18

Север голосует за дирижабль

Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Содержание:

«Обеспечить дальнейшее развитие и техническое оснащение всех видов транспорта путем внедрения новейших и специализированных транспортных средств…»
(Из проекта ЦК КПСС к XXV съезду «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы»)

«Трест «Северотрубопроводстрой» приглашает представителя редакции принять участие в научно-технической конференции «Дирижабли и комбинированные летательные аппараты – транспортно-монтажные средства при освоении природных богатств севера Тюменской области», которая состоится 4 октября 1975 года в г. Надыме Тюменской области»…

Да, таких приглашений редакция еще не получала. Звали в Новосибирск и Ленинград, где собирались энтузиасты воздухоплавания, извещали о международных форумах в США и Франции. Но Надым!.. Где же это7 Вот она, маленькая точка на карте (обязательно новой, на старой этот город не значится) – в Тюменской области, недалеко от Обской губы, в Ямало-Ненецком национальном округе…

Надыму нужен дирижабль – не чудеса ли это! Трест «Северотрубопроводстрой» намерен обсудить проблемы воздухоплавания, отвлечь специалистов от затянувшихся споров на тему: «Есть ли будущее у дирижабля?» Видно, допекло северян ужасающее бездорожье тундры, раз они приглашают специалистов по воздухоплаванию туда, куда «только самолетом можно долететь»!

По просьбе редакции в Надым вылетел председатель секции воздухоплавания Комитета космонавтики ДОСААФ СССР, кандидат технических наук Георгий Нестеренко. Слово нашему специальному корреспонденту.

* * *

Не бог весть какая новая мысль: освоение природных ресурсов Севера зависит от транспорта. А с ним плохо. Развитой сети автомобильных дорог вблизи Надыма нет. Речной транспорт при его нынешней оснащенности и перегрузке с трудом справляется с грузопотоком и не способен выполнить необходимые перевозки. До ближайшей железной дороги 400 км. Авиация из-за капризов погоды, малой грузоподъемности и неспособности перевозить крупногабаритные грузы выполняет лишь малую долю всех перевозок. Вертолеты Ми-6 и Ми-8 могли бы взять одну трубу диаметром 1420 мм (такой трубовоз обошелся бы в копеечку!) Трасса же требует сотен тысяч труб-гигантов. Вот почему надежды надымцев связаны с аэростатическими летательными аппаратами, которые помогут ускорить строительство нужных стране нефте- и газопроводов. Грузоподъемность таких аппаратов огромная, а габариты груза – практически любые.

Не знаю, удивили ли надымцев своими сообщениями ученые с Большой земли, но сами гости были поражены выступлениями северян и особенно докладом начальника СМУ-1 треста «Северотрубопроводстрой» Георгия Ивановича Епхиева. Это он, человек, прекрасно знающий дирижабли, стал инициатором конференции. Горком партии и, в частности, его секретарь Евгений Федорович Козлов, а также трест «Северотрубопроводстрой» поддержали инициативу строителей.

ТРАНСПОРТ ДЛЯ УРЕНГОЯ

Если комплекс транспорта (речной, наземный, авиационный), подчеркнул Г Епхиев, кое-как справляется с грузопотоком, необходимым для обустройства Медвежьего газового месторождения и строительства головных участков магистральной газопроводной системы Медвежье – Центр, то для освоения такого месторождения газа и газоконденсата, как Уренгой, нужен иной, более совершенный транспорт. Вот почему речь зашла о дирижаблях.

Конечно, применение аэростатических летательных аппаратов не исключает использования на Севере других видов транспорта. По подсчетам Г. Епхиева, один дирижабль с полезной нагрузкой 100 т может заменить 25-30 трубовозов, существенно ускорить вывоз труб из Надыма на трассу газопровода длиной 150 км. И летать он сможет не только зимой, когда КрАЗы и МАЗы ходят по «зимнику», а регулярно в любое время года.

Поразительные цифры привел Г. Епхиев в своем докладе. Грузооборот в тресте «Надымгазпромстрой» составляет: автотранспортом – 258,6 тыс. т, водным транспортом – 206 тыс. т, воздушным транспортом – 6,9 тыс. т. Затраты соответственно составляют 11 миллионов рублей, 700 тысяч рублей, 21 миллион рублей. Авиация поглощает в два раза больше денег, чем автотранспорт, а перевозит всего лишь 1,5% грузов! К тому же самолетам нужны взлетно-посадочные полосы. У каждой скважины их не построишь.

Вертолеты имеют ограниченную грузоподъемность (современные – 10-12 т), малое время и небольшую дальность полета, высокую стоимость перевозок (38,4 коп/т.×км).

Водный транспорт в условиях Севера используется 2-3 месяца в году. Не везде есть судоходные реки. Поэтому в дополнение к водному нужен другой вид транспорта. Несмотря на дешевизну водного транспорта (рекой – 1 коп/т.×км, морем – 0,2 коп/т.×км), перевалка грузов ухудшает их качество и удорожает перевозку. Железнодорожный транспорт – один из самых экономичных (0,5 коп/т.×км) – требует разветвленной сети железных дорог, что невозможно в условиях севера Тюменской области. Кроме того, этот вид транспорта накладывает существенные ограничения на габариты грузов. У автомобильного транспорта малая грузоподъемность, он нуждается в хороших дорогах. В условиях Севера грузы, например трубы, развозят только по «зимникам» и «лежневкам» – дорогам, которые с наступлением весны тают вместе с деньгами, вложенными в их строительство.

Север голосует за дирижабль

Север голосует за дирижабль

Освоение Уренгоя, где нет судоходных рек, потребует грузопотока около 2 млн. т. Вот почему, заканчивая свой доклад, Г. Епхиев сказал:

«Мы, работники Крайнего Севера, особенно остро ощущаем, что пора вернуться к созданию этих «летающих слонов». Ибо даже на горизонте технического прогресса пока не видно транспорта (особенно наземного и воздушного), который мог бы составить конкуренцию дирижаблю».

ВСЕМ ВЕТРАМ НАЗЛО…

Не нужно быть экономистом, чтобы понять: из двух дирижаблей выгоднее будет тот, который при прочих равных затратах перевезет за один рейс большую полезную нагрузку. Очевидно также, что легкая конструкция по сравнению с тяжелой дешевле стоит, а каждый сэкономленный на конструкции килограмм – это дополнительный вес полезной нагрузки. К тому же, отметили в своем докладе, посвященном прочности современных дирижаблей, кандидаты технических наук В. Наринский и Г. Онанов (Москва), воздушные корабли нового поколения должны быть несравненно безопаснее своих предков.

Современная наука о прочности вышла на качественно новый уровень, а процесс проектирования понимается совершенно по-новому. Раньше конструктор создавал внешний облик дирижабля, руководствуясь в основном соображениями аэродинамики и компоновки, затем довольно грубо определял внешние нагрузки. Прочнисты определяли, насколько мощными должны быть отдельные силовые элементы и узлы.

При таком подходе конструкция получалась сложной и плохо поддающейся математической формализации. Теперь понятно, что конструкцию нужно выбирать такой, чтобы она допускала хорошую схематизацию и математическое описание. Тогда можно проводить с помощью ЭВМ не только добротный прочностной расчет, но и решать задачи оптимального проектирования, снижая, например, вес конструкции или увеличивая вес полезной нагрузки. В своем докладе ученые рассказали о появлении новых конструкционных материалов, например сверхтонких газонепроницаемых и необычайно прочных пленок. При их применении утечка гелия не будет превышать 0,5% от его объема в год! Удельная прочность таких пленок в 1,2 раза выше, чем у дюраля, и в 1,5 раза выше, чем у стали. Композиционные материалы на основе стекловолокна, бороволокна, разнообразные углепластики и металлопластики позволят получить существенный выигрыш в весе конструкции корпуса дирижабля.

Исключительный интерес вызвал доклад кандидата технических наук М. Локшина (Москва) о применении дирижаблей и привязных аэростатов для телевизионного вещания и связи в Тюменской области. Такой аэростат, висящий на высоте 3-4 км, может быть оснащен телевизионными ретрансляторами или их антеннами. Выгода значительна: большая зона обслуживания при небольшой мощности бортового ретранслятора, возможность подачи программы с большого расстояния, экономичное использование частотных каналов. Считается, что такие системы рентабельнее спутниковых систем. Радиорелейные линии, опирающиеся на аэростатные ретрансляторы, также могут оказаться выгоднее наземных, работающих в пределах земной видимости. Такие аэростаты с полным комплектом оборудования уже производятся за рубежом, а дирижабли для телевизионного вещания разрабатываются. Расчет экономической эффективности аэростатной системы телевизионного вещания в сравнении с наземным вариантом, приведенный докладчиком, показал, что можно будет сэкономить только в Тюменской области 10 миллионов рублей. При этом ускорится внедрение телевидения на всей территории области. Это, в свою очередь, позволит уменьшить миграцию населения, проводить по телевидению производственно-техническое обучение, наладить местные передачи.

Север голосует за дирижабль

Конференция в Надыме показала исключительную эффективность применения аэростатических летательных аппаратов при строительстве газо- и нефтепроводов. Особенно выгодно использовать их вместо автомобилей-трубовозов при развозке труб от Надыма по трассе газопровода. По подсчетам участников конференции, экономия только на транспортных расходах составит 90 %. Ускорение строительства, уменьшение простоев скважин, ждущих подключения к магистральному газопроводу, также даст громадную экономию. Дирижабли смогут не только развозить трубы по трассе, но и перемещать дорогостоящие трубоукладчики.

Полезен будет и дирижабль большой грузоподъемности, например для перевозки грузов весом до 500 т: городу Надыму нужны строительные материалы, буровое оборудование, блоки для строительства домов…

Конференция в Надыме еще раз показала, как нужны дирижабли и комбинированные летательные аппараты. Но прежде, чем приступить к постройке дирижаблей, надо на подлинно научной основе выявить, какие типы аппаратов нужны нашему государству, оценить их экономическую эффективность. Поэтому в решении конференции записано, что пора создать научно-исследовательский и проектный институт, который сможет решить эти вопросы. Пора создавать необходимые для нужд дирижаблестроения конструкционные пленочные материалы, добывать в достаточном количестве из природного газа сопутствующий ему гелий.

источник: ГЕОРГИЙ НЕСТЕРЕНКО, кандидат технических наук, наш спец. корр. «Север голосует за дирижабль» «Техника – молодежи» 1976-02

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account