Наземный транспорт долго еще будет сохранять свое первенствующее значение по сравнению с воздушным. Самолеты имеют свои недостатки перед поездами и пароходами. Грузоподъемность самолетов сравнительно низка. Для взлета и посадки они требуют больших площадей. Правда, они ушли далеко вперед по своей рекордной скорости, но и наземный транспорт старается не отставать от своих воздушных собратьев – скорость его растет ежегодно. Эксплуатационная скорость автомобилей уже сейчас может быть доведена до 100 км/час, а поездов – до 120-130 км/час.
Дальнейшее увеличение скорости возможно не только путем усовершенствования паровозов и автомобилей. Можно сконструировать такие дороги, чтобы они сами создавали добавочную скорость для наземного, транспорта.
Вот два предложения, которые показывают, что можно сделать в этом направлении.
Возьмем железные дороги. Уже сейчас начинают развиваться подземные дороги – метро, пока еще преимущественно как городской транспорт. В будущем, по-видимому, значительная часть междугородных железных дорог тоже уйдет под землю или в закрытые тоннели. Скорость требует, чтобы путь был свободен от всяких неожиданностей – от пересечений, от неровностей рельефа, от снежных заносов и т. д. Но, убирая железную дорогу в тоннели, мы можем осуществить одно очень важное мероприятие. С помощью вентиляционных установок можно создать в тоннелях искусственный воздушный поток по направлению движения поезда. Уже сейчас техника позволяет осуществить циркуляцию воздуха в тоннелях со скоростью 60 м/сек, или приблизительно 200 км/час. К этому прибавляется собственная скорость поезда – 150 км/час.
Таким образом, с помощью циркуляционного потока можно будет довести скорость электропоездов в тоннелях до 300-350 км/час.
Второй проект относится к автомобильному транспорту. Скорость междугородных автомобильных сообщений можно увеличить довольно просто. Для этого надо заставить дорогу прийти в движение. Мысль эта не новая. Она осуществляется в различного рода движущихся лестницах – эскалаторах. Она широко применяется в промышленности в виде конвейера. Маленькие конвейеры сменяются большими. Целые заводы переходят на конвейерную систему. Недалеко время, когда конвейер выйдет на улицы городов – движущиеся тротуары уже проектируются в Америке. А в будущем конвейер пойдет, возможно, еще дальше и свяжет между собой города целой сетью движущихся дорог.
Представим себе такую дорогу между Москвой и Ленинградом.
Дорога эта пролегает в зацементированном углублении. На дне углубления проложены рельсы и электрокабель. На рельсы устанавливаются оси с колесами. Эти оси скреплены между собой сплошной рамой. Рама устроена на шарнирных соединениях и достаточна гибка, чтобы описывать кривые линии на поворотах. На раме укреплен настил из металлических полос, образующих ровную поверхность.
Оси приводятся в движение электромоторами, установленными под рамами. Время от времени полотно как бы «ныряет» под землю и через несколько десятков метров выходит снова наружу. Таким образом, дорога прерывается небольшими неподвижными площадками, приспособленными для въезда автомобилей.
Въезд на дорогу возможен только с этих неподвижных площадок. Автомобиль въезжает на площадку уже с большой скоростью и непосредственно с разбега вкатывается на движущееся полотно. Это происходит легко и без всяких толчков. Путники в первое мгновение чувствуют только, что их немного вдавило в спинку мягкого кресла. К скорости машины, достигающей 200 км, прибавилась скорость полотна – 150 км. Весь путь Москва – Ленинград может быть пройден за два часа.
Полотно дороги вращается, описывая замкнутую фигуру в горизонтальной плоскости. На концах маршрута цепь делает две широкие петли, огибая города – Москву и Ленинград. Через каждые 100 км под полотном проложены длинные коридоры, чтобы давать подступ к механизмам полотна для проверки исправности линии. Возможно, впрочем, что полотно не будет итти одной сплошной цепью на всем пути, а будет разбито на ряд бесконечных цепей, разделенных между собой неподвижными площадками для въезда. При такой конструкции случайная авария в каком-либо месте не будет вызывать остановки всего полотна; из строя временно выйдет только один участок дороги. Впрочем, конструкция движущегося полотна настолько проста, что повреждения дороги будут только редкими исключениями.
Большая часть этого пути будет проходить в тоннелях, сделанных из прозрачных блоков. Эти тоннели должны предохранять путь от загрязнения и снежных заносов. Их прозрачные стены будут в то же время пропускать солнечные лучи и открывать перед путниками всю панораму проносящихся мимо полей, лесов, городов и колхозов.