Шестимоторная гигантская летающая лодка для перелетов через Атлантику Latécoère 521. Франция
Предисловие редакции: В 1935 году это была самая крупная летающая лодка в мире. Этот самолет удивительной конструкции мог сойти прямо со страниц романа Жюля Верна. Благодаря своим размерам, престижным перелетам и знаменитым экипажам, летающая лодка Latécoère 521 в заложила солидную базу для коммерческих воздушных перевозок.
В первой половине 1930 года департамент гидросамолетов(«Hydraviation») французской авиационной технической службы (Service technique de l’aéronautique – STAé) разработал программу создания «крупно тоннажного гидросамолета» для использования на маршрутах, проходящих через Средиземное море. 2 июля 1930 года спецификации нового самолета были разосланы всем французским авиастроительным компаниям. Однако уже в мае 1930 года компания Societe industrielle Latécoère (SILAT) разработала предварительное проектирование крупной летающей лодки, в ходе которого были учтены наиболее важные факторы, которые стали основой в последующем проекте.
Двумя годами ранее Пьер-Жорж Латекоэр предложил руководителю главного технического управления министерства авиации Франции Альберу Каку разработать семейство летающих лодок для гражданского воздушного транспорта. Каку ответил согласием на предложение Латекоэра. В то время рассматривались три проекта: двух-, трех- или четырехмоторная летающая лодка для полетов в Средиземноморском регионе с дальностью полета 1000 километров, летающая лодка с четырьмя или пятью двигателями и дальностью полета 3400 километров для перелетов через Южную Атлантику и летающая лодка с четырьмя-пятью двигателями и дальностью полета 5200 километров для полетов в Северной Атлантике. Все три типа гидросамолетов должны были быть способны перевозить на заданную дальность груз массой не менее одной тонны со скоростью 180 км/ч.
Склонность к гигантомании была не только у французских авиаконструкторов: примерно в это же время в Германии велись работы по созданию крупной летающей лодки Dornier Do X, которая также предназначалась для выполнения регулярных полетов большой дальности.
Летающую лодку, получившую обозначение Type 520 и во внутрифирменной документации компании Latécoère значившуюся просто как «52», компания рассматривала этот самолет как
«транссредиземноморскую летающую лодку для общественных и почтовых целей».
Базовый проект предусматривал полутораплан со взлетной массой 28 тонн и силовой установкой из четырех двигателей в двух тандемных установках.
Первые аэродинамические испытания модели Type 520 в аэродинамической трубе лаборатории Эйфеля начались 18 октября 1930 года. Результаты испытаний были оценены как
«преимущественно замечательные».
Государственная комиссия по оценке новых летательных аппаратов собралась уже 5 ноября и оценила проект компании Latécoère как имеющий наибольшие шансы на реализацию. Остальные 15 проектов, представленных другими компаниями, получили значительно более низкий рейтинг и не имели шансов на получение государственного финансирования. 6 декабря 1930 года министр авиации сообщил Пьеру-Жоржу Латекоэру, что министерство
«очень заинтересовано в этом проекте».
В начале 1931 года между компанией SILAT и министерством возникло разногласие по поводу стоимости проекта, которое затянулось на несколько месяцев. Министерство сочло расходы, заявленные компанией SILAT,
«просто чрезмерными».
Это привело Пьера-Жоржа Латекоэра в ярость, и он написал в государственную отборочную комиссию Министерства авиации резкое письмо, которое завершил двумя предложениями:
«Либо мы построим гидросамолет с полотняной обшивкой на условиях, установленных комиссией (стоимостью 14,7 млн. франков за экземпляр), с характеристиками на 10 процентов превышающими характеристики Do X, либо мы строим самолет на наших условиях (18,5 миллиона франков за экземпляр), который будет изготовлен из металла и который будет обладать характеристикам, превышающими как минимум на 30 процентов характеристики Do X».
Сравнение с Do X было далеко не безобидным, потому что немецкая летающая лодка, которая впервые поднялась в воздух за год до этого письма, задала очень высокую планку требований. Рекордный полет 21 октября 1929 года, в котором летающая лодка Do X перевезла 169 человек, – хотя и с очень небольшим запасом топлива на борту и выполнив полет на малой высоте, был выполнен в первую очередь.
К большому разочарованию компании SILAT министерство авиации из-за бюджетных ограничений для заказа выбрало вариант летающей лодки с крылом, имевшим полотняную обшивку. Пьер-Жорж Латекоэр ответил, что контракт принимается при условии, что оплата будет произведена даже в случае задержек программы на срок до трех месяцев. Эта переписка показывает, насколько важным было этот контракт был для компании SILAT. Наконец, 22 августа 1931 года французское министерство авиации перечислило SILAT более 18 млн франков на постройку 29,5-тонного гидросамолета, оснащенного четырьмя двигателями Hispano-Suiza 18 Sbr мощностью по 1000 л.с. каждый.
Данный двигатель был создан из силовой установки мощностью 1500 л.с., разработанной компанией Hispano Suiza для цявчти в гонках на кубок Шнайдера. Инженеры компании Latécoère рассчитали, что крейсерская скорость, которую летающая лодка могла развивать с данными двигателями, составляла 180 км/ч при полете
«вблизи водной поверхности».
Пассажирский салон был рассчитан на перевозку 22 человек, двенадцать из которых должны были размещаться в раскладных креслах. Latécoère 520 с размахом крыла около 50 метров и длиной около 30 метров был одним из крупнейших самолетов своего времени.
При разработке летающей лодки возглавляемое Марселем Мойном (Marcel Moine) конструкторское бюро компании Latécoère столкнулось с огромными технологическими проблемами. Данные проблемы должны были быть разрешены в условиях значительного дефицита времени, поскольку контракт на изготовление первой летающей лодки предусматривал максимальную задержку первого полета лишь на двенадцать месяцев.
Например, одной из основных проблем было размещение топлива. Первоначально предполагалось разместить топливные баки за кабиной экипажа и над пассажирским салоном, что оказалось невозможным. У Марселя Мойна возникла идея использовать в качестве топливных баков консоли короткого нижнего крыла. Конструктивные изменения были настолько большими, что машине было присвоено новое обозначение «520 bis».
Освободившееся помещение на верхней палубе Марсель Мойн планировал использовать в качестве салона для пассажиров второго класса. Это должно было увеличить массу пустого самолета на 4,5 тонны, и расчетная дальность полета сокращалась до 850 километров. Это означало, что перелет по маршруту Марсель – Алжир (760 километров) был бы практически осуществим с 64 пассажирами и шестью членами экипажа даже при встречном ветре.
В сентябре 1931 года, несмотря на решительные возражения Пьера-Жоржа Латекоэра, министерство авиации прекратило работы над самолетом. Только 8 декабря компания SILAT получила разрешение на возобновление работ по летающей лодке Latécoère 520, но это произошло только в апреле 1933 года. Это было не единственной неудачей проекта; также были проблемы с двигателями. Компания Hispano-Suiza не смогла поставить нужные двигатели. Поэтому в январе 1934 года конструкторы компании SILAT предложили вместо четырех 1000-сильных двигателей Hispano-Suiza 18 Sbr использовать шесть менее мощных 760-сильных двигателей Hispano-Suiza 12Ybrg.
Оснащенные системой наддува двигатели имели немного большую массу, но вместе они давали значительно большую мощность, особенно на больших высотах. Только в марте 1934 года была определена окончательная конфигурация самолета: в дополнение к четырем двигателям, установленным двумя тандемными парами, в верхнем крыле были размещены еще два одиночных двигателя. Это также изменило обозначение самолета, и Latécoère 520 стал Latécoère 521. Когда дело дошло до названия летающей лодки, то было выбрано «Lieutenant-de-Vaisseau-Paris» в честь капитан-лейтенанта Полена Пари (Paulin Paris), который будучи морским офицером был энтузиастом гидросамолетов и который умер от болезни в возрасте 35 лет.
Как только данные летающей лодки Latécoère 521 были переданы в министерство авиации, оно потребовало от компании SILAT модифицировать этот самолет, с тем чтобы он мог пересекать Северную Атлантику без промежуточных посадок. Линия авиационной доставки почты в Соединенные Штаты казалась очень многообещающей, и Франция получить свою долю в этом бизнесе.
В конструкторском бюро компании SILAT подсчитали, что летающая лодка Latécoère 521 «Lieutnant-de-Vaisseau-Paris» должна была иметь возможность летать из Бискарросса в Нью-Йорк с двухчасовой остановкой на Азорских островах. Без встречного ветра ей потребовалось бы для этого 30 часов.
В октябре 1934 года на заводе компании SILAT в пригороде Тулузы Монтаудране (Montaudran) началось изготовление корпуса летающей лодки Latécoère 521. Все детали были кропотливо доставлены автомобильным транспортом на расстояние 500 километров в Бискарросс, где была выполнена окончательная сборка гидросамолета. Примерно в это же время по железной дороге были доставлены двигатели.
В ноябре 1934 года военно-морское министерство определило, что руководить программой будет капитан 3-го ранга Роже Бонно. К тому времени он налетал более 2900 часов и был одним из самых опытных морских летчиков Франции.
Всего за один месяц – декабрь 1934 года – самолет был окончательно собран. Последняя проверка технической комиссией STAé была проведена 3 января 1935 года. 10 и 11 января 1935 года два заводских пилота компании SILAT Жан Гонор (Jean Gonord) и Пьер Креспи (Pierre Crespy) испытали летающую лодку Latécoère 521 на воде. 15 января 1935 года они разогнали гидросамолет до скорости отрыва от водной поверхности и совершили первый полет на Latécoère 521. Через 1 час 35 минут они совершили посадку на поверхность озера Бискаррос. Долгая история разработки летающей лодки Latécoère 521 увенчалась успехом.
Следующие полеты состоялись 4 февраля после внесения в конструкцию элеронов некоторых изменений. Таким образом, самолет был готов к публичной презентации. 9 февраля 1935 года летающая лодка Latécoère 521 была выведена из сборочного цеха в Бискаррсоссе, и гидросамолет приветствовала огромная толпа. На машине была нанесена надпись
«Hydravion Transatlantique Latécoère 521 37 Tonnes» (трансатлантический гидросамолет Latécoère 521 массой 37 тонн)
Шестимоторный гигант был спущен на воду и отправился в свой первый публичный полет, который длился 20 минут. С 10 мая летные испытания пришлось прервать после аварии при посадке на воду. Пока летающая лодка ремонтировалась в ангаре, она получил дополнительные повреждения от пожара. Во время испытания радиоаппаратуры в расположенном на крыле основании антенны произошло короткое замыкание, которое привело к возгоранию.
Уже 4 июня повреждения были устранены, и летные испытания можно было продолжить. В течение нескольких дней летающая лодка Latécoère 521 побила несколько мировых рекордов, которые ранее принадлежали немецкому гиганту Dornier Do X. Так, например, 6 июня французский гидросамолет поднялся на высоту 6100 метров за 57 минут. Однако официально эти рекорды не были признаны, поскольку один из свидетелей утверждал, что отчеты были составлены неправильно.
11 июня 1935 года летающая лодка «Lieutnant-de-Vaisseau-Paris» выполнила свой первый рейс, доставив в Гавр 25 пассажиров. В Гавре летающая лодка встретилась с пассажирским лайнером «Нормандия», который во время своего первого трансатлантического рейса завоевал голубую ленту, дававшуюся за самое малое время пересечения Атлантического океана. Встреча стала крупнейшим событием для средств массовой информации: самая большая в мире летающая лодка встречается с самым большим в мире пассажирским кораблем!
Однако обратный рейс из Гавра в Бискарросс едва не закончился катастрофой. Во время взлета летающая лодка Latécoère 521 срезала мачты четырех рыбацких лодок и потопил пятую. Во время взлета гидросамолет получил повреждения и его пришлось доставить на берег для выполнения ремонта. 7 августа отремонтированная летающая лодка Latécoère 521 вылетела обратно в Бискарросс. Среди пассажиров был министр авиации генерал Виктор Денен (Victor Denain), который не упустил возможность самостоятельно управлять самолетом.
В сентябре были проведены первые полеты, подтвердившие надежность самолета. 19 сентября летающая лодка Latécoère 521 пробыла в воздухе в течение 9 часов 45 минут. В октябре 1935 года в Атлантическом океане у Бискаросса компанией были проведены испытания мореходных качеств гидросамолета в сложных морских условиях. Летающая лодка «Lieutnant-de-Vaisseau-Paris» блестяще справилась с этими испытаниями.
Ноябрь 1935 года был использован компанией-производителем для усовершенствования ряда элементов конструкции гидросамолёта. Так, например, летающая лодка Latécoère 521 получила усиление днища в задней части, усиление подкосов, модернизацию силовой установки путем замены двигателей на более Hispano-Suiza 12Ybrs, развивавшие мощность по 880 л.с. и вращавшие воздушные винты с изменяемым шагом. Теперь летающая лодка была готова к захватывающему путешествию по маршруту протяженностью 40000 километров.
8 декабря 1935 года летающая лодка «Lieutnant-de-Vaisseau-Paris» с большим запасом топлива и взлетной массой 39 тонн вылетела из Бискарросса в Дакар. Поскольку гидросамолет был перегружен, и чтобы оторваться от водной поверхности потребовалась длина разбега в семь километров! Вылетев из Дакара, машина впервые совершила беспосадочный перелет через Южную Атлантику в Натал, Бразилия. Этим полетом Latécoère 521 доказала, что она является полноценной трансатлантической летающей лодкой. Из Натала машина продолжила путь на Мартинику, где совершила несколько местных полетов и только 13 января 1936 года вылетела во Флориду. Во время этого перелета перегруженная до 40,3 тонн шестимоторная машина пробежала несколько километров, прежде чем смогла оторваться от воды. Перед посадкой в Пенсаколе из-за тумана гидросамолету пришлось кружить несколько часов, а вскоре после восхода солнца он сел на мель у базы ВМС США. Из-за своих размеров гидросамолет не мог быть размещен в ангаре. Летающая лодка «Lieutnant-de-Vaisseau-Paris» была загружена 7700 литрами топлива и была поставлена на якорь в порту. Это и погубило ее, потому что вечером внезапно налетел ураган, и летающая лодка перевернулась.
Кран американского военного флота поднял сильно повреждённый самолёт на берег. О ремонте на месте не могло быть и речи, поэтому французское министерство авиации решило доставить летающую лодку «Lieutnant-de-Vaisseau-Paris» домой на корабле и уже там отремонтировать. В конце января 1936 года разобранные обломки погрузили на норвежское грузовое судно «Президент Херреншмид», прибывшее во Францию 15 февраля. В рамках восстановления самолета были вновь заменены двигатели. На этот раз использовались Hispano-Suiza 17Y-37 мощностью по 960 л.с. каждый. 2 августа 1936 года летающая лодка, получившая номер гражданской регистрации F-NORD, поднялась в воздух с целью совершить полет для компании Air France Transatlantique, являвшейся филиалом авиакомпании Air France.
Летающая лодка двенадцать раз пересекала Атлантический океан, но после того как разразилась Вторая Мировая война, французский флот конфисковал Latécoère 521. К 1940 году гидросамолет был оснащен бомбодержателями, установленными справа и слева от фюзеляжа диагонально под кабиной экипажа и был оснащен оборонительным вооружением. Машина перевозила различные грузы и один раз выполнила 33-часовой патрульный полет над открытым морем. Однако с военной точки зрения польза от Latécoère 521 была незначительной.
7 октября 1940 года после перемирия с Германией гидросамолет приземлился рядом с военно-морской базой на озере Берр, северо-запад от Марселя. При режиме Виши и даже после немецкой оккупации Южной Франции (операция «Антон»; Unternehmen Anton) новые власти разрешили продолжение технического обслуживания летающей лодки, а также совершить несколько испытательных полетов. Однако машина больше не эксплуатировалась. В 1944 году, когда немецкие войска были вынуждены отступить от побережья Средиземного моря, они уничтожили и потопили Latécoère 521 в озере Берр.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Latécoère 521
Назначение: пассажирская летающая лодка
Статус: единичное производство
Экипаж: 14 человек
Силовая установка: шесть 12-цилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Ybrs, развивавших мощность по 860 л.с. (570 кВт)
Размеры:
размах крыла 49,31 м
длина 31,62 м
высота 9,07 м
площадь крыла 330 м²
Масса:
пустого 20493 кг
взлетная 37933 кг
Количество пассажиров: 30-72 человек
Летные характеристики:
максимальная скорость 247 км/ч
крейсерская скорость 210 км/ч
дальность полета 3900 км
практический потолок 6300 м
источник: Gérard Bousquet/VKT «Nonstop uber den Atlantic. Riesen Flugboot Latécoère 521 «Lieutnant-de-Vaisseau-Paris»» «Klassiker der Luftfahrt» 2012-01, Seiten 10-17
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-latecoere-521