Шмайссер и Калашников — братья по классу
В связи с очередной вспышкой общественного интереса к происхождению автомата Калашникова коллега Хома Брут выложил вполне убедительные материалы для сравнения разных образцов оружия под промежуточный патрон: https://alternathistory.ru/i-snova-shmaisser-protiv-kalashnikova. Но у сторонников норманистской шмайссеровской теории происхождения автомата Калашникова есть ещё один «неопровержимый» аргумент: а не мог какой-то там слесарь сделать такого оружия! Во времена, когда тысячи и тысячи людей, отсидев на заднем ряду в аудитории какого-то там университета, получают, не выходя из «Инстограмма», какой-то там диплом, аргумент этот представляется железным. И то! У меня-то диплом по какой-то там специальности, а тут слесарь. Какой-то там. Поэтому я тоже решил повториться и реанимировать свой небольшой пост, выложенный когда-то на одном из форумов (увы, ныне удалённый).
Итак, открываем трижды освистанную «Википедию» в категории «Конструкторы стрелкового оружия» и проводим небольшое исследование об уровне образования среди конструкторов-оружейников. Смотрим:
Васи́лий Алексе́евич Дегтярёв. Служил в оружейной мастерской при офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме. С 1905 года работал слесарем в мастерской при оружейном полигоне.
Серге́й Гаври́лович Си́монов. Окончил 3 класса сельской школы. С 16 лет работал в кузнице. В 1915 году пошёл работать слесарем на небольшом заводе, окончил технические курсы. В 1917 году приступил к работе на Ковровском заводе слесарем.
Гео́ргий Семёнович Шпа́гин. Закончив 3 класса церковно-приходской школы, вынужден был зарабатывать на жизнь, был мальчиком у торговца, пастухом, возчиком песка и топлива на стекольном заводе. В 1916 г был направлен в оружейные мастерские.
Пётр Максимович Горюно́в. Закончив три класса начальной церковно-приходской сельской школы, начал работать слесарем на Коломенском паровозостроительном заводе.
Яков Устинович Рощепей. Окончил четыре класса церковно-приходской школы. В 1898 году призвали в армию, службу он проходил в крепости Загрж в качестве кузнеца при полковой мастерской.
Михаи́л Влади́мирович Марго́лин. В возрасте 18 лет получил ранение в голову, в результате которого потерял зрение. После госпиталя был направлен в Киев, в инвалидный городок, затем на курсы слепых массажистов в Харькове. В 1926 год приехал в Москву на курсы актива и начал работать начальником учебного «военного кабинета» при районном комитете комсомола, а затем в ОСОАВИАХИМ.
Возражение получивших какое-то там образование, в общем-то, предсказуемо – в «совке» не хватало специалистов, вот и выдвигались какие-то там слесаря… Хорошо, покинем сумрачный Мордор и отправимся в дивный Ривенделл. И что же мы увидим в царстве светлых эльфов?
Характеристику на, Хуго нашего, Шмайссера только ленивый не видел – «технического образования не имеет». Вики про образование братьев Шмайссеров сообщает практически одинаково: в этой фирме Хуго Шмайссер приобрёл практический опыт и сделал первые шаги, как оружейный конструктор. Смотрим других:
Аймо Иоханнес Лахти. Бросив школу после 6-го класса, устроился работать на стекольный завод, приобретя на заработанные пять марок винтовку системы Бердана, всерьёз заинтересовался стрелковым оружием. Отслужил по призыву в финской армии в 1918—1919. В 1921 году, после непродолжительной работы в железнодорожных мастерских перешёл на должность оружейника финской армии.
Узиэль Галь. В 1942 (19 лет) году вступил в Пальмах и стал оружейником в отряде «Гиват-Хаим».
Исраэль Галили. Во время Второй мировой войны служил в британской армии. Затем поступил на службу в Хагану (23 года), где стал заниматься производством оружия.
Джон Гаранд. До 11 лет посещал школу, затем начал работать на текстильной фабрике. Все свободное от работы время занимался целевой стрельбой и конструированием стрелкового оружия.
Гордон Ингрэм. Впервые начал заниматься разработкой оружия во времена прохождения службы в вооруженных силах США, разработал модель Ingram Model 6 в 1949 году (25 лет).
Пе́тер-Па́уль фон Ма́узер. Начал свою работу на заводе в 12 лет, работал, пока в 19 лет не был призван в армию.
Джон Мозес Браунинг. В 13 лет собрал в отцовской мастерской свое первое ружье. Освоив семейное ремесло, рано бросил школу.
Хайрем Стивенс Ма́ксим. В 14 лет был отдан в обучение к деревенскому экипажному мастеру. После окончания начальной школы работал на заводах в Фитчбурге, Бостоне и Нью-Йорке в должности чертёжника и мастера.
Элифалет Ремингтон. Став кузнецом, в возрасте 23 лет сделал винтовку, для которой выковал ствол, а механизм купил у заезжего торговца.
Бенджамин Беркли Гочкис. У его отца была мастерская. Там увлёкся конструированием оружия и взрывчатки, что и определило его дальнейшую судьбу. В начале 1850-х (где-то в 25 лет) устроился в качестве оружейника на завод в Хартфорде.
Иоганн Николаус фон Дрейзе. Прибыв в 1809 году в Париж, поступил на оружейную фабрику Самюэля Поли (23 года).
Сильвестр Крнка. В 1838 году (13 лет) переехал в Вену и поступил учеником к оружейнику Матею Новотному.
Йозеф Верндль. Работал подмастерьем в Праге, затем на казённом оружейном заводе в Веринге близ Вены.
Леопольд Гассер. Начал карьеру учеником в городе Вене в 1858 году (22 года). Через четыре года стал мастером и хозяином небольшой мастерской, где сам собирал револьверы системы «Адамс».
Чарльз Вильям Ланкастер. Прошёл обучение в частной школе, покинул её в раннем возрасте, устроившись на оружейную фабрику своего отца, где и приобрёл основные знания механики, навыки металлобработки и опыт конструирования оружейных систем.
Казимир Лефоше. В 1827 (25 лет) году получает первый патент на своё изобретение в области стрелкового оружия. В 1832 (30 лет) году заканчивает работу, патентуя охотничье лёгкое двуствольное ружьё.
И что же, все оружейники из слесарей каких-то там, и никто, нигде не учился? Кто-то и учился, конечно же:
Фёдор Васи́льевич То́карев. Двухклассное училище, с пятилетним обучением. Новочеркасская Военно-ремесленная школа. По окончании получил звание нестроевого старшего разряда и квалификацию мастера первого разряда. Это давало право на занятие должности полкового оружейного мастера.
Николай Иванович Коровяков. После семи классов средней школы обучался в ФЗУ, затем работал слесарем пятого разряда и без отрыва от производства учился в техникуме, но недоучился — был призван в армию.
Сергей Александрович Коровин. После окончания гимназии учился в Харьковском технологическом институте, из которого в 1905 году был исключён за участие в революционном движении. Эмигрировал в Бельгию, работал на заводах Браунинга в Эрстале под Льежем.
Николай Михайлович Афанасьев. Закончил техникум механизации сельского хозяйства.
Семён Владимирович Влади́миров. Закончил механико-техническое училище в Иваново-Вознесенске.
Евгений Дмитриевич Водопья́нов. Окончил Ташкентский механический техникум.
Александр Александрович Во́лков. Учился в училищах при патронном и оружейном заводах.
Евге́ний Фёдорович Драгуно́в. В 1938 году окончил индустриальный техникум с квалификацией техника-технолога.
Алекса́ндр Петрович Ива́шенцов. Окончил в 1878 году Императорское Училище правоведения.
Ричард Джордан Гатлинг. Закончил медицинский колледж в Цинциннати.
Са́муэль Кольт. В молодости бежал из отцовского дома в Индию и во время пути сделал деревянную модель того, что потом получило название револьвера. Вернувшись, прошёл курс химии.
Гавриил Петрович Ма́рков. Окончил школу-девятилетку (1925) и техникум путей сообщения (1931).
Александр Степанович Сура́нов. Уже после того, как создал прославившие его образцы, в 1951 году оканчивает Московский вечерний машиностроительный институт.
Яков Григорьевич Таубин. В 1929 году поступил в Одесский институт технологии зерна и муки, на конструкторский факультет (не закончил).
Георг Иоганн Люгер. После окончания школы родители отправили Георга Люгера в Венскую Коммерческую Школу. В октябре 1867 года идёт добровольцем в 78-й пехотный полк.
Вильгельм Герман Олаф Мадсен. В 1861 году получает звание младшего лейтенанта 16 батальона. В 1863 году поступает в Королевское военное училище. В 1864 году попадает на Датско-прусскую войну в составе 11 полка.
Юджин Моррисон Стоунер. В годы Великой депрессии у него не было денег, чтобы пойти учиться в колледж на инженера. В 1939 году устроился рабочим на завод корпорации Vega Aircraft в Глендейле, Калифорния, где занимался установкой пулемётных турелей на бомбардировщики «Хадсон». В 1942 году, в период Второй мировой войны, он был призван в ряды Корпуса морской пехоты США, служил техником по обслуживанию авиационного вооружения самолётов палубной авиации. После демобилизации в конце 1945 года устроился на работу в токарный цех на заводе Whittaker Corporation, которая занималась выпуском авиационного вооружения и оборудования, несмотря на отсутствие высшего технического образования, ему удалось пройти несколько ступеней карьерной лестницы дослужившись до должности инженера-проектировщика в менеджменте местного филиала.
Так что же, все конструкторы-оружейники самоучки и недоучки? Нет, конечно. Среди конструкторов-оружейников множество выпускников авторитетных ВУЗов с солидной академической подготовкой. Но вот ни один, самый престижный и авторитетный вуз не даёт вместе с дипломом и подготовкой талант конструктора. Талант либо есть, либо его нет. Вне зависимости от отсиженных в аудиториях жопо-часов. Сдаётся мне, этого и не могут простить «какому-то там слесарю» выпускники каких-то там ВУЗов.