Давайте сначала зададимся вопросом — от чего зависит скорость парусного корабля?
Очевидные вещи мы говорить не будем — понятно, что сила ветра влияет.
И тут окажется, что очень важными параметрами (помимо прочих) является:
а) общий размер парусного вооружения.
б) масса
в) площадь смачиваемой поверхности.
То есть корабли, у которых все параметры (а, б и в) выше — достигают более высоких значений скорости.
Но если бы было все так просто….
Ибо в минус массивным кораблям играют:
неопитимальная форма корпуса;
волновое сопротивление воды.
неудобный ветер, ибо чем больше корабль — тем большую парусность имеет его корпус.
Вот просто проговорив это, посмотрим на практику XVIII-XIX веков.
Максимальные результаты скорости английских фрегатов различных типов из книги Роберта Гардинера Фрегаты Наполеоновских войн (Лондон, 2000), даты относятся ко времени проекта, а не регистрации скорости.
Tribune Class 36s 1801: 12 kts в полный ветер (10-11 более обычная)
Forte 38 1801: 12.4 kts в полный ветер
Leda Class 38 1802: 13 kts в полный ветер (Lacedaemonia 13 kts)
Lively Class 38 1803: 13 kts в бакштаг
Apollon Class 36 1803: 12 kts (13 kts макс.)
Amphion Class 32 (Nereus) 1805: 12kts в полный ветер
Bucephalus 32 1805: 10 kts в полный ветер
Pyramus 36 1805: 13 kts в полный ветер
Hyperion 32 1805: 13 knots 1 румб в бакштаг, 12 kts – обычная скорость
Scamander Class 36 1812: 12-13 kts в фордевинд
Улучшенный Leda Class 36 1812: 13 kts в полный ветер (Tanais — свыше 13 kts)
Seringapatam 38 1813: 12 kts по ветру
Madagascar 38 1813: 14 kts по ветру
Stag 38 1813: 11 kts в полный ветер
Blonde 38 1816: 13 kts в фордевинд
Magnanime 64 (до того, как был срезан во фрегат): 11 kts по ветру
Magnanime 38 (срезанный): 10 kts в полный ветер
Indefatigable 38 (срезанный): 12 kts по ветру
Endymion 40 1795: 14.4 kts в полный ветер («самый быстроходный корабль во флоте»)
Cambrian 40 1795: 13 kts в полный ветер
Acasta 40 1795: 11 kts в бакштаг
Lavinia 44 1797: 12 kts в полный ветер
Goliath and Saturn (срезанные 74-пуш.) 58 1813: 11-12 kts в полный ветер
Улучшенный Endymion Class: 40 1813: 13 kts в полный ветер
Newcastle 50 1813: 14 kts в полный ветер
Essex (приз США) 1815: 11.4 kts в полный ветер
Chesapeake (приз США) 1815: 11 kts в полный ветер
Iris (датский приз): 13 kts по ветру
Rhin (франц. приз): 12.6 kts в фордевинд
Armide (французский приз): 13 kts в фордевинд
Dunira (франц. приз): 13 kts в фордевинд
President (франц. приз): 13 kts в полный ветер
Hamadryad (испанский приз): 12.4 kts в полный ветер
Pomone 40 (франц. приз) 1794: 12 kts при легком ветре/13 kts при крепком ветре
Egyptienne 44 (франц. приз) 1801: 13-14 kts в полный ветер
Указанные цифры характеризуют максимальные величины скорости, достигнутые в определенные моменты плавания, и никоим образом не являются средними величинами.
Идем далее скорости кораблей, на которых плавал Нельсон (по книге Roger Knight, The Pursuit of Victory):
Пушки/Наименование/Скорость/Ветер
8 Carcasse — 10 knots before the wind.
24 Dolphin — 8.5 knots before the wind.
28 Albemarle — 10-11 knots on the quarter reach.
28 Boreas — 11-12 knots on the quarter reach.
32 Lowestoffe — 10-11 knots on the quarter reach.
38 Medusa — 11 knots «in light winds with all sails set».
38 Minerve — 9-10 knots on the quarter reach.
64 Raisonable — 11 knots «in a stiff gale».
64 Agamemnon — 10 knots before the wind.
74 Elephant — 11 knots before the wind.
74 Captain — 12 knots on the quarter reach.
74 Theseus — 10-11 knots on the quarter reach.
74 Vanguard — 8-9 knots running before the wind.
80 Foudroyant — 11 knots on the quarter reach.
100 Victory — 10-11 knots on the quarter reach.
112 San Josef — 9-10-11 knots on the quarter reach.
не знаю, нужны ли тут переводы ветра, мне кажется — все понятно. Ну на всякий случай — before the wind — это фордевинд, quarter reach — бакштаг.
Заметьте, что линкоры (свыше 50 пушек) вполне себе сравнимы по скорости с фрегатами, и даже иногда больше. Например у 100-пушечного Виктори скорость выше, чем у более легкого 74-пушечного Вэнгарда, а так же гораздо больше скорости шлюпов (еще бы, ведь парусное вооружение Виктори намного больше, чем у шлюпов!). Разница только в одном — фрегат скорость набирает быстрее относительно линейного корабля (поскольку у последнего больше масса).
Некоторые корабли при слабом ветре (Минерва) имеют скорость больше, чем при сильном ветре. А вот тот же Ризонистейбл дает максимум скорости только в шторм.
Ну и напоследок — табличка со скоростями кораблей русского Черноморского флота.
источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/skorosti-parusnyh-sudov-6299b6a83e428f15834236fe?&