Шпангенхельм славянского вождя. Темная история шлема, найденного в Брянской области

12

В марте 2011 года на одном из аукционов антиквариата появился интересный лот — бронзовые фрагменты каркасного шлема, шпангенхельма, который, как позже выяснилось, был найден в Климовском районе на юго-западе Брянской области, в бассейне Десны. К продаже предлагались часть нижнего обода, четыре Т-образные пластины-ребра, служившие каркасом, навершие с цилиндрической втулкой, в которую вставлялся плюмаж, и некоторые другие, более мелкие детали. Шлем был украшен простеньким, но очень любопытным орнаментом, отсылающем ко временам раннего Средневековья, точнее, к эпохе Великого переселения народов.

Лотом заинтересовались сотрудники Государственного исторического музея (ГИМ), которые отслеживают подобные объявления. Даже беглый осмотр фотографий показал, что шлем уникален — он относится к типу бальденхайм (по местечку в Германии, где был обнаружен первый образец). Подобных шлемов найдено всего около трех десятков и в основном они попадались в погребениях вождей и в кладах в Западной, Центральной и Южной Европе (в частности, в Германии, Словакии, на севере Италии и на Балканах). А здесь — фрагменты шлема имеют, можно сказать, российское происхождение. Интриги добавляло то обстоятельство, что годом ранее в Навлинском районе Брянской области, черные копатели обнаружили плохо сохранившиеся фрагменты еще одного похожего шлема — покрытые чешуйчатым узором бронзовые нащечники.

Ученые, разумеется, связались с продавцом, попытались уговорить его сдать находку в музей. Однако безуспешно. Удалось лишь получить дополнительные снимки древнего артефакта, а также выяснить, что в том же месте, где и шлем, было найдено кое-что еще — биметаллические удила с фигурными псалиями, украшенными головами хищных птиц (подобный декор, начиная с III века, был распространен у готов и других германцев). После этого владелец шпангенхельма перестал выходить на связь, лот был то ли выкуплен, то ли снят с продажи, а ученым оставалось лишь довольствоваться снимками и на их основе попытаться понять, что это за шлем, кому принадлежал и как попал на территорию современной России.

Судя по предшествующим находкам, бальденхаймы были распространены со второй половины V века по конец VI-го. По всей видимости, носили эти защитные головные уборы, по тем временам богато украшенные и наверняка недешевые, представители воинской элиты — вожди и их ближайшие соратники. Но кто именно? Как минимум, два образца было найдено в Западной Европе, на территории, захваченной в V веке франками. Хотя бальденхаймы характерны не только и даже не столько для франков. Шлемы обнаружены также в зоне расселения других германцев — бургундов, свевов, герулов, гепидов, остготов (как, например, очень неплохо сохранившийся шлем, найденный в итальянском местечке Торричела Пелигна).

Однако главный «очаг» бальденхаймов — Балканский полуостров. Шлемы откапывали и на севере Греции, и на территории современных Северной Македонии, Хорватии, Румынии. В числе прочего это говорит и о том, что львиная доля шлемов этого типа производилась в оружейных мастерских Восточной Римской империи, что подтверждают и типичные орнаменты, украшающие ободы, пластины каркаса и нащечники — с сюжетами, связанными с восточным христианством. Кстати, один из бальденхаймов, обнаруженный в бывшей греческой Гераклее, имел и вовсе четкую географическую и временную привязку — клейма мастерской из Константинополя или Фессалоники времен императоров Анастасия и Юстина.

По всей видимости, шлем, который обнаружили черные копатели в Брянской области, также византийского происхождения. Об этом свидетельствуют и набитые пуансоном кресты на ребрах, и декор в нижней части шлема. В частности, если присмотреться к орнаменту на ободе, можно разглядеть птиц, клюющих виноград с лозы: как объясняет ведущий специалист ГИМ, сотрудник Института археологии РАН Олег Радюш, в раннем христианстве подобный сюжет символизировал Причастие. Любопытна также выбитая у основания каждой пластины-ребра двойная буква — «ТФ». Эта «аббревиатура» может означать, по предположению профессора Брянского государственного университета Евгения Шинакова, слово «Теофания» — Богоявление.

На вопросы о том, как шпангенхельм, изготовленный византийским мастером, оказался на Брянщине, и кому он принадлежал, существует несколько ответов.

В 375 году гунны разгромили существовавшую в Северном Причерноморье державу готов Эрманариха (Германариха). Часть германцев отправилась искать счастья на запад, оказавшись в итоге на территории Римской империи, другая часть предположительно сбежала от кочевников на север и расселилась где-то между Ипутью и Десной. И, таким образом, шпангенхельм, обнаруженный в Брянской области, мог принадлежать кому-то из высокопоставленных готов, возможно, сподвижнику Эрманариха. Однако у этой версии есть существенные минусы. Никаких сообщений о бегстве разгромленных готов на север в письменных источниках не зафиксировано. Но главное — найденный шлем относится к более позднему периоду: он моложе Эрманариха, как минимум, на 100 лет, а, как максимум, на 200.

Поэтому рассмотрим вторую версию. В 455 году в битве при Недао в Паннонии гепиды короля Ардариха одержали победу над гуннами и окончательно поставили крест на кочевой империи, созданной великим и ужасным Аттилой. Часть гуннов, а также их германских союзников и вассалов, прежде всего, герулов, ругиев и, возможно, кого-то из гепидов, откатилась на восток, за Карпаты, — к бассейнам Днепра и Десны. И кто-то из германских вождей и носил «брянский» шпангенхельм (гунны предпочитали другие головные уборы, а если и носили шпангенхельмы, то, видимо, с другим орнаментом). Хотя это чистое предположение, письменных подтверждений того, что гунны и германцы после Недао забрались так далеко на восток, нет, а археологические находки весьма скромны.

Третью версию приводит брянский историк Евгений Шинаков. Он рассказывает о бегстве из Паннонии на восток гепидов и (или) герулов — после поражения в середине VI века от других германцев — лангобардов, впоследствии завоевавших Италию. На такой вариант намекают некоторые археологические находки.

«Косвенно об этом свидетельствует случайная находка свернутого в клубок боевого пояса с десятью серебряными позолоченными бляшками, обнаруженного на прибрежном всхолмлении в пойме верховий реки Навля. Две плоские вытянутые пластины наклепывались на конец ремня, продевавшегося через отверстие в прямоугольной пряжке сложной формы. Еще две прямоугольные пластины, украшенные S-видным орнаментом и повернутыми друг к другу клювами головами хищных птиц, также служили для крепления к ремню какого-то предмета, скорее всего, ножен меча», — пишет Шинаков, отмечая, что подобные орнаменты характерны для восточных германцев, тех же гепидов, герулов или готов.

Археологи определили, что пояс относится к VI веку, очевидно, что он германский. Почему бы и шпангенхельму из Климовского района не принадлежать кому-нибудь знатному герулу (или гепиду)?

Но он мог принадлежать вовсе не германцу, а вождю древних славян. Такую версию выдвигает археолог и историк Михаил Казанский. И у него есть для этого основания.

Дело в том, что территория нынешней Брянской области относится к ареалу распространения так называемой колочинской археологической культуры, которую обычно связывают со славянами и датируют V, VI и VII веками. То есть в современном Климовском районе в то время жили, скорее всего, не германцы, а славяне — анты или венеды. И как раз тогда, в VI веке, они начинали выходить на ведущие исторические роли, вступая в тесное взаимодействие, прежде всего, военное, с греко-римской цивилизацией.

Так, по сообщениям византийского историка Прокопия Кесарийского и некоторых других авторов, при императоре Юстиниане Великом, славяне доставляли ромеям немало хлопот, совершая грабительские рейды на юг от Дуная и возвращаясь на родину с богатой добычей.

«Обогатились и приобрели золото, и серебро, и табуны лошадей, и много оружия», — пишет о результатах одного из таких походов, состоявшемся в 584 году, другой историк Иоанн Эфесский.

И поэтому нельзя исключать, что «брянский» шпангенхельм был одним из славянских трофеев. Шлем был захвачен в бою, а затем стал собственностью то ли вождя антов, то ли его приближенного (простой воин такой шлем позволить себе не мог). А, возможно, как предполагает Михаил Казанский, подобные шлемы и вовсе получили в то время у славян распространение — ведь к концу VI века относится создание у антов, венедов и склавинов отрядов тяжеловооруженной конницы, предшественницы княжеских дружин. Вооружены они, вероятно, были — во всяком случае, поначалу, — трофейным оружием. Сражались римскими мечами, носили византийские кольчуги и шлемы.

P.S. Во время подготовки этой публикации, пытаясь узнать нынешнюю судьбу шлема из Брянской области, я связался с археологом Олегом Радюшем — именно он сделал первое научное описание находки. По его словам, несколько лет назад шпангенхельм светился на украинском аукционе «Виолити» и сейчас, по всей видимости, находится в частной коллекции. «К сожалению, вытащить его пока не получается», — добавил археолог.

Литература: Е. А. Шинаков. От Чернигова до Смоленска. Военная история юго-западного русского порубежья с древнейших времен до XVII в./ О. Ю. Радюш. Шлемы эпохи переселения народов из Поднепровья/ М.М. Казанский. Ранневизантийские шлемы типа балденхейм в Поднепровье

Автор — Алексей Денисенков

Источник — https://zen.yandex.ru/media/historygothy/shpangenhelm-slavianskogo-vojdia-temnaia-istoriia-shlema-naidennogo-v-brianskoi-oblasti-61baffe70e02437fc104c2d4?&

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account