Скандинавская Империя и ее военная экономика. Военно-экономический потенциал. Судостроительные программы 1920-45.

0

Поскольку "Мир Скандинавской империи" будет расширяться и дальше (в первую очередь, с военно-морским уклоном), я все чаще буду получать комментарии в виде "это невозможно с экономической точки зрения" и "где взять денег на это великолепие?". Поэтому решил выложить методику расчета военно-экономического потенциала, которой пользуюсь. Разработана она мной на основе примеров реальных стран и реальных военных бюджетов. В частности, таблица распределения военного бюджета за основу берет военный бюджет США — к сожалению, для стран, кроме СССР с его плановой экономикой, военно-бюджетной статистики очень мало, по другим странам искал по крупицам. Но точно расчитывать я не собираюсь, а для грубого расчета АИ методика вполне работоспособна.

1.1. Промышленно-развитая страна середины ХХ века может позволить себе длительное время поддерживать расходы на оборону в мирное время в размере 3-5% ВВП, в угрожаемый период — до 15-20% (уровень Швеции РИ 1941-45), в военное время — 25-30%, в тотальной войне — до 50% на 1-2 года (предельные случаи СССР и Японии не беру — у викингов кишка тонка, надорвутся). Примем стандартное отношение годового бюджета к ВВП 1:5 и далее считаем от ВВП.

1.2. СФИ не страдает пацифизмом, в отличие от реальной Швеции и Норвегии, и имеет в 30-х уровень милитаризации, сравнимый с Финляндией или Италией в РИ. Она прекрасно понимает, что отсидеться не выйдет: или русские попробуют провернуть реванш (хотя национал-технократы ориентированы на поляков и японцев), или немцы нападут, или с Англией проблемы будут.

 1.3. Структура военного бюджета в мирное время:

25% — закупки новой техники
37% — МТО и боевая подготовка
22% — содержание военнослужащих, пенсии, мобподготовка
11% — НИОКР
5% — военное строительство, жилищное обеспечение

1.4. Распределение военного бюджета по родам войск:

ВМС — 26%
СВ — 30%
ВВС — 20%
Прочие — 14%
Еще 10% военного бюджета — маневренная часть (где нужнее всего, туда и направим, в виде государственных целевых программ). Например, как подобные программы, будет проходить строительство укрепленных линий, наиболее затратные судостроительные программы, мобилизационные мероприятия до принятия бюджета военного времени. Понятно, что линкор в рамках исключительно военного бюджета не построить.

1.5. Таким образом, нормальная доля военного кораблестроения в мирное время — составляет 6,5% ВБ. В виде целевых программ может быть дополнительно направлено 10%. В общем-то, для небогатых стран — обычная практика.

2.1. Историческая экономика и ее АИ-версия.

Все суммы посчитаны в условных международных долларах 1940 года. Условный доллар 1940 года составляет 4 условных кроны 1940 года (курс гулял от 3,5 до 5 долларов за крону, но обычно держался в районе 4 $/кр. При желании, коэффицент пересчета из международного доллара 1990 в 1940 составляет 0,113.

Исходная статистика взята по материалам нацбанков Швеции, Финляндии и Норвегии. С 1922 года введен синергетический коэффицент 1.3 от реальной истории — за общий рынок, общую экономику и дополнительные доходы от активно осваиваемых рынков прибалтийских стран.

Скандинавская Империя и ее военная экономика. Военно-экономический потенциал. Судостроительные программы 1920-45.

Вот — примерные реальные резервы милитаризации экономики объединенной Скандинавии.

2.2. Примерная капиталоемкость кораблей (в долларах 1940 года)

Пост-вашингтонский линкор — 65-80 млн
Линкор типа "Тор" — 55 млн
Тяжелый авианосец — 50-60 млн
Тяжелый крейсер: 1 поколения — 16-20 млн, 2 поколения — 22-27 млн
Легкий авианосец — 22-26 млн
Легкий крейсер — 10-15 млн (исключая наиболее крупные корабли)
Лидер эсминцев — 4,5-6 млн
Обычный "вашингтонский" эсминец — 3,5-4,5 млн
Миноносец, эскортный эсминец — 1,5-2 млн
Подводная лодка: малая — 0,7-1, средняя — 1-3, крейсерская — 3-4 млн

Исходя из этих цифр, СФИ к 1940 году может позволить себе флот примерно в половину итальянского по основным классам кораблей, с учетом того, что многие из них — или недомерки, или трофейные, или достроены из немецкого задела, кроме того, СФИ имеет доступ к французским кредитам (и за программу 1932-38 года расплатится полностью) и намного меньше тратится на армию. ВВП СФИ составляет на 1939 год 50% итальянского.

Подводный флот и корабли менее 1000 тонн водоизмещения у меня пока считаются не в штуках, а в миллионах и тоннах.

В среднем поддерживается правило: для надводных боевых кораблей 1000 тонн водоизмещения стоит 1,5 млн долларов, подводный тоннаж вдвое дороже. Для примерной оценки использован SpringSharp.

3.1. Судостроение СФИ в 1920-х:

-3 трофейных линкора (умеренная модернизация в конце 1920-х)

-3 тяжелых крейсера типа "Тролль", четвертый не достроен, финансируются как нацпроект

-3 крейсера типа "Кельн II" — достройка немецкого задела, еще 2 — выкуплены в недостроенном виде и достроены в Швеции как гидроавианосцы

-3 крейсера типа "Сконе" — легкие крейсера 1920-х, хорошо бронированные 30-узловые крейсера, на которых опробовали решения будущих "Троллей",

-Эсминцы: 4 из кайзеровского задела, 15 построено на своих верфях по немецким чертежам (3 с 4х105 и 12 с 4х120)

-Миноносцы: 4 трофейных, 5 достроено из кайзеровского задела (все с 3х105)

-Мелочь и подлодки в умеренных количествах

3.2. Судостроение СФИ в 1932-38:

-3 линкора типа "Тор" — финансируются как нацпроект с привлечением французских кредитов
-9 малых крейсеров: 3 — недомерки типа "Готланд", 6 — "крейсера-лидеры" с 8х138, побольше "Готланда"
-12 эсминцев нового типа с 5х120
-Достройка четвертого "Сконе" как авианосца на 30 самолетов (палуба 170 метров, старт с катапульт)
-16 миноносцев в 1000 тонн с 4х105
-Мелочь: торпедные катера, бронекатера, охотники, десантные катера
-Около 45 подлодок (в основном малые)
-Большое число "стандартных траулеров" с возможностью мобилизации их в эскортники вместе с экипажами (в бюджете не пишутся)

3.3. Военная программа (1938) 
Разработана совместно с Францией ввиду приближающейся войны. Изначально — очень амбициозный проект, с оплатой по принципу ленд-лиза — "расплатитесь после войны за то, что уцелеет".

Заложить успели хорошо если пятую часть: 2 авианосца типа "шведский Жоффр", 2 крейсера типа "шведский Альжери", 6 больших эсминцев с 5х138, сколько-то подлодок и малых кораблей. В основном достроено в 1942-43 годах.

3.4. Чрезвычайная программа восполнения сил флота (1941) — пока  не расчитывалась

Начата после отражения немецкого вторжения, когда немцев удалось скинуть в море после полугода ожесточенных боев в Дании, Прибалтике, на балтийских островах и на юге Швеции. Гитлер рванул в Россию за ресурсами для продолжения войны (руда, нефть и зерно), СФИ получила передышку.

-3 легких крейсера типа "Атланта" (построены в США за шведское золото) с шведскими пушками 120/46
-Линкор "Жан Бар" (пришел в Гетеборг на достройку в 1942 году, т.к. в СФИ с 1935 года приняты французские калибры 138/50 и 380/45 и многие механизмы производятся по французским лицензиям) и воевал до конца войны в составе флота СФИ под французским флагом, т.к. Франция полностью оккупирована, но не капитулировала, и в Алжире временная столица).
-По лендлизу получено 6 эсминцев типа "Бенсон" , 12 эскортников, определенное число малых кораблей, 8 подлодок, несколько десантных транспортов, возможно — что-то еще

Собственная постройка — очень маленькая:

-6 больших эсминцев — "шведский Акидзуки" с 8х105/60
-29 миноносцев с 5х105
-Малые корабли, торпедные, десантные катера
-Перестроен в эскортник лайнер "Викинг" (гордость СФИ, трансатлантик постройки 1928 года — "малая Нормандия" с ТЭУ, прообразом линкорной)
-Около 20 малых субмарин

 

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account