Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.
Содержание:
С давних времен страны, имеющие свой флот, требовали от остальных наций уважать на море их флаг. Споры шли постоянно – кто приветствует первый? Каким числом выстрелов? Каким числом выстрелов отвечать и отвечать ли вообще? Приспускать ли свой флаг в знак уважения? И т.д.
Для нынешнего человека это может показаться смешным, но в то время дело могло дойти и до боя, если было проявлено неуважение к флагу. Ведь флаг то был не простым, а королевским. Ты что же это, скнипа, нашего короля не уважаешь?? За такое и убить можно. Ведь королевский стяг символизировал власть определенного короля, его силу, величие, и т.д. Естественно, короли требовали, чтобы их чтили, выражали уважение. Как в фильме с доном Корлеоне: «ты просишь без уважения, ты не предлагаешь дружбу, ты даже не назвал меня крестным отцом».
Приведем самый яркий пример. «Английская яхта «Мерлин» (кэптен Томас Кроу), приплывшая в Голландию за леди Тэмпл, женой английского посла в Амстердаме, проходила мимо кораблей голландского флота (41 судно), стоявшими у собственных берегов. Английский кэптен имел приказ заставить голландцев салютовать ему, а в противном случае – открыть огонь на поражение. Голландский адмирал Ван Гент отсалютовал со своего корабля, но англичанин заявил, что этого недостаточно, салютовать должен весь флот. Ошарашенный подобным требованием, голландский адмирал поднялся на борт яхты и доходчиво объяснил кэптену, что в соответствии с прежними договоренностями голландцы готовы оказывать уважение английскому флагу – но у английских берегов и равному количеству кораблей. Требовать же салюта от целого флота, причем стоящего у своих берегов, находясь на одиночном судне, по меньшей мере неразумно. Впрочем, добавил Ван Гент, при первом же залпе в сторону голландцев он без малейшего колебания потопит яхту. Эти слова возымели действие и кэптен ушел к Даунсу. Сразу же по прибытии в английский порт он был арестован и посажен в Тауэр за неисполнение приказа».
Во времена Людовика XIV от Англии не отставала и Франция, точно так же требовавшая уважения к своему флагу. Французы настаивали, чтобы приветствуя их, другие нации первыми давали салют из 9 холостых выстрелов, и приспускали флаг.
Необычный бой
28 мая 1688 года из Неаполя в Малагу вышла небольшой испанский отряд адмирала Папачино в составе галеона из Фламандской армады «Карлос II» (903 тонны, 70 пушек) и фрагаты «Сан-Жеронимо» (703 тонны, 60 пушек). В Малаге эти корабли должны были присоединиться к другой эскадре и проследовать к Алжиру для атаки на тамошних корсаров.
1 июля, недалеко от Альтеа (рядом с Валенсией) Онорато Бонифацио Папачино столкнулся с дивизионом французского адмирала Анна-Иллариона де Турвилля, в составе 54-пушечного «Контен», 44-пушечного «Солид» и 45-пушечного корабля «Эмпорте». Кроме того, с французами следовал небольшой брандер, который находился при Турвилле в качестве посыльного судна.
На тот момент Франция и Испания находились в мире, и Турвилль послал брандер к Папачино с требованием дать салют французскому флагу. Капитан брандера подробно объяснил церемонию: испанцам надо приспустить свои флаги, а головной испанский корабль должен дать салют из 9 холостых выстрелов. Француз, как бы извиняясь, сообщал – господа, мы люди подневольные, у нас есть министр Жан-Батист Кольбер, он, помимо всего прочего, секретарь короля по морским делам, и мы имеем четкое указание, что должны требовать приветствия французскому флагу.
Испанцы на тот момент имели предписание первыми салютовать только англичанам, а все остальные приветствия согласно испанским законам были описаны так: если испанский корабль находится в чужих водах – то первым салютует он; если же в своих водах – то ему. Поэтому Папачино решил проигнорировать требование французов.
Французы, получив ответ, атаковали без раздумий. «Контен» и «Солид» атаковали «Карлос II», а «Эмпорте» начал бой с «Сан-Жеронимо». Уже практически первым выстрелом «Эмпорте» сбил с фрегата испанский флаг, «Карлос II» же дрожал от частых попаданий французов, которые развили бешенный темп стрельбы. В свою очередь д’Эстрэ, командир «Эмпорте», подумав, что «Сан-Жеронимо» сдался, раз у него упал флаг, присоединился к расстрелу флагмана Папачино с кормы.
Испанцы по возможности маневрировали, редко стреляли, тем, не менее, бой длился 3 часа. Прекратился он, когда на флагмане Папачино рухнула одна мачта, перекрыв возможность стрельбы с части пушек одного борта. В этот же момент к «Карлосу II» подошла лодка с корабля «Контен», где парламентер ласково вопрошал: «Господа, вы готовы приветствовать французский флаг, или продолжим бой?». На тот момент флагман испанцев получил только в корпус 62 попадания, и уже тяжело держался на воде. На тот момент испанцы уже потеряли 120 человек убитыми и раненными, поэтому Папачино согласился на требование французов, но попросил Турвилля лично засвидетельствовать, что он уступает требованию только после боя.
Итак, испанец приспустил флаг и дал 9 холостых выстрелов, француз ответил тем же, а далее опять подошла лодка от Турвилля, которая спросила: «Добрые испанские друзья! Не нужна ли вам помощь? Мы сожалеем, что между нами промелькнуло досадное недоразумение, которое привело к открытому бою. На самом деле мы так рады вас встретить в открытом море!». Папачино от помощи отказался и поковылял в Малагу.
Последствия
Этот (и подобные ему) инциденты заставили-таки государства сесть за стол переговоров, дабы договориться о приветствиях между кораблями разных государств. Ибо действия Турвилля вполне тянули на «казус белли».
Споры были долгими и жаркими, особенно тяжело шли переговоры между Францией и Англией. И это понятно, ведь на тот момент в английском флоте руководствовались предписанием короля Карла II: «Когда Вы встретитесь в английских водах с иностранным кораблем, то Вы должны ожидать, что при проходе мимо Вас он спустит свой флаг и уберет свой марсель, дабы показать этим, что он признает здесь верховные права английского короля. Если же одно из таких судов не исполнит этого или же прямо откажется, то Вы должны принять все зависящие от Вас меры к тому, чтобы заставить такое судно исполнить Ваше требование и не должны терпеть, чтобы кто-нибудь осмелился каким бы то ни было образом оскорблять флаг Его величества».
В конце концов, решение было следующим. Если французский, испанский или английский корабль встретит корабли Голландии, Венеции, Генуи, Алжира, Туниса или Триполи – они обязаны требовать у них первого приветствия. Если они откажутся – их вполне можно атаковать. Что касается встреченного испанского или английского корабля – первого приветствия требовать желательно, но необязательно, и если вдруг эти нации откажутся дать салют морскому флагу Франции – то разойтись с ними… без салютов. Либо приветствовать друг друга одновременно, но не приспуская флагов.
Таким образом, твердость Папачино пошла на пользу Испании, ибо, как видно из договора, Англия и Франция посчитали ее равными себе.
А что Россия?
Петр I в «Уставе морском о всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море» писал: «в салютах поступать с чужестранными по трактатам», кроме того, «дабы перед нашими воинскими кораблями командующие флаги и вымпелы спускали, каковы наши малы, а их велики ни были,- и ежели не учинят, то их принуждать к тому».
В «Регламенте шхиперам и протчим, приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства дабы ведали как поступать и чего остерегаться во оных», написанном в 1721 году, Петр требовал приветствовать русские корабли в самом порту и при входе в него спуском марселей и предупреждал: «Кто того не учинит, то по том будет выстрел, и доставлен за тот выстрел червонной». За повторение нарушения полагался еще один выстрел, а штраф утраивался.
После Северной войны были заключены трактаты со Швецией и Данией, где, помимо всего прочего, писалось: «купеческие корабли обоих народов, которые одного или другого Государя, целые военные флоты, эскадры, одни военные корабли или другие, вооруженные вымпелом и флагом снабженные суда, не токмо при берегах владения одного или другого Государя, но и на отверстом море встретят, хотя они и в ходу обретаются или на якоре стоят, спускают перед ним свои топ и марс зело, а именно в расстоянии малого пушечного выстрела, ежели купецкаго корабля командир противно тому учинит, то будет на него жалоба и, когда он в преступлении своем достаточно уличен, тогда будет от природнаго своего начальства жестоко наказан».
Договора эти подробно расписывали порядок и последовательность салютов, причем, касаемо именно военных кораблей, они должны были приветствовать друг друга только в открытом море или чужих территориальных водах. Договором же 1787 года между Россией и Францией упразднялся салют и в открытом море, и у берегов, был установлен салют на началах равенства лишь только в гаванях.
Ныне же в большинстве стран действует следующая норма: «Флаг не салютует, а лишь отвечает на салюты. Если салютует военный корабль другого государства, то флаг приспускается столько же раз, сколько ему салютуют. Если это торговое судно, то флаг приспускается один раз до половины».
источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/saliuty-i-flagi-62a98b7d976862692abaf285?&