Скандалы, интриги, расследования: как сбить стелс-самолёт F-117?
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Двадцать лет назад ПВО Югославии впервые в мире сбила «Ночного ястреба» — «стелс» F-117. Как и кому удалось поразить секретный неуязвимый самолёт — в нашей статье.
«Простите, мы не знали, что он невидимый»
Немного истории. Двадцать лет назад югославские войска гоняли албанские отряды по Косову. Тридцатого января 1999 года альянс НАТО пригрозил бомбёжками. Югославия пошла на переговоры, но отвергла условия НАТО и отказалась допустить войска альянса в Косово.
Двадцать четвёртого марта НАТО начало бомбардировки Югославии. Впервые за очень долгое время в Европе шла настоящая война (а не междоусобицы внутри стран). Только в первых двух ударах со стороны НАТО приняли участие свыше 300 самолётов (не считая крылатых ракет). И их число быстро нарастало.
И тут 27 марта близ Белграда упал сверхсекретный самолёт F-117A.
Но как югославская ПВО смогла сбить самолёт, который американская ПВО просто не видела?
Если верить мемуарам конструктора «Локхида» Бена Рича, на испытаниях в Неваде операторы мощного радара зенитного комплекса «Хок» не замечали «стелс», даже когда он пролетал прямо у них над головой!
Вот только это была уменьшенная модель самолёта. А серийным «стелсам» военные США не рекомендовали приближаться к комплексам ПВО ближе чем на три километра. При этом метка на экране радара от одного из вариантов «стелса» была бы меньше, чем от любого самолёта и даже птицы.
«– Ну, — настаивал я, — что это значит? На экране радара он казался бы как… что? Как кондор, орёл, сова, что?
– Бен, — ответил он с громким хохотом, — он будет размером с глаз орла».(Рич Бен, «Skunk Works: личные мемуары моей работы в Локхид»)
Вот только конкретно этот прототип так и не научили летать…
Тем не менее, за всю войну 1991 года в Ираке США не потеряли ни одного F-117. Его неуязвимость стала просто легендарной.
А тут самое начало войны — и такой конфуз. Анекдоты на тему «прости, не заметил» стали в России безумно популярными. А всё-таки — как? И кто?
«Кто стрелял, куда попал?»
В претенденты на сбивание суперсамолёта выстроилась целая толпа. Одни писали: «стелс» сбил сербский МиГ-29. Летел ночью на большой высоте, увидел — что-то светится, вышел в лоб и жахнул по F-117 из пушки. Вероятность оцените сами.
На уровне слухов МиГ-29 вообще сбивали «стелсы» чуть ли не эскадрильями.
Другие воздавали почести зенитно-ракетному комплексу «Куб» — как самому современному у Югославии. Третьи вообще пели оды зенитной артиллерии. Однако по наиболее достоверным свидетельствам, «пальма первенства» осталась за ракетами старого зенитного комплекса С‑125.
Окрестности Белграда прикрывала 250-я зенитная ракетная бригада из восьми дивизионов С-125 «Нева-М». Одному из этих дивизионов было суждено войти в историю ПВО.
С началом бомбёжек, 24 марта, 3-й дивизион скрытно перешёл на запасные позиции у села Шимановцы. Радар работал без излучения, развернули две пусковые установки ракет.
Согласно дневнику сербского подполковника Джордже Аничича и данным словацкого военного журналиста Мирослава Дюреши, дело было так. Двадцать седьмого марта бригаде из оперативного центра доложили: воздушная тревога, приближается цель. Старый радар П-18 засёк несколько целей, но они ушли из зоны поражения.
В 20:41 была обнаружена новая цель: азимут — 195°, удаление — 23 километра, скорость — 200 метров в секунду.
Оператор радара доложил командиру: «Дани, идёт на нас!». Началась игра в «кошки-мышки». Зенитчики попытались захватить цель и пустить по ней ракеты — не вышло, хотя удаление уже было 17 километров. Когда удаление стало 15 километров, всё равно ничего не получилось. Адреналин так и хлестал.
Наконец, с третьей попытки всё получилось. На азимуте 230° и дальности 14 километров цель удалось захватить. Тут же офицер управления Сенад Муминович дал залп двумя ракетами В‑601Д.
Цель в эти секунды находилась уже в десяти километрах от радара (по горизонтали, наклонная дальность — 12 километров), на высоте в шесть километров, азимут — 240°.
Вероятно, пилот засёк пуск, потому что цель резко ушла в набор высоты.
В 20:42 по азимуту 270° на наклонной дальности около 12 километров и высоте порядка восьми километров одна из ракет нашла доселе неуязвимый «стелс». Вторая не попала в луч наведения и самоликвидировалась.
Десять лет спустя пилот Дейл Зелко рассказывал, что была очень низкая облачность. Ракета пробила слой облаков и устремилась к его самолёту. Лётчик догадался, что его видят, — и не ошибся. Дейл катапультировался, а утром его спасли свои же вертолётчики.
«Сбил тебя наш лётчик Ли-Си-Цын»
Командовал историческим расчётом подполковник Золтан Дани, этнический венгр. Чтобы никто не догадался, в югославской прессе его называли Гвозден Дюкич и Зоран Дакич. Другим членам расчёта тоже придумали псевдонимы.
Так, подполковник Джордже Аничич стал Анджелко Дворджевичем, капитан 1-го класса Санад Муминович — Ненадом Миновичем, сержант 1-го класса Джордже Малетич — Милетой Джорджевичем, а сержант 1-го класса Владимир Любенкович — Любиславом Вадичичем.
Джордже Малетич позже вспоминал, что после пуска услышал сильный взрыв. Не иначе бомбят! Выскочил из своей кабины, где отвечал за снабжение комплекса электричеством, — всё в порядке, это реактивная струя от ракет при старте отбросила на кабину камни с земли.
Второго мая всё тот же 3-й дивизион сбил двумя ракетами (первая не вошла в луч управления) истребитель-бомбардировщик F-16CG. Пилота Дэвида Гольдфейна вытащила поисково-спасательная группа, как и в первый раз. А обломки остались сербам на память.
Это единственные достоверно подтверждённые победы югославской ПВО за все 78 дней войны. Официально министерство обороны Югославии заявило, что сбило 61 самолёт, семь вертолётов, 30 беспилотников и 238 крылатых ракет.
После войны Золтан Дани утверждал, что, мол, лично доработал радар П-18, чтобы тот смог засечь «стелс». Также намекали на наведение ракет тепловизорами. Однако другие офицеры расчёта опровергли выдумки — как они могли не знать о секретных «апгрейдах»?
Скорее всего, вся эта история — из области микроволновок, отвлекающих антирадарные ракеты на себя.
Отдельные журналисты договариваются до того, что и В-2, стратегический стелс-бомбардировщик, тоже сбили! И не один! Просто «власти скрывают». Уж тут-то все самолёты известны по именам — куда потерю спрячешь?
В американском журнале National Interest недавно возложили вину не на секретное оружие, а на своё же планирование. Самолёты летали по шаблону, пилоты часто трепались по радио — вот засаду и устроили.
Точные выводы военных неизвестны, но специалисты также сходятся на этой версии — если долго летать по одному маршруту, рано или поздно зенитчики поймут, куда стрелять. Хотя некоторые радетели за славу американской техники по сей день утверждают, что 117-й упал сам.
«Ночные ястребы» совсем неуязвимыми никогда не считали. В рамках большой авиационной войны, когда одновременно летят крылатые ракеты и сотни самолётов, ПВО громят с размахом — и «стелс» успешно действует.
К началу нулевых F-117 и правда чуть-чуть устарел. Да, он был достаточно незаметным, но и ПВО на месте не стояло. При этом у F-117 — не лучшие лётные характеристики и минимальный набор РЭБ, который может помочь с прорывом ПВО. Потому в 2006 году его и сняли с вооружения. На одной незаметности в наше время больше не уедешь.
С той ночи, когда над Югославией сбили «стелс», прошло двадцать лет. Много раз спорили, какой была бы судьба Югославии, если бы её президент Слободан Милошевич купил у России современные зенитные комплексы С-300. Лидер Ливии Каддафи тоже не купил, и судьба его была печальной. Другие же стразенитны учли уроки — не забывают крепить оборону.
Так, на всякий случай.
источник: https://warhead.su/2019/03/28/skandaly-intrigi-rassledovaniya-kak-sbit-stelssamolyot-f117