вместо одной из четырёхконтейнерных ракетных установок ПКР «Уран» размещается одна четырехтрубная пусковая установка ракетного противолодочного комплекса РПК-9 «Медведка».
Максимальная дальность и у «Медведки», и «Пакет-НК» равна 20 километров, ежели Википедия не врёт. Однако ж ракета летит быстрее, чем торпеда плывет. Не так много времени будет у противной подводной лодки для принятия мер противодействия. Тут тебе противолодочная огневая мощь повысится, а противокорабельная огневая мощь останется пристойною, и чертеж не изменится ни на шаг.
А еще мечтал же ты дизеля для экономического хода применять, а газотурбинные двигатели для форсажа. Ну и нарисуй как мечтал. Вдруг Большому Воеводе понравится?
Ну а коли американцы ставят наверх ангара вертолетного на своих литоральных кораблях пусковые установки ЗУР ближнего действия, поставь и ты тако же.
— Ну так нет у нас таковых установок то! – отвечал жане добрый молодец
— А «Гибка» твоя как же? Поставь, чаго жалеть то?
Так добрый молодец новую картинку и начертил:
Тая новая картинка-то в папочку отдельную и легла, а что на папке написано, казнить ли, или помиловать – то тайна великая есть.
Вот и сказочке конец, а кто слушал и смотрел картинки – молодец!
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
Послесловие
В тексте использованы цитаты из Слова о Полку Игореве, как в оригинальном тексте, так и в переводе Игоря Заболоцкого, иногда испорченные авторскими вставками. Эти фрагменты сказки выделены курсивом
По мнению Автора как серийные корветы проекта 20380, так и серийные корветы проекта 20385, являют собой превосходные боевые корабли, не только не уступающие зарубежным одноклассникам (немецкому корвету типа Брауншвейг, американским литоральным кораблям типов Freedom и Independence, китайскому корвету типа 056), но и превосходящие их по вооружению и универсальности.
Относительно достоинств и недостатков тех или иных корабельных радиолокационных комплексов (Фуркэ-2, Минерал-М, Заслон, Позитив и т.п.) и вообще относительно корабельного радиоэлектронного вооружения Автор никакого мнения не имеет.
Ещё меньше Автор понимает в характеристиках и моделях гидроакустических систем и комплексов.
Что касается противовоздушной обороны ближнего рубежа, то, вероятно, надо бы российской промышленности прекратить искать свой оригинальный путь построения громоздких зенитно-ракетно-артиллерийских комплексов с громадными подпалубными объемами, а лучше бы вместо КУВ «Гибка» сделать легкую пусковую установку для ЗУР ближнего действия, как это делают все на планете:
Такая установка на крыше ангара повысила бы защищенность российских кораблей в ближней зоны ПВО.
ПО СЛЕДАМ КОММЕНТАРИЯ ВЛАДИМИРА ШАТИЛОВА
В своем комментарии, наш коллега Владимир Шатилов высказал ряд ценных замечаний и предложений по вышерасположенным чертежам.
К примеру, о возможности Амурского судостроительного завода строить корпуса длиной 114,5 метра и о желательности именно такого габарита для отечественного флота.
С рядом предложений Владимира я согласился, а иные отверг. Результат совместного творчества представляет собою чертеж варианта 20380М5 :
И на закуску вариант № 6
В проекте 20380М6, в продолжение проектного решения проекта 20385, два модуля по 4 ячейки ЗРК «Редут» появились на корме, в дополнение к модулю на 12 ячеек на баке. Всего, таким образом, боекомплект ЗРК «Редут» включает 20 ячеек для размещения ЗУР разных типов (ЗУР средней дальности 9М96Е и ЗУР малой дальности 9М100 по 4 штуки в одной ячейке).
Для надежного управления ракетами ЗРК «Редут» в задней полусфере появилась вторая РЛС «Пума»
По прежнему тут нет Интегрированной башни РЛК «Заслон» с целью удешевления проекта.
Корвет проекта 20380М7
Здесь мы видим Улучшенный альтернативный тяжелый корвет в габаритах 114,5х13 метрах:
3 модуля по 8 ячеек ЗРК «Редут», стрельбой ЗУР управляют два РЛС «Пума» — всего 24 ячейки
ЗАК АК-630 размещены удачнее, чем в проекта 20380: они переместились максимально близко к корме, что позволяет снизить мертвую зону в задней полусфере. Это потребует несколько иного положения «Пакет-НК», лодки и катера:
Из уважения к коллеге Владимир Шатилов прилагаю рисунок его проекта по мотивам моих эскизов 20380М2, 20380М3, 20380М7