1

1. Линейные корабли типа "Свеа".

Неожиданно вошедшая в число великих держав по итогам Великой войны, Швеция (сохранившая унию с Норвегией) стала серьезным игроком в Северной Европе. Для сохранения гегемонии на Балтике для нее стало первоочередной задачей обзаведение собственным тяжелым флотом.

К тому моменту Швеция уже имела солидный опыт строительства и эксплуатации броненосцев береговой обороны, имела два турбинных броненосца с четырьмя 305/45 пушками — "Свериге" и "Дроттнинг Виктория", и достраивала вторую пару — "Хедвиг Элеонора" и "Густав V".

В ходе раздела остатков бывшего кайзеровского флота Швеция в 1919 году получила линейный корабль "Тюринген". В 1920 году ей удалось выкупить практически по цене металлолома еще два корабля этого типа,  "Остфрисланд" и "Ольденбург", доставшиеся США и Японии. Они не были заинтересованы в сохранении устаревших кораблей в составе своего флота, поэтому заинтересовались шведским предложением. Четвертый корабль англичане шведам не продали.

Освоение незнакомых кораблей нового для Швеции класса продолжалось более двух лет. Они получили в шведском флоте имена "Свеа", "Гёта" и "Туле" — в честь первых броненосцев береговой обороны, списанных по окончанию войны.

Полноценно ввести их в строй удалось только в 1923 году, уже после создания триединой Скандинавской федеративной империи в составе королевств Швеция, Норвегия и княжества Финляндия. Линкоры образовали 1-ю линейную бригаду в составе Флота открытого моря. При этом вплоть до 1925 года корабли приходилось обслуживать в немецких доках, поскольку даже в крупнейший док Швеции линкоры не помещались. Только постройка трех 200-метровых сухих доков позволила отказаться от этой практики.

К концу 20-х линкоры устарели окончательно. Тем временем, Германия начала строительство карманных линкоров типа "Дойчланд", а в России завершались восстановление  трех линкоров типа "Севастополь" и двух черноморских — "Свободной России" и "Брусилова" (бывшего "Николая I, причем с 356-мм артиллерией от "Измаила"). Кроме того, крейсер "Рюрик" проходил модернизацию в тяжелый крейсер с двумя башнями от линкора "Полтава" и его же паровыми турбинами, фактически превращаясь в карманный линкор.

В этих условиях и шведским трофеям понадобилась модернизация.

Скандинавская империя и ее бюджетный флот. Часть 2. Линкоры

Все три линкора модернизировались одновременно, в 1927-29 годах.

Носовые оконечности линкоров перестроены, корабли получили наклонный профиль форштевня, хотя и сохранили рудиментарный таран. В кормовых частях ликвидированы казематы противоминной артиллерии и балконы, где они размещались. Корабли получили противоторпедные булевые наделки толщиной 25 мм. Было усилено горизонтальное бронирование, главная бронепалуба в цитадели была добронирована 40-мм бронелистами и достигла 120 мм.

Вместо 15 угольных котлов все корабли получили по 12 нефтяных с более высокими параметрами давления пара. Четырехцилиндровые паровые машины планировалось заменить турбинами, но эта операция оказалась весьма затратной, поэтому ограничились их капитальным ремонтом. Мощность увеличилась до 33000 сил, что позволило довести предельную скорость до 22 узлов.

Угол вертикального наведения всех орудий главного калибра был доведен до 32 градусов, что увеличило максимальную дальность стрельбы до 175 кабельтовых. Старые и изношенные казематные 152/44 пушки были заменены  на новые 152/50 шведского производства. От 88-мм орудий отказались полностью, как и от торпедных аппаратов. Старые немецкие дальномеры, стоящие почти открыто, заменили двумя бронированными дальномерными башенками с 7,5-метровыми дальномерами нового образца.

Надстройки подверглись серьезным переделкам. Старые носовая и кормовая рубки были демонтированы, новые — сооружены по образцу тяжелых крейсеров типа "Тролль" (с более мощным бронированием). Над носовой боевой рубкой была оборудована просторная ходовая рубка с хорошим обзором. Высота надстройки в кормовой части была заметно уменьшена. Там была смонтирована гидравлическая катапульта для самолета-корректировщика. Водоизмещение кораблей после всех этих переделок увеличилось на 2200 тонн.

Из трех дымовых труб осталось две. Вокруг труб была сооружена платформа для зенитной артиллерии. Первоначально на ней должны были находиться 76-мм пушки, но в итоге установили 6 25-мм автоматов Bofors akan m/28, обеспечивающих круговой обстрел. Еще 6 одиночных 20-мм автоматов Oerlikon-Bofors m/29 смонтировали на крышах башен ГК (в 1931 году — добавили еще 8, 6 на башнях и 2 на крышах рубок).

Для обеспечения живучести в дополнение к штатным паровым турбогенераторам корабли получили 4 дизель-генератора по 350 кВт каждый с тепловозными дизелями.

В таком виде линейные корабли вступили в войну 1930-31 года.

Большая часть боевых действий велась зимой, поэтому линкоры никак не могли помочь сухопутным войскам. Русский флот был заперт в Кронштадте, скандинавский — не мог войти в Финский залив…

В единственном крупном морском сражении той войны — сражении при Харьюмаа — линейная дивизия прикрывала крупный войсковой конвой из Финляндии в Прибалтику. Выход русского флота оказался неожиданностью. Как позже выяснилось, русская разведка полностью владела данными о составе конвоя, силах прикрытия и времени выхода.

Трем русским "Севастополям"  удалось выманить шведские линкоры и связать боем, в то время, как карманный линкор, легкие силы и старые броненосцы попытались атаковать транспортные суда. Только упорное сопротивление непосредственного прикрытия конвоя (двух легких, двух тяжелых крейсеров и четырех броненосцев береговой обороны) позволило избежать его разгрома. Это стоило шведам потери броненосца "Дроттнинг Виктория", а русским — броненосцев "Республика" и "Андрей Первозванный" (впрочем, второй был только поврежден и погиб уже на обратном пути, подорвавшись на плавающей мине, по-видимому, сорванной штормом с одного из минных полей).

Бой линкоров окончился почти безрезультатно. Русские и не планировали решительного сражения, их целью был конвой, от которого линкоры должны были оказаться как можно дальше. Пользуясь преимуществом в скорости, они держались на границе предельной дальности огня шведов, выманивая их в сторону Гогланда, где планировалось атаковать поврежденные линкоры береговой авиацией и подлодками. Для этого русскими применялись различные тактические хитрости: подавление радиосвязи (Остехбюро оборудовало экспериментальными системами радиоподавления, ориентированными на шведские частоты, все русские линкоры), имитацию потери хода, ложные попытки прорыва.

Почти все время бой шел на предельных дистанциях порядка 25-28 км.  Попаданий  было мало с обеих сторон из-за большого рассеивания снарядов, к тому же мощный немецкий пояс хорошо держал русские снаряды на такой дальности, а в палубу шведам ни разу не попали (а то "Торы" получили бы более мощное горизонтальное бронирование). Когда русским стало ясно, что атака конвоя провалилась,  они отступили под берег, чтобы прикрыть отходящие от Таллина уцелевшие  броненосцы и крейсера. Шведы же полным ходом вернулись к конвою, уже вошедшему в зону действия своих береговых батарей. Атака же русской авиации не состоялась из-за организационных причин. Впрочем, русские торпедоносцы и так за время войны нанесли шведам достаточно проблем, чтобы задуматься о неэффективности их зенитной артиллерии.

После войны линкоры прошли капитальный ремонт. Они были вооружены новой зенитной артиллерией: 6х1 40-мм автоматических пушек на площадке и 6х2 20-мм  на башнях. Катапульты демонтировали. Планировалось вооружение линкоров и 105-мм пушками, но в связи с окончательным устареванием линкоры в 1935 году были законсервированы. Тем более, уже вовсю велось строительство трех линкоров нового поколения.

С началом Второй мировой войны линкоры вновь вошли в состав флота, но уже в виде 2-й линейной бригады ФОМ с базой сначала в Мальме, а позже — в Карлскруне. Они преимущественно использовались для обороны Датских проливов и огневой поддержки своих войск.

26 августа 1940 года на выходе из гавани Копенгагена линкор "Туле" был потоплен немецкими пикировщиками. На корабле эвакуировался король Дании и значительная часть его двора. Это событие привело к очень серьезным политическим последствиям…

Линкор "Гета" был потоплен в 1943 году возле острова Зеландия немецким линкором "Гинденбург", вышедшим из Киля в испытательный поход. Несмотря на героическое сопротивление скандинавского корабля, ничего противопоставить 420-мм орудиям он не мог. По иронии судьбы, в истории последнего нацистского линкора это была единственная победа. Ему постоянно не везло. Он подрывался на минах, садился на мель,  подвергался бомбардировкам шведов и англичан, получил прозвище "магнит для бомб", и почти всю свою двухлетнюю карьер провел на ремонте. В 1945 году он был затоплен в гавани Любека, после войны поднят шведами, отремонтирован и введен в строй под названием "Гета" — в честь единственного утопленного им корабля. Как ни странно, в составе имперского флота вместе с однотипным "Фридрихом II", получившим имя "Густав-Адольф II", он спокойно и без особых происшествий прослужил до 1978 года.

"Свеа" до конца войны использовался для артиллерийских обстрелов береговых позиций. С 1946 года — учебный корабль. В 1951 году затоплен на Шпицбергене при испытаниях ядерного оружия.

2. Линкоры типа "Тор".

В 1921 году Швеция подписала Вашингтонский морской договор. Ей был выделен лимит линейных кораблей, равный французскому и итальянскому — 177500 тонн. При этом шедский флот имел только три трофейных линкора типа «Остфрисланд» и четыре турбинных броненосца типа «Сверигё», общим водоизмещением в 109500 тонн. В договоре было указано, что Швеция имеет право довести тоннаж до лимитированного в любое время начиная с 1924 года, но это выглядело тонким издевательством: авторы договора прекрасно понимали, что денег у Швеции нет и в ближайшее время не будет, поэтому никакого тоннажа она не заложит еще долго.

Однако провозглашение Скандинавской федеративной империи в 1922 году и последующий бурный рост ее экономики позволил ей к концу 1920-х задуматься об усилении линейных сил. Шведские проекты того времени предусматривали строительство небольших линкоров береговой обороны, развивающих концепцию «Свериге»: 4-8 пушек калибра 356 мм, малая осадка и водоизмещение не более 20 тысяч тонн. Весьма перспективным казался также проект греческого линкора «Саламис», тем более, головной корабль был уже спущен на воду. В 1927 году СФИ даже начала переговоры с Германией о его достройке и передаче шведам конструкторской документации для постройки еще двух единиц. Однако сведения о закладке в Германии карманного линкора «Дойчланд» и перестройке в подобный корабль русского броненосного крейсера «Рюрик» потребовали пересмотреть всю концепцию малого линкора. Теперь шведы хотели получить быстроходный и хорошо бронированный линкор со скоростью хотя бы в 27 узлов, а давно устаревший «Саламис» мог дать не более 22. Да и с разработкой 356-мм орудия у фирмы «Бофорс» дела не заладились.

Проект корабля под данные требования представила итальянская фирма «Ансальдо» на основе раннего проекта линкора «Литторио». Вооружение корабля состояло из 3х2 381/50, 4х2 152/50, 12х1 105/50 орудий, экранированное бронирование в 300 мм позволяло противостоять любым линкорам на Балтике. Оснащенный для лучшей маневренности в шхерах турбоэлектрической силовой установкой, корабль мог развить скорость в 28 узлов — и все это при водоизмещении в 23000 тонн, максимально допустимом для СФИ в условиях вашингтонских ограничений.

Скандинавская империя и ее бюджетный флот. Часть 2. Линкоры

Ухудшение отношений с Россией заставило СФИ вкладывать деньги не в линкоры, а в оборонительные линии в Карелии и Прибалтике. А поддержка России Италией привела к серьезному ухудшению отношений уже и с ней. После войны СФИ ориентировалась на Францию, и о постройке линкоров с помощью Италии не могло больше быть и речи.

Поэтому адаптацию проекта по опыту войны с Россией провели во Франции. Французы тоже были не прочь ознакомиться с уровнем конструкторской мысли своих соперников. При модернизации проекта был использован опыт французов в постройке линкоров типа «Дюнкерк».

Схема вооружения была изменена. Вместо 2-орудийных башен были приняты 3-орудийные. Перефорсированные итальянские пушки заменили французскими. Была установлена универсальная артиллерия. За счет сэкономленной массы нарастили бронирование. Итальянская экранированная система бронирования была успешно испытана в СФИ еще до войны, и ее решили по настоянию шведов не менять, но внешний пояс был сделан полным — от носа до кормы. Бронирование гарантированно держало снаряды 305/52 пушек линкоров типа "Шарнхорст" на дистанции свыше 15 км, 380/52 "Бисмарка" — на 18-29 км, 420/48 "Фридриха" — на 22-27 км. Для собственных 380/45 пушек французского образца дистанция безопасного маневрирования составляла 16-27 км.

От турбоэлектрической силовой установки пришлось отказаться из-за ее большой стоимости и малой надежности. Вместо нее поставили ТЗА фирмы "Рато" и 8 котлов шведского производства. От катапульты и гидросамолета тоже откались по опыту войны.

Корабли получили более совершенную противоторпедную защиту, состоящую из разделенной на 8 секций булевой обделки из броневой стали толщиной 15 мм и шириной в метр, заполненной резиноподобной массой Ebonite Mousse, противоторпедной переборки толщиной 40 мм, и двух рядов внутренних отсеков. Внешние отсеки частично заполнялись мазутом, а внутренние оставались пустыми и могли использоваться для контрзатоплений. Кроме того, в цитадели имелось двойное дно, а в погребах — тройное. Противоторпедная защита проектировалась таким образом, чтобы после 7 торпедных попаданий, случайно распределенных по обоим бортам корабля, он сохранил плавучесть.

Скандинавская империя и ее бюджетный флот. Часть 2. Линкоры

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Длина — 193/198 м. Ширина — 28/30 м. Осадка — 7,5/7,68 м
Водоизмещение — 27350/28900 тонн.
Силовая установка — 8 котлов, 4 ТЗА «Rateau», 112000 сил, 4 паротурбинных и 4 дизельных генератора по 500 кВт
Скорость — 28,4/16 узлов (при форсированной работе машин — на испытаниях  30, в эксплуатации 29,4)
Дальность — 3000 миль.
Экипаж (в мирное/военное время) — 1017/1416 человек.
 

ВООРУЖЕНИЕ:

2х3 380/45 орудий Bofors m/37 (лицензионная французская Model 35)
6х2 120/46 универсальных орудий Bofors m/34
8х1 40-мм автоматов Bofors akan m/31
7х2 20-мм автоматов Oerlikon akan m/29

С 1941:

8х2 40-мм, 6х4 20-мм автоматов

C 1944:

14х2 57-мм, 4х4 20-мм автоматов, в боекомплект введены 120-мм снаряды с радиоподрывом.

БРОНИРОВАНИЕ:

Внешний пояс от носа до кормы, вертикальный, высотой 3,5-5 м, толщиной 50 мм в оконечностях и 100 мм в цитадели, с тремя траверсами по 60 мм, на подкладке из 15-мм высокопрочной стали. Кормовой и носовой наклонены под углом 18 градусов, третий — прямой, разделяет румпельные отделения.
Внутренний пояс толщиной 280 мм, вертикальный, высотой 5 м, длиной 110 м, на тиковой подкладке, с двумя траверсами по 280 мм, расположенными под углом 8 градусов. Общая толщина вертикального бронирования эквивалентна 430-455 мм (по разным методикам расчета).
Главная бронепалуба — плоская, толщиной 115 мм, опирается на верхние кромки главного пояса.
Нижняя бронепалуба (от носа до кормы) — 30 мм, с обратными скосами к нижней кромке главного пояса.
Башни ГК: лоб — 340 мм, тыл — 280 мм, борт — 200 мм, крыша — 150 мм, барбеты — 280 мм, трубы подачи — 120 мм
Башни СК: лоб — 50 мм, борт — 40 мм, крыша — 20 мм, барбеты — 50 мм
Рубки: носовая — 230, кормовая — 180, крыша ходовой рубки — 10 мм, башенки дальномеров — 30 мм.
Продольная переборка между барбетами башен ГК — 30 мм
Противоторпедная переборка — 40 мм.

ОПТИЧЕСКОЕ И РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

5 дальномеров: главный 12-метровый, 2 7,5-метровых, 2 6-метровых в башнях.
Электромеханический баллистический вычислитель ГК
2 зенитных директора универсальной артиллерии и 4 ПУАЗО малокалиберной.
РЛС общего обзора Ericson m/38 (дальность около 120 км по воздушным целям)
С 1943 — артиллерийский локатор Ericson Viggen, совмещенный с баллистическим вычислителем.
С 1944 — радиолокационная система управления зенитным огнем.

РАЗВЕСОВКА:

Броня — 10844 т
Вооружение — 2242 т
Силовая установка — 3158 т
Корпус, вспомогательные механизмы, ЗиП — 10051 т
Топливо, боекомплект, судовые запасы — 1970 т
 

Общая масса при нормальном водоизмещении — 28239 т

Коэффицент водоизмешения — 1,05
Интегральный коэффицент полноты корпуса — 0,645
Коэффицент длины — 6,43
Метацентрическая высота — 2,2 м
 

РАСЧЕТНАЯ ЖИВУЧЕСТЬ:

Поражений 380-мм снарядами: 28
Поражений 533-мм торпедами: 7
(при условии, что попадание не приводит к взрыву боезапаса)

 

«Тор» — строился в сухом доке Мальме, 1934/36/38. Вошел в строй в октябре 1938 года.
«Один» — строился на стапеле в Гетеборге, 1935/37/39. Вошел в строй в марте 1939 года.
«Фрейя» — строился в сухом доке в Гетеборге, 1935/37/39. Вошел в строй в мае 1939 года.

 

В ценах 1940 года стоимость одного корабля достигала 55 миллионов долларов. Для сравнения, цена полноценного пост-вашингтонского линкора со сравнимыми характеристиками начинается от 65 миллионов, а в среднем достигает 75-80. Так что с задачей постройки недорогого, но хорошо защищенного линкора СФИ справилась. Но даже такие траты были весьма ощутимы для небогатой страны. Годовой военный бюджет СФИ с 1932 до 1938 года увеличился с 162 до 720 миллионов долларов. (Для сравнения, военный бюджет одной только Швеции в реальной истории в 1931 — 118, в 1936 — 162, в 1941 — 750 миллионов). Ей пришлось экономить на всех остальных классах кораблей. Шведская судостроительная программа активно кредитовалась Францией, которой нужен был сильный союзник против явно готовящейся к войне Германии. За кредиты Швеция в основном расплачивалась с Францией поставками стратегического сырья — стали, железной руды, никеля, меди, целлюлозно-бумажной продукции, пиломатериалов, а также промышленной продукции военного назначения. Франция, готовящаяся к войне, тоже остро нуждалась в промышленном сырье.

К началу Второй мировой войны три линкора составляли 1-ю линейную бригаду ФОМ и базировались на Гетеборг. Основными их противниками были силы германского флота, базирующиеся на Гамбург и Бремерхафен (Киль был под прицелом датских береговых батарей и там ничего не базировалось) и включающие четыре линкора типа «Шарнхорст» с длинноствольными 305-мм пушками. Кроме того, строились два линкора с 380-мм пушками ("Бисмарк" и "Тирпиц", вошли в строй в 1941) и были заложены еще два с 406-мм пушками (позже  орудия уже расточили до 420 мм) — "Фридрих дер Гроссе" и "Пауль фон Гинденбург" (1943).

3. Послевоенная служба шведских и трофейных линейных кораблей.

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account